Тема урока. Несклоняемые имена существительные
Цели урока:
а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;
б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.
Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
Применяемые методы:
Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое чтение.
Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.
Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.
Личностные УУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.
Предметный результат:
Знать: несклоняемые имена существительные
Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.
Ход урока
Орг. Момент
Индивидуально: умение определять склонения существительных (на доску): На тракторе, за руку, по отвалам, за лесами, нет времени, в работу, в дали, в лицо отца, драгоценности в ладони, с благодарностью к земле. (Проверка сильным учеником).
Проверка домашней работы
Упр. 264
Гласные в корне слова: ведет (вел), тяжело (тяжесть), мотором (сл.сл), скрежет (скрежещет), пятерни (пять), лоснятся (лоск), остановился, деловитостью (дело), удаляется (даль), бережливо (бережно).
Приставки на З-С: распаханное, разгулявшееся, бесшумно.
Окончания глагола: спотыкается, выбрасывает.
О-Е после шипящих: перечеркивают, течет.
ЕН в существительных разносклоняемых: времени.
Гласные в неизменяемых приставках: растопыренной, закат.
Разделительный Ъ и Ь знак: ручьями
ПРИ- ПРЕ: пригоршней, непривычно.
Непроизносимая согласная в корне: почувствовал
Актуализация знаний.
Повторение теории по Имени существительному. Игра «Крестки-нолики»
Имя существительное обозначает предмет.
Склонение – постоянный признак имени существительного.
К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных на МЯ.
К сущ. 2 скл. Относятся существительны ср.р. с окончаниями О,Е, нулевым.
К сущ. 3 скл. Относятся сущ. Только ж.р. с нулевым окончанием.
К сущ. 1 скл. Относятся сущ. Ж.р. и м.р. с окончаниями А,Я.
Имя существительное в предложении является только подлежащим или сказуемым.
Склонением существительных называется изменение существительных по падежам.
9. У всех существительных можно определить падеж.
2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.
- Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»:
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне...
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсну, хохотал на всю кину.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - Все значения слов вам понятны?
Словарная работа:
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- А теперь каждый из вас поработает редактором. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (Раздаю по рядам)
3. Определение темы уроков, целеполагание
Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
Какова же тема нашего урока?
Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
Как вы думаете, много ли таких слов?
Существуют несклоняемые фамилии?
У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?
Физкультминутка:
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
4. Группы несклоняемых существительных
Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.
Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
5. Познакомимся с группами несклоняемых существительных
1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)
Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .
2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н. Приходько.
4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ
(Читаем правило с учебника с.140-141)
- Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры.
Хочу прочитать вам стихотворение:
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Выполнение упр. № 267 (самостоятельная работа с комментариями).
Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.
Выйти из , бутерброд с , кататься на , вынуть из , слушать по , пойти в , работать в .
Игра “Назови одним словом”
Дети должны определить слова по их лексическому значению, записать словосочетания с несклоняемым существительным.
На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”
1. Верхняя одежда для зимы и осени.
2. Подземная железная дорога, городской общественный транспорт.
3. Клавишный музыкальный инструмент.
4. Асфальтированная широкая дорога.
5. Сорт мороженого на палочке.
6. Напиток из зерен кофейного дерева.
Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)
Давайте решим кроссворд
По горизонтали:
1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.
2. Музыкальный клавишный инструмент.
3. Род мороженого в шоколаде.
4. Дорога с жёстким покрытием.
5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.
(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)
По вертикали:
1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.
2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.
3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.
4, Шейный шарф.
5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах
(такси, депо, домино, кашне, метро)

7. Итоги урока:
- Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
8. Домашняя работа:Упр.266, выучить правило.
9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК