СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НЭП - Новая Экономическая Политика - (разработка урока)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нэп - это новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 года и осуществляли вплоть до конца 1920х годов.

 «Эту политику, мы проводим всерьез и надолго, но … не навсегда»

 ( Ленин В. И. ПСС – т. 44 – с. 311.).

Просмотр содержимого документа
«НЭП - Новая Экономическая Политика - (разработка урока)»

Урок 15 Тема: Новая экономическая политика


«Эту политику, мы проводим всерьез и надолго, но … не навсегда»

( Ленин В. И. ПСС – т. 44 – с. 311.).


«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда;

когда нет, то постыдны богатства и почести»

(Конфуций).



Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920х годов. Её часто называют Россией нэповской. Нэп - это новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 года и осуществляли вплоть до конца 1920х годов.

«Эту политику, мы проводим всерьез и надолго, но … не навсегда»

Задача нашего сегодняшнего урока – выявить причины перехода к нэпу, раскрыть сущность этой политики, её цели и познакомиться с её реализацией.

I.Причины нэпа.

Вопрос: К чему сводилась политика военного коммунизма? (вопрос классу)

Ответ:введение продразверстки, национализация крупной, средней и мелкой промышленности, запрещена аренда земли, применение наемного труда, запрещена частная торговля, произошла натурализация зарплаты, вследствие обесценивания денег, введена всеобщая трудовая повинность.

Вопрос: Насколько отвечала эта политика интересам трудящихся после войны?( вопрос классу)

Трудящиеся были ею недовольны, особенно она раздражала крестьян. Почему?

Ответ: Крестьянство было обязано практически весь урожай безвозмездно отдавать государству. У крестьян отсутствовали материальные стимулы.

Вопрос: Почему крестьянство мирилось с этим в годы гражданской войны?

Ответ: Шла гражданская война. Советская власть была в опасности, а ведь она дала крестьянам мир и землю. Свержение Советской власти грозило реставрацией дореволюционных порядков.

Вопрос: Чего стали требовать крестьяне после войны?

Ответ: Отмены продразверстки, свободы торговли и хозяйствования на земле.

- Давайте представим, что мы оказались свидетелями происходящих реальных исторических событий и хотим выразить свое недовольство. Что мы требуем?

- “Долой, продразверстку”, “Даешь свободу торговле!” “Советы без коммунистов”, “власть Советам, а не партиям”.

II. Выявление причин перехода к нэпу.

Исторические проблемы

Задача учащихся:


  • “Разорение, нужда, обнищание”В. И. Ленин

Подтвердите слова Ленина фактами.

  • В. И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые.

Объяснить слова Ленина, используя фактический материал.


Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С её помощью не удалось преодолеть разруху, порождённую четырьмя годами участия России в I мировой войне и усугубленную тремя годами гражданской войны. С 1914 года потери населения составили 20 млн. человек (включая и эмиграцию), ещё почти 4,5 млн. человек стали инвалидами в рабочем возрасте. Производство с/х продукции уменьшилось на треть, промышленной – в 7 раз, крупной промышленности – в 8 раз. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция.

В 1921 году из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню. От голода погибло более 5 млн. человек. Писатель М. Осоргин отмечал, что людоедство тогда было «обыденным явлением. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни ещё не знавших, хотя в них проку было мало. Ели по отдельности, не за общим столом, и разговоров об этом не было».

Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразвёрстке, но и поднялись на вооружённую борьбу. С июля по сентябрь 1920 г. шло восстание комдива Сапожкова в Заволжье и на Урале. В марте 1921 г. вспыхнуло восстание в Западной Сибири. Исключительно упорно шло восстание на Тамбовщине, которое возглавил Антонов.

Недовольны были и рабочие своим скудным пайком. Поэтому в городах в конце 1920- нач. 1921 г. г. начались забастовки.

Окончательно толкнуло большевиков к резкому изменению курса восстание моряков в Кронштадте зимой 1921 г. В марте 1921 г. моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т. е. ликвидации продразвёрстки.

Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами Х съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 10 часов штурмовые отряды вели бой. Лёд трескался, т. к. приближалась весна. Люди тонули десятками. Укрыться можно было лишь за трупами убитых ранее. 2,5 тысячи матросов было арестовано, 6-8 тыс. эмигрировало в Финляндию.

В. И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые..

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недовольство в обществе растет.

Вопрос:( вопрос классу) Каким был выход из создавшегося положения?

Ответы учащихся:

1) большевики могли продолжать политику военного коммунизма( политика террора и насилия) , возможные и вероятные последствия - свержение Советской власти( пример : восстание в Кронштадте).

2) Можно было пойти на полное удовлетворение требований восставших, тех, кто был недоволен политикой большевиков, возможные последствия - вероятное оставление большевиками командных высот в экономике, политике и идеологии.

3) Средний путь- тактический маневр, когда командные высоты сохранялись за большевиками, но делалась временная уступка небольшевистским силам.

Ленин не без колебаний выбрал третий путь. И это говорит о том, что НЭП рассматривался как вынужденная мера.

Причины введения НЭПа. ( запись в тетради)

  • Недовольство крестьян продразверсткой;

  • Недовольство матросов, солдат, рабочих кризисом;

  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма»

Вывод. «Мы натолкнулись на большой – я полагаю, на самый большой – внутренний политический кризис Советской России. Этот кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих» (В. И. Ленин). Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.

Вывод: таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране в целях нормализации экономической, социальной и политической жизни.

В 1922 г. была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твёрдой денежной единицы, обеспеченной золотом, - «золотого червонца» (10 рублей), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Трудовые мобилизации заменил свободныйнайм рабочей силы через биржи труда. Рабочие могли переходить с одного предприятия на другое. Устанавливалась 7-часовая продолжительность рабочего дня при 6-дневной рабочей неделе.

Привлечение иностранного капитала – один из внешних источников для поднятия экономики, но использовать его в должной мере большевики не смогли. Ленин: « Нам нужна твердая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твердой валюты НЭП летит к черту». Стабилизации финансовой ситуации способствовала денежная реформа( 1922-1924 годы)

IV. Итоги НЭПа и альтернативы развития страны в конце 20-х годов.

ДОСТИЖЕНИЯ НЭП

во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство; во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность; в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание; в-четвертых, плодотворно развивалась культура.

ПРОБЛЕМЫ НЭП

разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности.

Подведение некоторых итогов: учащиеся получают задания

Докажите, что социальные результаты НЭПа были противоречивы.

В: К чему свелись противоречия нэповской экономики

1 противоречие - одной стороны приоритет отдавался восстановлению и развитию крупной промышленности, в тоже время она продолжала оставаться убыточной. Решать задачу можно было только за счет ограбления деревни.

2 противоречие - неэквивалентный обмен между городом и деревней, приоритет промышленности над с/х.

3 противоречие - классово сориентированная политика - поддержка экономически немощных хозяйств и сдерживание развития крупных сельских предпринимателей.

Вывод учителя: Чтобы найти выход из противоречий и сложностей НЭПа власть должна была состоять из сильных, знающих и профессионально подготовленных людей.

НЭП - политика, которая проводится всерьез и надолго, но не навсегда. Переходный период к социализму, постепенно социалистический уклад вытеснит частнокапиталистические формы хозяйствования.

Причины свертывания НЭП

Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены. Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство. Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма. Поводом для полного отказа отНЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

Домашнее задание сочинить синкан на термины: продналог, нэпманы, излишки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!