Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 "Радуга" ТМР
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе
«Удивительный мир насекомых»
Подготовила и провела:
Архипенко К.Н.
воспитатель
Май, 2016г.
Цель: уточнить знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей о характерных признаках насекомых, о пользе и вреде приносящим людям, приспособленности к условиям жизни.
-дать представление о цикле жизни бабочки
- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа
Развивающие :
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать словесно-логическое мышление детей,.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе;
- вызвать желание помочь
Техническое обеспечение:
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт.
Наглядный материал: фотографии насекомых, презентация «Удивительный мир насекомых»
Раздаточный материал: зеленый ворсистый коврик, угощение, рукавички (1- зеленая, гладкая; 2-темно-коричневая ворсистая) на каждого ребенка), подносы, манка.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно - исследовательская,
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационно-мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, а насекомые являются неотъемлемой частью нашей загадочной природы.
Насекомых разных много,
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают,
Насекомых всех мы знаем!
Ребята, и сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
Все готовы к путешествию? Тогда приготовьтесь и повторяем волшебные слова за мной:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Воспитатель: на экране появляется цветочная полянка.
Ребята, какая красивая цветочная полянка! Вам нравится? Как вы думаете, здесь могут жить насекомые? А почему? (ответы детей)
Я тоже думаю, что здесь живут насекомые. Но почему-то никого нет. Ребята, а вдруг с насекомыми что-то случилось, и им необходима наша помощь.
Ребенок: Однажды над насекомыми пронёсся злой паук.
На полянке разноцветной он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали, трудился муравей.
И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми,
И этим шестиногим малышкам помоги!
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы помочь нашим шестиногим друзьям? Ответы детей:
Чтобы расколдовать насекомых, нам нужно выполнить задания которые приготовил нам паук. Ну что поможем насекомым?
2. Основной этап
Воспитатель:
И так, проходите, садитесь на полянку (зеленый ворсистый коврик).
Ребята, вот и первое задание от паука: « Загадки».
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и правильный ответ должны найти на фотографиях, и прикрепить на мольберт.
Воспитатель: Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее... (пчела).
Ребята, на столе лежат фотографии насекомых, теперь найдите среди них пчелу, и прикрепите на мольберт. Кто хочет это сделать?
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Дети: Дарит нам и воск, и мед.
Воспитатель: Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
И зовут ее....стрекоза).
Ребята, найдите среди них стрекозу, и прикрепите на мольберт. Кто хочет это сделать?
Воспитатель: Стрекоза летает около водоемов. Она похожа на вертолет
Воспитатель: Он работник настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей).
Ребята, найдите среди них муравья, и прикрепите на мольберт. Кто сможет справиться с этим заданием?
Воспитатель: Ребята, где строят муравьи дома?
Дети: Под сосной из хвоинок.
Воспитатель: Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий. Они могут уничтожить за лето много погибших насекомых. Поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок… (бабочка).
Ребята, найдите бабочку, и прикрепите на мольберт. Кто сможет справиться с этим заданием?
Воспитатель: На что похожа бабочка?
Дети: Бабочка похожа на цветок
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как появляется бабочка?(ответы детей)
На экране появляется жизненный цикл бабочки.
Сначала бабочка откладывает яйца. Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница?
Дети: Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается?
Дети: Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: Ребята, продолжим отгадывать загадки, чтобы помочь насекомым.
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
На ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка).
Найдите божью коровку и прикрепите на мольберт. Кто сможет справиться с этим заданием?
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Дети: На ней кружочки, черненькие точки.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на всех фотографиях?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Какой основной признак всех насекомых?
Дети: У всех насекомых по 6 лапок.
Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным
Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
Воспитатель: Почему их называют хищниками?
Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель: Назовите полезных насекомых.
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А сейчас приглашаю всех встать и сделать динамическую паузу «Бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете, какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. Дети подходят к столам, на которых расставлены подносы с манкой, рукавички.
- У меня есть волшебные рукавички. Одна - гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Надев мохнатую рукавицу, превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.
У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку. Дети проводят эксперимент.
Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
Ответы детей.
- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?
Ответы детей.
- Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Воспитатель:
Ну а сейчас мы приступим к следующему заданию «4 лишний». Дети занимают свои места. На мультимедиа выходят картинки.
Игра «4 лишний».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
1.божья коровка, лягушка, стрекоза, бабочка.
2.муха, оса, муравей, бабочка.
3. гусеница, бабочка, муравей, кузнечик.
4. богомол, стрекоза, божья коровка, бабочка.
Предполагаемые ответы детей:
Лишняя лягушка, потому что она не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. Воспитатель: Вот и с этим заданием справились. Теперь паук расколдует бедных насекомых. На экране появляется полянка с насекомыми.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Вот и закончилось наше путешествие в страну «Насекомых». Нам пора возвращаться в детский сад.
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад возвращаемся опять!
Оценочно-рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась путешествие в страну «Насекомых»? Кого мы там видели?
Дети: Насекомых
Воспитатель: А что случилось с насекомыми?
Дети: Злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. И мы их выполнили.
Воспитатель: Ребята, а какие задания вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилось помогать насекомыми? Что вы чувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель: А если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых, в кого бы хотели вы превратиться и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Насекомые вас всех благодарят и посылают угощение.
6