СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неравенство в образовании: рекомендации семьям с детьми школьного возраста с низким социально-экономическим уровнем жизни для преодоления негативных последствий неравенства в образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неравенство в образовании: рекомендации семьям с детьми школьного возраста с низким социально-экономическим уровнем жизни для преодоления негативных последствий неравенства в образовании»

Как людям с низким социально-экономическим статусом получить доступ к общественным благам, изменить жизненные шансы, социально продвинуться в обществе? Институт образования связан с этими вопросами напрямую, играет важную роль для социальной мобильности, является ценным ресурсом самореализации человека. Однако, переход от советской к новой образовательной модели сформировал большой разрыв в образовательных возможностях и, образование сейчас перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.1 Если сравнивать советские и современные школы, можно увидеть, что советская школа была качественной и общедоступной. Говоря о доступности высшего образования, то Д.Л. Константиновский, ведущий специалист в области социологии образования, исследуя образовательные возможности и жизненные траектории российской молодежи, констатировал факт, что в советское время высшее образование было доступно детям в основном из привилегированных семей, в то время как, введенный ЕГЭ в настоящее время дает больше возможностей учащимся из разных семей поступить в университет.2 Кроме этого, в настоящее время значительно увеличилось количество доступных мест для получения высшего образования, но это обстоятельство не позволило снизить социально-экономическое неравенство, поскольку обеспеченные семьи добиваются более высокого качества обучения для своих детей в рамках формально одинакового уровня образования, ведь выпускник престижного университета будет иметь выше доход, чем выпускник, например, педагогического университета, поэтому неравенство в получении качественного образования так или иначе возникает.

Качественное образование, качественное отношение к ребенку, индивидуализация процессов обеспеченные семьи получают в лицеях, гимназиях, частных и престижных школах. В обычных же школах концентрируются дети из семей среднего и низкого социально-экономического положения, где школьный климат не способствует комфортному обучению, отсутствует уважительное и внимательное отношение к учащимся, учителя часто позволяют себе деструктивное поведение, ученик не защищен от эмоционально-поведенческих проблем (прогулы, курение, наркомания). Более того, в школах часто можно наблюдать влиятельное неформальное деление - трэкинг (tracking), выражающееся в постоянном личностно-избирательных взаимодействиях учителей с обучаемыми.3 Это проявляется в том, что учитель определяет размещение детей в классе, стили общения с разными учащимися, распределяет учебные задания разных уровней сложности, приписывает разные роли и ярлыки, выбирает поощрения или наказания для учащихся, и, как правило, лучшие роли достаются детям из более благополучных семей. Трэкинг негативно влияет на учебную мотивацию, на интерес к учебе и ответное отношение к учителям и школе. Также в школах бытуют стигматизация и обвинение бедных в их бедности. Часто бедным людям приписывают лень, глупость, склонность к насилию. Дети, пострадавшие от стигматизации, не могут получить одобрение в обществе, они испытывают чувство стыда, не находят дружбы и доверия в школе.

Ученые, исследуя неравенство в образовании, утверждают, что очаги качественного обучения во многом зависят от потенциала семьи, поскольку сейчас «вклад школьного формального образования в успешность ребенка постепенно снижается»4, и высокие академические достижения учащегося определяются активным финансовым и культурным участием родителей, бабушек и дедушек в образовании, в развитие ребенка. Каким же образом доход и культура семьи трансформируется в успешность детей?

Теория первичных и вторичных эффектов неравенства, предложенная Раймоном Будона, дает ключ к разгадке.5 Существующая закономерность, дети обеспеченных родителей учатся лучше – это первичные эффекты неравенства, поскольку у таких детей лучше доступ к образовательным ресурсам, лучше дополнительное образование, лучше репетиторы, в конечном счете, есть доступ к книжной полке своих родителей. Как итог, разные образовательные результаты, больше шанс поступить в желаемое высшее учебное заведение, стать успешнее в будущем. Лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии», запущенного в 2011 г., показывает, что «академический трек» - переход в 10 класс и поступление в университет -становится приоритетным для учащихся с высокой успеваемостью. Даже если дети из семей с разным уровнем дохода, но с одинаковыми академическими результатами перейдут в старшую школу, ЕГЭ лучше сдадут учащиеся из семей с высоким уровнем дохода. В случае, когда результаты ЕГЭ будут одинаковыми, дети обеспеченных родителей с большей вероятностью выберут поступление в вуз. Это обусловлено ценностными установками учащегося, культурным капиталом семьи: наличие высшего образования обоих родителей или только у матери, вид профессиональной деятельности родителей и т.д. В данном случает будет наблюдаться вторичный эффект неравенства.

Таким образом, «культурный капитал семьи, и ее материальные ресурсы независимо друг от друга вносят вклад в формирование образовательной траектории детей».6

В моем видении, семья с низким социально-экономическим уровнем жизни может преодолеть негативные последствия существующего неравенства в образования, если будет выполнять ряд рекомендаций.

В известном докладе «Равенство образовательной возможности» Джеймс Сэмьюэл Коулман отмечал, что «неравенство, в которое дети поставлены своим домом, своим кварталом, своим окружением, сопровождает их и в дальнейшем, в их взрослой жизни после окончания школы»7. Это значит, выбирая место жительства, родителям нужно внимательно отнестись к тому, кто будет жить с ними по соседству, в каком районе, в каком подъезде они поселятся. Не зря поговорка гласит: «Плохой сосед украдет у тебя ребенка».

Дом может быть не так хорошо обставлен мебелью, но чистота должна обязательно быть. Не раз замечала, что семьи с низким достатком недостаточно внимания уделяют содержанию своего жилья в чистоте. Важно так же семьям бережно распоряжаться своим бюджетом, создать, по возможности, фонд развития своей семьи. Я рекомендую таким семья иметь установку – «Бедность – это не порок». Бедность не может служить оправданием и поводом для безделия, неопрятности, отсутствия культуры.

Семья, пусть малообеспеченная, может по мере своих сил вкладывать в образовательный досуг детей. Если родители проводят время вместе, играют в интеллектуальные игры, ходят в поход, ездят в лес, на реку, озеро, гуляют по парку, читают и обсуждают вместе книгу, смотрят хорошее кино, образовательные телеканалы, то они вкладываются в будущую успешность ребенка. Мощные информационные потоки заполонили современный мир, и новые впечатления - информация, которую получают дети от проведенного вместе с семьей времени, становятся для них образовательными ресурсами.

По словам Л.С. Выготского, родители – это «зона ближайшего развития»8 ребенка, они задают образцы поведения, которые ребенок постепенно усваивает. Очень важно не допускать в семейном общении использование ненормированной лексики, семье стараться повышать свой культурный уровень, использовать имеющиеся возможности для самообразования, сделать подборку хорошей детской литературы для чтения в семейном кругу. Это может быть и классическая литература, и научно-популярная, и историческая. Самообразование будет способствовать развитию эрудиции, расширению кругозора, у ребенка сформируются представления о мире, чтение книг мотивирует на то, чтобы учиться усердно, стараться подняться, добиться поставленных целей. Ребенок, которому не додано родительского участия, поддержки, сильно страдает. Мамы и папы, бабушки и дедушки, участвуйте в выполнении домашних заданий с детьми, обсуждайте прошедший учебный день в школе с ребенком, поощряйте, хвалите за успехи, помогайте в трудностях. Поступая так, вы повысите самооценку детей, поспособствуете их социальной удовлетворенности, дадите стремления в жизненной самореализации, у ребенка уйдет осознание безнадежности своего положения и т.п. Всего можно достичь старанием и усердием. Детей, предоставленных самим себе, ничего хорошего не ждет. Они могут начать заниматься преступной деятельностью, приобретут плохие привычки и т.д. Воспитывая высокую культуру поведения в семье, ее члены естественным образом будут создавать для себя соответствующий круг общения.

Внешкольные занятия имеют очевидные плюсы для детей. Помимо получения знаний и развития талантов у школьников повышается сосредоточенность, внимание, самооценка, ребенок приобретает навыки социализации, самоорганизации, создавая предпосылки своей успешности во взрослой жизни.9 Кроме этого, посещение кружков, клубов, курсов положительно влияет на школьную успеваемость. Родители с малым достатком даже и не задумываются о том, чтобы отдать детей на кружок, оправдываясь, что все кружки платные. Но это совсем не так. Такие родители показывают свой уровень культурного капитала. Если у родителей нет возможности купить шахматы, можно играть в шахматы онлайн, обучиться игре можно в Интернете бесплатно, так же на образовательных платформах школьник может воспользоваться бесплатными обучающими онлайн-курсами, видео-уроками, заданиями.

Занятия волонтерской и общественной деятельностью доступно для всех не зависимо от социального статуса. Участие в волонтерском движении является хорошим подспорьем для повышения интеллектуально-культурного уровня его участников, поскольку оно открывает возможность для общения с людьми более высокого социального положения, людьми старшего поколения, что способствует повышению самооценки, самореализации.

Подытоживая выше сказанное, можно сделать вывод, что семьи с детьми школьного возраста с низким социально-экономическим уровнем жизни могут сгладить негативные последствия неравенства в образовании, если будут использовать для этого все имеющиеся в наличии средства.











1 Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 430 с.

2 Д.Л. Константиновский Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ДСП. 2008. 552

3 Осипов А.М. и др. Социология образования: учебник и практикум для вузов. – М: Издательство Юрайт, 2021. – 365 с. (Высшее образование)

4 Психолог Катерина Поливанова о причинах низких оценок у детей, культурном капитале родителей и значении дополнительного образования. URL: https://postnauka.ru/video/63353 (дата обращения: 07.07.2021)

5 Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // ЖИСП. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-vybor-uchaschihsyaposle-9-go-i-11-go-klassov-sravnenie-pervichnyh-i-vtorichnyh-effektov-sotsialno-ekonomicheskogo (дата обращения: 06.07.2021).

6 Малик В., Бессуднов А. Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей. URL: https://iq.hse.ru/news/179126806.html (дата обращения: 07.07.2021)

7 D.S. Coleman et al. Equality of Educational Opportunity, 1966. URL:https://www.scribd.com/doc/89990298/Coleman-Report-Equality-of-Educational-Opportunity (дата обращения: 09.07.2021)

8 Л. С. Выготский и понятие «зона ближайшего развития» URL: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/376-l-s-vygotskij-i-ponyatie-zona-blizhajshego-razvitiya (дата обращения: 09.07.2021)

9 Александров Д.А., Тенишева К. А., Савельева С.С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-vneklassnyh-zanyatiy-s-uchebnymi-uspehami-i-samootsenkoy-podrostkov (дата обращения: 06.07.2021).