Непрерывность и преемственность в формировании знаний, умений, навыков при обучении химии как фактор воспитания социально-значимой личности.
Автор: Халтурина Любовь Александровна,
учитель химии
Я - учитель химии, этим и интересна. Каждое утро я иду в школу по знакомым улицам тихой Гатчины и размышляю…
О чем сегодня буду говорить со своими учениками? Конечно, о науке, очень древней и вечно молодой, о науке, у которой великое настоящее, но еще более великое будущее.
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся – везде обращаются перед очами нашими успехи ее применения», вспоминаю я слова великого М.В. Ломоносова, которые он написал еще в 1751 году. Но только теперь можно понять, насколько они справедливы. В самом деле, теперь нет ни одной области жизни, в которой не участвовала бы химия. Она незримо сопутствует всему, с чем мы сталкиваемся.
Проявляем ли мы отснятую фотопленку или пишем ручкой, смотрим передачи по телевизору или моем руки – так или иначе, прямо либо косвенно мы всегда имеем дело с химией.
А лекарства, косметика, бытовая химия, минеральные удобрения, строительные товары? Во всех областях жизни господствует химия!
Но всегда ли разумно человек пользуется достижениями цивилизации? Как случилось, что планета наша стала задыхаться от выхлопных газов миллионов автомобилей, от промышленных отходов? Как случилось, что нам не хватает чистого воздуха, чистой воды и чистой почвы?
Писатель Валентин Распутин, бросив взгляд на физическую карту, вообще нарисовал страшную картину: «На глазах тускнеют зеленая и голубая краски, обозначающие долы и реки. Из знаков, указывающих на полезные ископаемые, валят клубы дыма. Реки превращаются в сточные канавы, круговорот воды в природе – в круговорот ядов».
Перешагнув порог третьего тысячелетия, нам всем пора наконец-то задуматься, какой путь выбрать: экологическая катастрофа или достойное будущее?
А это зависит от того, с каким уровнем культуры, ответственности, знаний войдут сегодняшние дети в свою взрослую, созидательную жизнь. Это зависит и от меня, учителя химии. Поэтому моя педагогическая задача состоит в воспитании социально-значимой личности через формирование знаний, умений и навыков при обучении химии.
Этот процесс мне видится непрерывным. Вы не поверите, но в нашей школе можно провести уроки химии в начальной школе. И я иду к малышам с темами: «Химия – страна чудес», «Удивление на всю жизнь», «Чудеса свои руками». Я знакомлю первоклассников с окружающим нас миром веществ, химическими явлениями. Пусть удивляются!
Вы не задумывались, почему человек становится ученым, поэтом, художником? Что отличает талант? Умение увидеть то, что не видят другие. Увидеть и удивиться! Удивиться однажды, чтобы потом удивляться снова и снова. Чувство удивления рождает у учащихся желание узнать, повторить, а возможно когда-то и сделать лучше.
В 5-7 классах мы поднимаемся на ступеньку выше в естественно-научном образовании. Уроков химии в школьном расписании пока еще нет, но пробудившийся интерес к предмету поддерживается на уроках естествознания. И я иду в эти классы с группой старшеклассников, увлеченных химией, и мы говорим с ними о роли химических соединений в жизни растений, о озоновых дырах и катаклизмах природы, о видах загрязнения воздуха. И ребятам это интересно. Не случайно многие из них с удовольствием занимаются летом в экологическом лагере, выбирая для исследования проекты, связанные с химией, такие, как: «Химически опасные объекты города Гатчины и района», «Наблюдения за качеством атмосферных осадков», «Влияние загрязнения воды на организм человека».
Наконец, наступает этап сознательного выбора профиля обучения. С восьмого класса в ребята получают возможность заниматься в химико-биологическом классе. На этом этапе появляется мотивация в обучении. В белых халатах на химическом практикуме они ощущают себя настоящими химиками. Каждый урок – это поиск, эксперимент, открытие! Это проблемное решение экспериментальных задач, достижение результативности каждого опыта, формирование общеучебных и специальных умений.
И вновь совершенствование навыков учащихся продолжается в летнем профильном лагере. Мои ученики проводят исследовательские работы по отбору и анализу проб воды из разных источников гатчинского парка, анализируют образцы почв по специально разработанным методикам, учатся сопоставлять полученные данные, оформлять результаты исследований и защищать их на заключительной конференции.
Но и этого мало! В нашем арсенале целая серия экскурсий, позволяющих установить более тесную связь изучаемого материала с жизнью. Знакомство с производством пластмассовых изделий на заводе «Буревестник», дезактивацией радиационных вод в ПИЯФ, с очисткой сточных вод на очистных сооружениях города Гатчины.
Так, постепенно, познавая естественно - научную картину мира, формируется социально-значимая личность.
Это направление становится ведущим в старших классах. Именно на этом этапе многие годы осуществлялась взаимосвязь с Санкт–Петербургским технологическим институтом (техническим университетом). За годы совместной деятельности нами разработаны и согласованы программы, установлены единые требования к знаниям, приобретаемым в школе и вузе, как элементам целостной системы. В вузовских лабораториях, осваивая курс «Основ химического анализа», слушая лекции ученых, узнавая о последних достижениях в области химической науки, ребята взрослеют и все более начинают осознавать степень ответственности человека за свое дело, за состояние окружающей нас действительности.
Незаметно летит время… Снова звенит весенняя капель… Ранним, совсем уже светлым утром я опять иду в школу, думая о том, что мои ученики скоро уйдут в самостоятельную жизнь.
Горжусь: многие из них связывают выбор будущей профессии с химией. В архиве одних есть грамоты за призовые места в олимпиадах. У других имеются публикации в сборниках: ХХХVIII Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, V Всероссийского конкурса научных работ учащихся школ, гимназий и лицеев «Химия: Наука и искусство» имени профессора В.Я. Курбатова. У третьих - дипломы победителя III Всероссийского конкурса детских исследовательских работ и проектов «Ступени науки».
Надеюсь: мои ученики – люди высокой гражданской позиции, высокой требовательности к себе, настоящие труженики.
Верю: вооруженные научными знаниями, они будут настоящими хозяевами своей страны.
И тогда наши озера вновь станут синими, воздух – прозрачным, земля – плодородной, люди – здоровыми. Ведь наша с вами жизнь и благополучие поколений зависят от конкретных дел каждого из нас.
2