Тема: Неопределённые местоимения
Класс: 6
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Форма работы: групповая
Цели:
Обучающая: познакомиться с неопределёнными местоимениями, их значением, морфологическими признаками, правописанием;
Развивающая: развивать устную и письменную речь, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.
Оргмомент.
Добрый день, ребята! Напомним правила работы в группах: активно, творчески, уважая мнение друг друга!
1. Стадия вызова
- Предлагаю вам прочитать небольшой текст и ответить на ряд вопросов.
Кто-то постучался в дверь. В руке у него была какая-то трость, а в кармане лежало нечто непонятное. Он заявил, что некоторый мой друг хотел мне что-то передать. Это оказался какой-то документ. "Что-нибудь еще?" - спросил я. "Нет," - ответил незнакомец и ушел.
- о чём этот текст? Кто пришёл? Опишите его трость. Кто передал документ? Что за документ? Почему мы не можем ответить на эти вопросы? Почему непонятно? (предметы и признаки неизвестные, неопределённые, конкретно не называются).
- что вместо них используется? (неопределённые местоимения)
- о чём пойдёт сегодняшний разговор? (о неопр.м.)
-запишите число и тему урока
- Что мы уже знаем о неопределённых местоимениях? Обсудите в группе и запишите в 1 столбик таблицы.
-озвучьте, что записали.
-теперь заполните 2 столбик таблицы.
-озвучиваем по очереди (учитель пишет на доске): на что указывают? на какие вопросы отвечают? каким членом предложения являются? как изменяются? как образуются? как пишутся? (= целеполагание)
2. Стадия осмысления
- ответить на поставленные вопросы помогут нам отрицательные местоимения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Предлагаю вам заполнить концептуальную таблицу, используя материал параграфов 63 и 64. Не на все вопросы можно найти ответы в учебнике, так что определяйте сами.
Отрицательные м. | Линии сравнения | Неопределённые м. |
Отсутствие предмета и признака | На что указывают? | Неопределённые предметы, признаки, количества |
Кто, что, какой, чей, сколько | На какие вопросы отвечают? | Кто, что, какой, чей, сколько |
Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство | Каким членом предложения являются? | Подлежащее, дополн, обст, определ |
Никакой, ничей по р, ч, п Остальные по пад | Как изменяются? | От какой, который, чей по р, ч, п. Остальные по пад Некто не изм! |
От вопр-отн местоимений при помощи приставки ни-не | Как образуются? | От вопр-отн мест при помощи приставок не, кое и суффиксов то, либо, нибудь |
В три слова, если есть предлог Без ударения приставка ни | Как пишутся? | Через дефис то, либо, нибудь, кое. Если есть предлог после прист кое в три слова |
-обсуждение в группах
-давайте проверим, на что указывают н.м.? (и далее по очереди)
-что общего между отрицательными и неопределёнными местоимениями?
-в чём различие?
Физкультминутка
Сколько личных местоимений в слове семья? (7)
Какие 2 местоимения мешают движению по дороге? (ямы)
Когда руки бывают тремя местоимениями? (вымыты)
Какой остров называет местоимение, когда говорит о своей величине? (ямал)
-неопр.м. – это последний разряд местоимений, с которым мы знакомимся. Давайте проверим, как вы умеете находить местоимения в тексте и определять их разряд. Из упр.691 выпишите все местоимения, распределяя по разрядам. Каждый работает индивидуально.
- передайте тетрадь соседу слева, проверьте (ответы на слайде), оцените (нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, 5ошибок – 2).
3. Рефлексия
-вернёмся к 3 столбику таблицы. Скажите, что узнали на сегодняшнем уроке? (по очереди)
-Творческое задание. 1 и 3 группы составят небольшой рассказ о сегодняшнем уроке, используя неопр.м. 2 и 4 группы отредактирую текст, исключив из него неопр.м., чтобы нам всё было понятно и добавят концовку этой истории.
-Группы читают свои тексты.
-Ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке по следующим критериям.
В тетради напишите: самооценка – столько-то баллов.
-Домашнее задание: упр. 690. Потренируетесь в написании н.м. Спасибо за работу!