http://Русский язык 5 класс Тема: Нужно и можно. Глаголы в неопределённой форме. Цели урока: учащиеся узнают,как обозначать действие без указания на время,род,число. 2.Развивающие: научатся обозначать действие без указания на время,род, лицо,число, употребляя глаголы в неопределён- ной форме; 3.Воспитательные: Ожидаемые результаты: Тип урока: Изучение новой темы Методы: словесный, практический, поисково-исследовательская работа, творческий Оборудование: учебник русский язык 5 класс Н.П.Задорожная, Г.К. Таирова, карточки, таблица. Ход урока. Эта-пы уро-ка Вре- мя Деятельность учителя Деятельность ученика Комп. Оц. Оргмо-мент 3 мин. Приветствует учащихся Проверить посещаемость Подготовка к началу урока Записывает тему и дату проведения урока Приветствуют учащихся Дежурный докладывает Готовятся к началу урока Записывают тему и дату урока в тетрадях. Провер-ка дом. задания 5 мин. Упражнение 6 стр.139 Восстановите предложения Образец: 1. Распустился ландыш в (май)- Распустился ландыш в мае. В самый праздник, в первый день. 2.Собираем в (август)- Собираем в августе, Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов. 3.В (октябрь),в (октябрь)- В октябре, в октябре Частый дождик во дворе. 4.В (декабре), в (декабре)- В декабре, в декабре Все деревья в серебре. -могут прочитать предложения, поясняют употребление имён существительных в предложном падеже с предлогом в и употребление его для обозначения времени. Повторе-ние 7 мин. Обратить внимание учащихся на значок «Запомните» стр.138 Чтобы знать Нужно задать от глагола вопрос И употре-бить имя сущ-е Время,когда происходит действие Когда? В П.п. с предлогом в -Когда зимние каникулы?- В январе. -А когда весенние?- В марте Развитие речи. Работа по тексту фрагмента из книги Э.Н.Успенского «Каникулы в Простоквашино» Упр.7 стр.139 -повторяют употребление предложного падежа для обозначения времени -вспоминают героев рассказов Э.Успенского -могут пересказать содержание фрагмента из рассказа . Изучение новой темы 18 мин. Словарная работа. Новые слова, их значение и употребление. По учебнику стр.. 141 Беречься, возвращаться , изменять, изменяться, обливаться, хвалить, хвалиться. Практическая работа. Упражнение 1 с.141 Как дополнить предложение? 1).Каждый ученик должен …книги в библиотек в срок 2).Из школы домой нужно… вовремя возвращать-возвращаться 1).Учебники нужно…. 2). Нужно … от простуды беречь-беречься 1). В мае расписание уро-ков не должно… 2).Мы не хотим… расписание уроков. изменять- изменяться Поисковая работа Упражнение 2 стр.142 Прочитать текст Озаглавить его. Однажды Лёше-фантазёру было скучно ,и он превратился в стирательную резинку. И услышал ,как хвалились друг перед ручка м карандаш. «Я отлично пишу !-говорила ручка- Без единой ошибки! А ты как пишешь?» «А я ,-ответил карандаш -я забыл, когда ошибался !» Лёше стыдно это было слушать :ведь он знал, сколько раз стирал ошибки, когда, писал карандашом. Опрос по прочитанному тексту. - Карандаш и ручка говорили правду или неправду? -Почему Лёше было стыдно слушать их разговор? Упражнение 3 стр.142 1).Что обозначают выделенные слова в упр.2 : предмет, признак или действие? На какие вопросы они отвечают? 2). А какой частью речи являются слова, которые отвечают на такие вопросы? 3). Определите время, род, число выделенных слов. 4).На какой вопрос отвечает слово слушать ? 5).К какой части речи оно относится ? 6).Чем оно отличается от выделенных слов? 7).Обозначает ли оно время, род, лицо, число? Читаем и запоминаем правило. Если глаголы отвечают на вопрос что делать ? что сделать? они стоят в неопределённой форме и оканчиваются -ть,-ти,-чь. Что делать ? Слушать,нести,беречь Что сделать ? Послушать, принести, сберечь. Неопределённая форма глагола не обозначает времени, рода, лица и числа. Чтение и понимание текста. Упражнение 4 стр.142. Смотрит неопре-делённая форма, как изменяются глаголы, и говорит: «Эх вы разве так надо изменяться?- « А как? –спрашивают глаголы –Ты можешь показать?» «Я бы показала,- вздохнула неопределённая форма ,-только у меня времени нет .» «Время мы найдём,- пообещали глаголы.- Какое тебе- настоящее, прошедшее или будущее? - «Давайте будущее,- говорит неопределённая форма, чтобы время хоть немного оттянуть .-Да не забудьте про вспомогательный глагол .» Дали ей вспомогательный глагол. Изменяется вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А неопределённая форма и буквой не пошевелит. Зачем ей буквой шевелить, зачем ей самой изменяться? Она- неопределённая форма, у неё времени. Работа по содержанию текста. -Почему неопределённая форма не может изменяться? -Что помогло неопределённой форме изменяться? -В каком времени она изменялась? -Найдите в тексте глаголы. На какие вопросы они отвечают? Письменная работа. Выписать в один столбик изменяемые формы глагола, а другой –глаголы в неопределённой форме. Закрепле-ние 5 мин. Обучение употреблению глаголов. Упражнение 5 стр.143 Вставить, где нужно Ь. Вспомните, какое правило вы учили в 4 классе. Полезные советы. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что делает Бакыт? Что делают ребята? 1).Нужно занимат…ся спортом. 1).Бакыт занимает…ся спортом. Ребята занимают…ся спортом . 2).Утром обливат…ся водой до пояса. Русский язык 5 класс Тема: Нужно и можно. Глаголы в неопределённой форме. Цели урока: учащиеся узнают,как обозначать действие без указания на время,род,число. 2.Развивающие: научатся обозначать действие без указания на время,род, лицо,число, употребляя глаголы в неопределён- ной форме; 3.Воспитательные: Ожидаемые результаты: Тип урока: Изучение новой темы Методы: словесный, практический, поисково-исследовательская работа, творческий Оборудование: учебник русский язык 5 класс Н.П.Задорожная, Г.К. Таирова, карточки, таблица. Ход урока. Эта-пы уро-ка Вре- мя Деятельность учителя Деятельность ученика Комп. Оц. Оргмо-мент 3 мин. Приветствует учащихся Проверить посещаемость Подготовка к началу урока Записывает тему и дату проведения урока Приветствуют учащихся Дежурный докладывает Готовятся к началу урока Записывают тему и дату урока в тетрадях. Провер-ка дом. задания 5 мин. Упражнение 6 стр.139 Восстановите предложения Образец: 1. Распустился ландыш в (май)- Распустился ландыш в мае. В самый праздник, в первый день. 2.Собираем в (август)- Собираем в августе, Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов. 3.В (октябрь),в (октябрь)- В октябре, в октябре Частый дождик во дворе. 4.В (декабре), в (декабре)- В декабре, в декабре Все деревья в серебре. -могут прочитать предложения, поясняют употребление имён существительных в предложном падеже с предлогом в и употребление его для обозначения времени. Повторе-ние 7 мин. Обратить внимание учащихся на значок «Запомните» стр.138 Чтобы знать Нужно задать от глагола вопрос И употре-бить имя сущ-е Время,когда происходит действие Когда? В П.п. с предлогом в -Когда зимние каникулы?- В январе. -А когда весенние?- В марте Развитие речи. Работа по тексту фрагмента из книги Э.Н.Успенского «Каникулы в Простоквашино» Упр.7 стр.139 -повторяют употребление предложного падежа для обозначения времени -вспоминают героев рассказов Э.Успенского -могут пересказать содержание фрагмента из рассказа . Изучение новой темы 18 мин. Словарная работа. Новые слова, их значение и употребление. По учебнику стр.. 141 Беречься, возвращаться , изменять, изменяться, обливаться, хвалить, хвалиться. Практическая работа. Упражнение 1 с.141 Как дополнить предложение? 1).Каждый ученик должен …книги в библиотек в срок 2).Из школы домой нужно… вовремя возвращать-возвращаться 1).Учебники нужно…. 2). Нужно … от простуды беречь-беречься 1). В мае расписание уро-ков не должно… 2).Мы не хотим… расписание уроков. изменять- изменяться Поисковая работа Упражнение 2 стр.142 Прочитать текст Озаглавить его. Однажды Лёше-фантазёру было скучно ,и он превратился в стирательную резинку. И услышал ,как хвалились друг перед ручка м карандаш. «Я отлично пишу !-говорила ручка- Без единой ошибки! А ты как пишешь?» «А я ,-ответил карандаш -я забыл, когда ошибался !» Лёше стыдно это было слушать :ведь он знал, сколько раз стирал ошибки, когда, писал карандашом. Опрос по прочитанному тексту. - Карандаш и ручка говорили правду или неправду? -Почему Лёше было стыдно слушать их разговор? Упражнение 3 стр.142 1).Что обозначают выделенные слова в упр.2 : предмет, признак или действие? На какие вопросы они отвечают? 2). А какой частью речи являются слова, которые отвечают на такие вопросы? 3). Определите время, род, число выделенных слов. 4).На какой вопрос отвечает слово слушать ? 5).К какой части речи оно относится ? 6).Чем оно отличается от выделенных слов? 7).Обозначает ли оно время, род, лицо, число? Читаем и запоминаем правило. Если глаголы отвечают на вопрос что делать ? что сделать? они стоят в неопределённой форме и оканчиваются -ть,-ти,-чь. Что делать ? Слушать,нести,беречь Что сделать ? Послушать, принести, сберечь. Неопределённая форма глагола не обозначает времени, рода, лица и числа. Чтение и понимание текста. Упражнение 4 стр.142. Смотрит неопре-делённая форма, как изменяются глаголы, и говорит: «Эх вы разве так надо изменяться?- « А как? –спрашивают глаголы –Ты можешь показать?» «Я бы показала,- вздохнула неопределённая форма ,-только у меня времени нет .» «Время мы найдём,- пообещали глаголы.- Какое тебе- настоящее, прошедшее или будущее? - «Давайте будущее,- говорит неопределённая форма, чтобы время хоть немного оттянуть .-Да не забудьте про вспомогательный глагол .» Дали ей вспомогательный глагол. Изменяется вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А неопределённая форма и буквой не пошевелит. Зачем ей буквой шевелить, зачем ей самой изменяться? Она- неопределённая форма, у неё времени. Работа по содержанию текста. -Почему неопределённая форма не может изменяться? -Что помогло неопределённой форме изменяться? -В каком времени она изменялась? -Найдите в тексте глаголы. На какие вопросы они отвечают? Письменная работа. Выписать в один столбик изменяемые формы глагола, а другой –глаголы в неопределённой форме. Закрепле-ние 5 мин. Обучение употреблению глаголов. Упражнение 5 стр.143 Вставить, где нужно Ь. Вспомните, какое правило вы учили в 4 классе. Полезные советы. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что делает Бакыт? Что делают ребята? 1).Нужно занимат…ся спортом. 1).Бакыт занимает…ся спортом. Ребята занимают…ся спортом . 2).Утром обливат…ся водой до пояса.
Просмотр содержимого документа
«Неопределённая форма глагола»