СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непосредственно образовательная деятельность "Пять органов чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

публикация конспекта НОД

Просмотр содержимого документа
«Непосредственно образовательная деятельность "Пять органов чувств"»


Примерный конспект образовательной деятельности (старший возраст)

Образовательная область: «Познание»

Автор: Канюкова Т.Ю.

Цель: в процессе разнообразной деятельности дать детям элементарные (начальные) представления о пяти органах чувств (глаза, как орган зрения; уши, как орган слуха; нос, как орган обоняния; язык (рот, как орган вкуса и кожа (руки, как орган осязания).


Задачи:

Образовательные:1. создавать условия для развития представлений детей об органах чувств как помощниках человека в познании окружающего мира;

2. формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств) ;

3. стимулировать детей к описанию предметов, с опорой на схему, с называнием основных свойств (размер, форма, твердость/мягкость) ;

Развивающие:Способствовать развитию любознательности, поддерживать проявления самостоятельности.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия.

Планируемый результат: в итоге совместной деятельности на мольберте появляется «Ромашка ощущений», пособие, которое способствует формированию у детей представлений о важности всех органов чувств для человека.

  • Методы: /Приемы:/Формы и виды детской деятельности:

Виды детской деятельности

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская


  • технологии:

  • Здоровьесберегающие

  • ИКТ

Оборудование:Видео, аудиозапись звуков природы: журчанье воды, пение птиц (можно использовать другие звуки, 30 секунд, колокольчик, пять листов формата А4, вырезанных в форме лепестка, маркеры ярких цветов, кружок желтого цвета (серединка ромашки, магниты,мольберт магнитный, дидактическое пособие «Ящик ощущений», апельсин,кусочки банана по количеству детей на одноразовых шпажках или зубочистках, салфетка.

1 этап

Мотивационно-побудительный. Цель: установление контакта с воспитанниками, создание положительного психологического настроя на общение и совместную деятельность.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
«Добрый вечер»,
«Доброй ночи говорим».


- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

-Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся .

2 этап

Основной

1. Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись) .дети садятся и слушают.

Воспитатель: Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?

Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.

Воспитатель: А как вы услышали? С помощью чего?

Дети: С помощью ушей.

Вс. А зачем человеку уши?

Что человек может услышать?

Воспитатель подводит детей к выводу: уши нам нужны для того, чтобы слышать разные звуки (голос мамы, пение птиц, музыку, звон колокольчика.

Воспитатель предлагает детям закрыть плотно уши ладонями, потом открыть и сравнить, когда лучше слышно.

Дети: Лучше слышно, когда уши открыты.

Вс ,Правильно .А уши хорошо слышат тогда, когда они здоровы. хотите открою вам один секрет .Чтоб ничего не забывать. Здоровым быть внимательным. Делай ты себе массаж , для ушек обязательно. У нас на ушах есть много волшебных точечек И если эти точки массажировать Можно помочь своему здоровью.

Самомассаж:

Подходи ко мне дружок. Становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди. И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем, дружно хлопаем ушами.

А сейчас все тянем в низ. Ушко тыне отвались.

А потом, а потом, поиграем козелком.

Ушко кажется замерзло. Отогреть его так можно.

Ушки мы погладим с лаской. Так приятно просто сказка.

1, 2,1, 2 вот и кончилась игра

А раз кончилась игра, наступила тишина.

Затем воспитатель, с помощью детей, на бумажном листе, вырезанном в форме лепестка, схематично изображает орган слуха – ухо.

Дети вместе со взрослым рассматривают получившийся рисунок, сравнивают с оригиналом (ухом) .

Воспитатель предлагает ребенку прикрепить рисунок на мольберт с помощью магнита.

. 2 этап (сидя)

Воспитатель предлагает детям пройти по группе взявшись за руки..Остановиться и назвать ,что увидели.

-А чем вы все это увидели?,

Закрывают свои глаза ладонями и разыгрывает ситуацию «Почему все исчезло».

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где ребятки? Где окно?

Страшно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

Подводит детей к выводу: Ничего не видно, потому что закрыты глаза.

Воспитатель. Для чего нужны человеку глаза?

Выслушивает и комментирует все ответы детей, читает стихотворение:

Подводит детей к выводу: глаза нужны человеку для того, чтобы видеть (маму, красивые цветы, друг друга).

Затем предлагает рассмотреть, какого цвета глаза у соседа.

Воспитатель: -Скажите , а глаза могут болеть? Почему?

А чтобы глаза не болели , есть зарядка и для глаз.

Давайте полечим наши глазки .

Музыкальная зарядка для глаз.(стоя)

Схематичное изображение органа зрения.

3 этап. Воспитатель показывает детям «Ящик ощущений» и предлагает пройти на стулья.

Воспитатель: В этом ящике что-то лежит, но посмотреть туда нельзя Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?

Выслушивает предложения детей, подводит детей к выводу: узнать, какой предмет спрятан внутри можно с помощью рук (ощупывая то, что лежит внутри) .

Воспитатель: А какими могут быть предметы?(может быть «большим или маленьким», «квадратным или круглым», «мягким или твердым».

Предлагает желающим детям ощупать предмет и описать его.

Затем предметы, лежащие в «Ящике ощущений» рассматриваются вместе с детьми (внутри большой мягкий кубик и маленький твердый шарик) .

Ребята, а я знаю еще один секрет. На наших пальчиках есть тоже волшебные места, которые помогают нашему здоровью. А для этого есть пальчиковая гимнастика которая делает наши руки ловкими и цепкими.. Давайте поиграем с пальчиками и наших гостей научим.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.

Будем пальчики считать. 1,2,3,4,5.

Крепкие и дружные все такие нужные.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.






Воспитатель предлагает самому маленькому ребенку приложить руку к листу бумаги и обводит ее по контуру (схематичное изображение руки) .

Младший воспитатель в это время разрезает апельсин.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.

Дети: Появился запах.(определяют чем пахнет)

Воспитатель: Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?

Дети: С помощью носа.

Воспитатель читает детям стихотворение:

Есть прямые носики ,Есть носики-курносики… .

Очень нужен всякий нос ,Раз уж он к лицу прирос.

Воспитатель. -А зачем человеку нос?

Вывод: нос человеку нужен для того, чтобы различать запахи (вкусного пирога, первой зеленой травки, маминых духов) .

Воспитатель: Ребята, а вы часто болеете? Болеть это хорошо или плохо?

Дети: Болеть плохо.

Воспитатель: Хотите, я научу вас гимнастике для носа, которая поможет вам меньше болеть?

Массаж носа «Улитка». (сидя)

От крылечка до калитки

Три часа ползти улитке,

Три часа ползти подружке,

На себе таща избушку. Дети указательными пальцами гладят крылья носа сверху-вниз и наоборот

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровым всем нам нужен.

Схематично изображают орган обоняния – нос

5 этап

Игра «Угадай на вкус»

Воспитатель: Я хочу вас угостить. Что вы любите есть?

Я буду угощать вас фруктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать фрукт на вкус.

Воспитатель: Что помогло вам узнать, какой фрукт вы съели?

Дети: Рот, язык.

Воспитатель сообщает детям, что на языке есть маленькие сосочки, которые и определяют вкус продукта.

Вывод: рот (язык) человеку нужен для того, чтобы различать вкус продукта.

Схематично зарисовывают рот.

6 этап

Итоговый/Рефлксия

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт.

Дети с воспитателем еще раз рассматривают схематичные изображения, называют органы чувств.Обращает внимание детей на то, что листы бумаги по форме напоминают лепестки.Затем вместе с детьми на мольберте выкладывается «Ромашка ощущений».

Вместе с детьми подводится итог: Мы слушали, смотрели, нюхали, трогали, пробовали на вкус. У человека есть специальные органы, которые ему помогают познавать мир: уши, глаза, нос, рот, руки (кожа). Эти органы нужно беречь, так как они очень важны для человека, как для ромашки важен каждый лепесток, так и для человека важны все органы чувств.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!