План – конспект урока по русскому языку.
Тема: «Неопределённая форма глагола».
Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;
научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;
Коррекционно – развивающие:
Развивать мыслительные операции: сравнение и классификации.
развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности
развивать скоропись.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность у учащихся;
прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;
воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Демонстративный материал: мультимедийная презентация, таблица вопросов.
Оборудование: карточки с заданием, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть! Садитесь. Посмотрите, все ли вы готовы к уроку?
II. Минутка чистописания.
- Чч
-Чудо
III. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников читают свои тексты.)
IV. Актуализация знаний.
- Что называется глаголом?
- Сейчас мы с Вами проведем очень интересную работу. Каждому из Вас Я раздам карточку со стихотворением, в котором пропущен глагол. Вам надо будет подумать и написать пропущенное слово. Затем мы проверим себя.
Остров на море...,
Град на острове..
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель... перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там... ручная,
Да затейница какая!
А. Пушкин
V. Самоопределение к деятельности.
- Теперь посмотрим на экран. Там есть слова, нам необходимо найти их начальную форму, число и к какой части речи они относятся.
Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому.
- Что такое начальная форма имени существительного? (Именительный падеж единственного числа.)
- Что такое начальная форма имени прилагательного? (Именительный падеж единственного числа мужского рода.)
- А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?
- Сформулируйте тему урока.
VI. Изучение нового материала.
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, стоят в неопределенной форме. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); - чь (печь, испечь).
VII. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упр. 181 (с. 106).
- Прочитайте пары слов. Сравните их.
- Выполните задания.
- Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Назовите приставки в этих глаголах.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- Что такое неопределённая форма глагола?
- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
VIII. Физкультминутка.
IX. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Упр. 183 (с. 107).
- Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк.
- Назовите синоним к слову Отчизна.
- Подготовьтесь к письму по памяти.
- Назовите глаголы в неопределённой форме.
X. Выборочное списывание.
- На слайде прочитайте стихотворение. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
А. Пушкин
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили.
XI. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое глагол?
-Что такое неопределенная форма глагола?
XII. Домашнее задание.
Упр. 184 (с. 107).