СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нескучные уроки литературы: разговор с автором..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы ваши дети не скучали на уроке и не поглядывали на часы в ожидании звонка, надо организовать работу так, чтобы заинтересован был каждый ученик. Делюсь с Вами своим опытом, рассказав о нескольких дидактических приёмах.

Просмотр содержимого документа
«"Нескучные уроки литературы: разговор с автором..."»

«Нескучные» уроки литературы: разговор с автором… Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

«Нескучные» уроки литературы: разговор с автором…

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Приём «Эмоциональное начало» Притча «Вкус воздуха» Однажды Учитель спросил меня: - Чувствуешь ли ты вкус воздуха?  Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов. - Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?  Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении. - Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня, зажав рот и нос.  Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью. Жизнь!!! - Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись. - Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть в воде, в еде и во многом другом. Не ешь того, в чём нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать. Применение: 11 класс, Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Приём «Эмоциональное начало»

Притча «Вкус воздуха»

Однажды Учитель спросил меня:

- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.

- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?

Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.

- Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня, зажав рот и нос.

Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью. Жизнь!!!

- Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись.

- Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть в воде, в еде и во многом другом. Не ешь того, в чём нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать.

Применение: 11 класс, Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Составление интеллект-карты

Составление интеллект-карты

Письмо «Цель и самооценка» Д.С.Лихачева истинная «Горе от ума» А.С.Грибоедова образ Молчалина низменная Средство - добрые поступки Средство – обман и лесть ПРИЁМ «РОМАШКА ЦЕЛИ» Зависит ли судьба человека от того, какие жизненные цели он поставил перед собой и к каким средствам прибегает, чтобы достичь их? «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина ложная  Жизненная цель «Чудесный доктор» А.И.Куприна высокая «Мёртвые души» Н.В.Гоголя корыстная «Крыжовник» А.П.Чехова примитивная

Письмо «Цель и самооценка» Д.С.Лихачева

истинная

«Горе от ума» А.С.Грибоедова

образ Молчалина

низменная

Средство - добрые поступки

Средство – обман и лесть

ПРИЁМ «РОМАШКА ЦЕЛИ»

Зависит ли судьба человека от того, какие жизненные цели он поставил перед собой и к каким средствам прибегает, чтобы достичь их?

«Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина

ложная

Жизненная цель

«Чудесный доктор» А.И.Куприна

высокая

«Мёртвые души» Н.В.Гоголя

корыстная

«Крыжовник» А.П.Чехова

примитивная

Приём “Предмет как проблема” Задание: представьте проблему произведения в виде обычного предмета – весов, выдвиньте свои гипотезы: как связан этот предмет с романом Достоевского, какие ассоциации возникли при виде весов?  вспомните, символом чего являются весы.  Применение: 10 класс, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Приём “Предмет как проблема”

Задание:

  • представьте проблему произведения в виде обычного предмета – весов,
  • выдвиньте свои гипотезы: как связан этот предмет с романом Достоевского, какие ассоциации возникли при виде весов?
  • вспомните, символом чего являются весы.

Применение: 10 класс,

роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Приём «Лента времени» ЛСС «Лента времени» – это временна́я шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся важные события, связанные с персонажем художественного произведения

Приём «Лента времени»

ЛСС «Лента времени» – это временна́я шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся важные события, связанные с персонажем художественного произведения

Применение: 10 класс, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Применение: 10 класс,

роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Приём «Цветные карандаши»: цвет встречи оранжевый цвет - символ энергии, радости, теплоты, тёплый желтый цвет – цвет жизни, жёлто-зелёный - символ оптимизма, голубой цвет - символ безмятежности, спокойствия, постоянства, нежности. 11 класс: подготовка к ИС. Рассказ Л. М. Куликовой «Свиделись»

Приём «Цветные карандаши»:

цвет встречи

оранжевый цвет - символ энергии, радости, теплоты,

тёплый желтый цвет – цвет жизни,

жёлто-зелёный - символ оптимизма,

голубой цвет - символ безмятежности, спокойствия, постоянства,

нежности.

11 класс: подготовка к ИС. Рассказ Л. М. Куликовой «Свиделись»

Приём «Цветные карандаши»: цвет расставания Боль сына, потрясение от встречи... и отсутствие раскаяния Темно-красный ( бордовый с оттенками черного ) цвет – цвет депрессии, Чёрный цвет  – символ стресса, угрозы и даже психологической травмы, Серый цвет – символ смутной тревоги. Безысходность матер и

Приём «Цветные карандаши»:

цвет расставания

Боль сына, потрясение от встречи... и отсутствие раскаяния

Темно-красный ( бордовый с оттенками черного ) цвет –

цвет депрессии,

Чёрный цвет – символ стресса, угрозы

и даже психологической травмы,

Серый цвет – символ смутной тревоги.

Безысходность матер и

Приём «Хочу спросить» Примерный результат работы в группе Вопросы, адресованные сыну Вопросы, адресованные матери 1. Хочу спросить , Толик, чего ты ожидал от встречи с матерью, которую не видел много лет? Вопросы, адресованные читателю 2. Хочу спросить , почему твои ожидания не оправдались? 1. Хочу спросить , что Вы испытываете в первые минуты встречи с сыном? 1 . Хочу спросить , каково ваше отношение к поведению сына и матери при встрече? 3. Хочу спросить , испытываешь ли ты угрызения совести? 2. Хочу спросить , стало ли легче на душе от того, что Толик наконец-то приехал? Почему? 2. Хочу спросить , права ли мать, что не признала сына? 4. Хочу спросить , Толик, понимаешь ли ты, Толик, что, произнося мысленно слова « У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо », что твои дети могут поступить точно так же, как и ты? 3. Хочу спросить , почему не захотели простить? Или не смогли? 3. Хочу спросить , поймёт ли Толик, что мать не захотела его признавать? 3. Будет ли сын вспоминать мать, когда вернётся домой, или его совесть уснула навсегда?

Приём «Хочу спросить»

Примерный результат работы в группе

Вопросы, адресованные сыну

Вопросы, адресованные матери

1. Хочу спросить , Толик, чего ты ожидал от встречи с матерью, которую не видел много лет?

Вопросы, адресованные читателю

2. Хочу спросить , почему твои ожидания не оправдались?

1. Хочу спросить , что Вы испытываете в первые минуты встречи с сыном?

1 . Хочу спросить , каково ваше отношение к поведению сына и матери при встрече?

3. Хочу спросить , испытываешь ли ты угрызения совести?

2. Хочу спросить , стало ли легче на душе от того, что Толик наконец-то приехал? Почему?

2. Хочу спросить , права ли мать, что не признала сына?

4. Хочу спросить , Толик, понимаешь ли ты, Толик, что, произнося мысленно слова « У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо », что твои дети могут поступить точно так же, как и ты?

3. Хочу спросить , почему не захотели простить? Или не смогли?

3. Хочу спросить , поймёт ли Толик, что мать не захотела его признавать?

3. Будет ли сын вспоминать мать, когда вернётся домой, или его совесть уснула навсегда?

Равнодушие – это паралич души (А.П.Чехов) Ты нужен матери! Она ждёт! Мама – твоё прошлое! Дети – будущее! Не потеряй его! Не греши! Вспомни о матери! Приём «Телеграмма» Задание ученикам : Отправьте сыну героини телеграмму, состоящую из пяти-семи слов, которые заставят его одуматься! В этих словах - самая важная информация из текста – его основная мысль.

Равнодушие – это паралич души (А.П.Чехов)

Ты нужен матери! Она ждёт!

Мама – твоё прошлое! Дети – будущее! Не потеряй его!

Не греши! Вспомни о матери!

Приём «Телеграмма»

Задание ученикам :

Отправьте сыну героини телеграмму, состоящую из пяти-семи слов, которые заставят его одуматься!

В этих словах - самая важная информация из текста – его основная мысль.

Партизанский отряд Плен: в подвале Предательство: отрёкся от себя Казнь Сотникова Ликвидация самого себя

Партизанский отряд

Плен: в подвале

Предательство: отрёкся от себя

Казнь Сотникова

Ликвидация самого себя

Подготовка к ИС: приём «Облако мыслей»

Подготовка к ИС: приём «Облако мыслей»

Подготовка к ИС: приём «Облако мыслей»

Подготовка к ИС: приём «Облако мыслей»

Подготовка к ИС: приём «Облако мыслей»

Подготовка к ИС: приём «Облако мыслей»

Подготовка к итоговому сочинению.  Прием “ Облако мыслей ”   НЕЗАПЯТНАННАЯ РЕПУТАЦИЯ  ДОСТОИНСТВО ВЕРНОСТЬ  ЧЕСТЬ  СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ  БЛАГОРОДСТВО ДУШИ   Задание 2: напишите авторов и названия художественных произведений, в которых раскрываются эти понятия

Подготовка к итоговому сочинению. Прием “ Облако мыслей

НЕЗАПЯТНАННАЯ РЕПУТАЦИЯ

ДОСТОИНСТВО ВЕРНОСТЬ

ЧЕСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ

БЛАГОРОДСТВО ДУШИ

Задание 2: напишите авторов и названия художественных произведений,

в которых раскрываются эти понятия

Маша Миронова  Матрёна  А.И.Солженицын «Матрёнин двор» незапятнанная репутация  честное имя А.С.Пушкин «Капитанская дочка»  справедливость порядочность достоинство Андрей Соколов ЧЕСТЬ благородство  души Петр Гринёв  М.А.Шолохов Пьер Безухов Л.Н.Толстой А.С.Пушкин чистая совесть купец Калашников Верность «Судьба человека» М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» «Война и мир» «Капитанская дочка» Сонечка Мармеладова Татьяна Ф.М.Достоевский. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» «Преступление и наказание»

Маша Миронова

Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

незапятнанная репутация

честное имя

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

справедливость

порядочность

достоинство

Андрей Соколов

ЧЕСТЬ

благородство души

Петр Гринёв

М.А.Шолохов

Пьер Безухов Л.Н.Толстой

А.С.Пушкин

чистая совесть

купец Калашников

Верность

«Судьба человека»

М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...»

«Война и мир»

«Капитанская дочка»

Сонечка Мармеладова

Татьяна

Ф.М.Достоевский.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

«Преступление и наказание»

Приём «Знакомый незнакомец» ? Исходный текст  Великий русский писатель.  Ему было девять лет, когда погиб Пушкин.  В 13 лет он узнал о дуэли и смерти Лермонтова.  Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филлипок», «Лев и собачка», «Три медведя».  Подробная биография была написана им самим. Это трилогия “Детство”, “Отрочество” и “Юность”.  Знал Некрасова, Чернышевского, Тургенева, Островского, Чехова, Горького.  Комментарий. В руках учителя лист формата А4, на одной стороне – вопрос, на другой – текст (информация). Информация, предлагаемая ученикам, содержит известные и неизвестные факты. Ученик должны отгадать, о ком идёт речь. Этот приём можно использовать и на уроках других предметов. С помощью данного приёма определяется тема урока.  Применение: 5 класс, рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Приём «Знакомый незнакомец»

?

Исходный текст

Великий русский писатель.

Ему было девять лет, когда погиб Пушкин.

В 13 лет он узнал о дуэли и смерти Лермонтова.

Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филлипок», «Лев и собачка», «Три медведя».

Подробная биография была написана им самим. Это трилогия “Детство”, “Отрочество” и “Юность”.

Знал Некрасова, Чернышевского, Тургенева, Островского, Чехова, Горького.

Комментарий. В руках учителя лист формата А4, на одной стороне – вопрос, на другой – текст (информация). Информация, предлагаемая ученикам, содержит известные и неизвестные факты. Ученик должны отгадать, о ком идёт речь. Этот приём можно использовать и на уроках других предметов. С помощью данного приёма определяется тема урока.

Применение: 5 класс,

рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Приём «Погружение в вопрос»  «Почему отец главного героя повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» так легко поверил, что его сын – испорченный мальчишка и неисправимый хулиган?»   Задание ученикам : Подчеркните вопросительное слово. Как надо строить ответ на вопрос, начинающийся со слова « почему »? Отвечая на поставленный вопрос, составьте несколько предложений так, чтобы их вторая часть начиналась с союза « потому что » и содержала ответ на данный вопрос. Подчеркните те слова, которые обязательно должны быть в ответе? («легко поверил», «испорченный мальчишка») Применение: 5 – 6 класс, В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

Приём «Погружение в вопрос»

  • «Почему отец главного героя повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» так легко поверил, что его сын – испорченный мальчишка и неисправимый хулиган?» 

Задание ученикам :

  • Подчеркните вопросительное слово.
  • Как надо строить ответ на вопрос, начинающийся со слова « почему »?
  • Отвечая на поставленный вопрос, составьте несколько предложений так, чтобы их вторая часть начиналась с союза « потому что » и содержала ответ на данный вопрос.
  • Подчеркните те слова, которые обязательно должны быть в ответе? («легко поверил», «испорченный мальчишка»)

Применение: 5 – 6 класс, В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

Приём «Ченч-тест» Опять я в посёлке. Хожу на охоту, Пишу свои песни— живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Зашёл я в сарай и заснул глубоко. Применение: 5 класс, Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»

Приём «Ченч-тест»

Опять я в посёлке. Хожу на охоту,

Пишу свои песни— живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Зашёл я в сарай и заснул глубоко.

Применение: 5 класс, Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»

Приём «Клоуз – тест» Проверка домашнего задания Группы получают карточку с текстом, в котором пропущены отдельные слова. Задача каждой группы - наиболее полно и правильно восстановить текст. Великий рассказчик Марк Твен Настоящее имя писателя - …………………… а Марк Твен - это его ………………………, которым он подписывал свои произведения. Он родился в ………году. Слова «…… ….....» кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении …………………………… Он получил своё образование в ....................................., где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок - ...........................».

Приём «Клоуз – тест»

Проверка домашнего задания

Группы получают карточку с текстом, в котором пропущены отдельные слова. Задача каждой группы - наиболее полно и правильно восстановить текст.

Великий рассказчик Марк Твен

Настоящее имя писателя - …………………… а Марк Твен - это его ………………………, которым он подписывал свои произведения. Он родился в ………году. Слова «…… ….....» кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении …………………………… Он получил своё образование в ....................................., где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок - ...........................».

Приём “Ассоциации” Группа 1 : Используя цветные карандаши, нарисуйте слово «равнодушие». С каким цветом оно у вас ассоциируется? Аргументируйте свой ответ. Группа 2 :  С какой геометрической фигурой ассоциируется слово «равнодушие»? Почему? Нарисуйте эту фигуру. Группа 3 : Подберите синонимы к слову «равнодушие», нарисовав «цветок равнодушия». Подумайте, какой формы будут лепестки этого цветка и почему. В какой цвет вы его выкрасите? Почему?  Применение: 7 класс, рассказ А.Платонова «Юшка»

Приём “Ассоциации”

Группа 1 :

  • Используя цветные карандаши, нарисуйте слово «равнодушие».
  • С каким цветом оно у вас ассоциируется? Аргументируйте свой ответ.

Группа 2 :

  • С какой геометрической фигурой ассоциируется слово «равнодушие»?

Почему?

  • Нарисуйте эту фигуру.

Группа 3 :

  • Подберите синонимы к слову «равнодушие», нарисовав «цветок равнодушия».
  • Подумайте, какой формы будут лепестки этого цветка и почему.
  • В какой цвет вы его выкрасите? Почему?

Применение: 7 класс,

рассказ А.Платонова «Юшка»

холодность  эгоизм безразличие жестокость  РАВНОДУШИЕ

холодность

эгоизм

безразличие

жестокость

РАВНОДУШИЕ

Магни'тинки Задания 10 ЕГЭ по литературе: сопоставление стихотворений по конкретной теме

Магни'тинки

Задания 10 ЕГЭ по литературе:

сопоставление стихотворений по конкретной теме

Магн и‘тинки: что это такое?

  • Принцип составления: чертится таблица с девятью клеточками, в центре пишется тема и само задание. Оно притягивает, как магнит, фрагменты стихотворений, которые позволяют раскрывать тему сочинения. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову стихотворения, не останавливаясь на них подробно. После того как названо больше десяти авторов и их произведений, названия записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Проанализировав произведения, соотнеся их с темой задания, выбрав те, в которых раскрывается тема и которые важны для сопоставления, убрав лишние с обоснованием причины удаления, ученики находят фрагменты этих произведений (В Интернете, в библиотеке, в учебнике-хрестоматии) и заполняют магни'тинку. Получаются целые «магнитные» семантические поля. В некотором смысле такие «магнитные поля» могут служить планом сочинения.
  • Если тема сложная, то можно дать ученикам материал по теории литературы. Так, магни'тинка «Психологизм в лирике русских поэтов» сопровождён дополнительным материалом.
  • Некоторые магни'тинки дополнены образцами сочинений учеников и учителя.
Магн и‘тинки: что это такое? Магни'тинки можно использовать •  в качестве домашнего задания (составить), •  во время проверки домашнего задания на уроке, •  в качестве дополнительного дидактического материал для выполнения задания 9 или 16. Ученики учат все фрагменты четверостиший по данной теме, особенно, если тема непростая, как говорится, не на слуху, например, «Цветопись в лирике поэтов XIX века».

Магн и‘тинки: что это такое?

Магни'тинки можно использовать

• в качестве домашнего задания (составить),

• во время проверки домашнего задания на уроке,

• в качестве дополнительного дидактического материал для выполнения задания 9 или 16.

Ученики учат все фрагменты четверостиший по данной теме, особенно, если тема непростая, как говорится, не на слуху, например, «Цветопись в лирике поэтов XIX века».

И.А.Бунин (XX век)

В полночь выхожу один из дома... (фрагмент)

Н. А. Заболоцкий (XX век)

Сентябрь (фрагмент)

Кто из известных поэтов XX века использует в создании природных образов цвет и в чём сходство их колористической концепции с версией Н.А.Заболоцкого («Сентябрь»)?

В полночь выхожу один из дома,

Б.Л.Пастернак

А.А.Блок (XX век)

Сыплет дождик большие горошины,

Мерзло по земле шаги стучат,

Золотистою долиной (фрагмент)

?

И.Северянин

Золотая осень (фрагмент)

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.

Осени

осыпан черный сад

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Золотистою долиной

предчувствие (фрагмент)

Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой.

Закрывается тополь взъерошенный

Ты уходишь, нем и дик

И на крышах - белая солома:

Заалеют клены и залимонеют, будут ало-желты.

Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной.

Серебристой изнанкой листа.

Тает в небе журавлиный

Трауры полночные лежат .

Побуреет в бурях море голубое, голубое небо,

Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Удаляющийся крик

Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный.

………… .

Как сквозь арку из каменных плит,

Будет в зорях холод, в вечерах — угрозье,

В это царство тумана и морока

в полднях — хлаже золото.

Сквозь прозрачные волокна Солнце , света не тая, Праздно бьет в слепые окна Опустелого жилья.

Первый луч, пробиваясь, летит.

Хочешь иль не хочешь — сердцем затоскуешь от немого гнева.

Образец задания 10 по теме «Цветопись…»

Кто из известных поэтов XX века использует в создании природных образов цвет и в чём сходство их колористической концепции с версией Н.А.Заболоцкого («Сентябрь»)?

(1)При создании природных образов Н.А.Заболоцкий использует цвет, опираясь на ассоциации. (2)Например, в стихотворении «Сентябрь» с помощью холодных цветов царство тумана и морока » ) описывается осень, непогода. (3)И на этом фоне – светлое пятно (« Серебристой изнанкой листа»), а также луч, который, «пробиваясь, летит». Несколько штрихов – и настроение передано!..

(4)Данная традиция характерна и для других деятелей культуры ХХ века, например, для такого, как С.А.Есенин.

(5) Вспомним его стихотворение «Отговорила роща золотая…». (6)В нём присутствует множество цветов. (7)Так, золотой цвет, встретившийся читателю уже в первой строке стихотворения («Отговорила роща золотая …»), ассоциируется с божественным началом, солнцем, является признаком царственной власти. (8)Красный цвет занимает лидирующее место в наборе красок автора, он символизирует активность, выступает цветом жизни, любви, огня, энергии: «В саду горит костёр рябины красной …». (9) Жёлтый цвет усиливает впечатление от золотого («От желтизны не пропадёт трава…»).

(10)Следовательно, колористические концепции Н.А.Заболоцкого и С.А.Есенина имеют черты сходства. (11)Поэты умело используют различные цвета для более точного и яркого раскрытия образов природных явлений.

Образец задания 10 по теме «Цветопись…»

Кто из известных поэтов XX века использует в создании природных образов цвет и в чём сходство их колористической концепции с версией Н.А.Заболоцкого («Сентябрь»)?

(1) Цветопись - это оригинальное средство выражения авторской оценки происходящего в природе. (2) И для каждого поэта характерны свои подходы к колористике, однако черты сходства колористической концепции мы наблюдаем в творчестве многих русских поэтов XX века.

(3)Например, в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Сентябрь» речь идёт о дождике, который «сыплет … большие горошины». (4) В этом стихотворении образная картина рисуется косвенно: « серебристая изнанка листа» тополя делает « нечистую даль» чище, а в « царстве тумана и морока » врывается солнечный луч, пересекая мрак тонкими нитями.

(5) В стихотворении И.Северянина «Осени предчувствие» цветовая гамма так же, как и в лирическом произведении Н.А.Заболоцкого, не присутствует в «чистом виде»: поэта мало интересуют основные цвета палитры. (6) Он, как и Заболоцкий, использует цветопись, наполняя её, наряду с прилагательными, существительными и глаголами (« заалели клёны», « побуреет … море голубо е», « голубое небо», « клёны …ало-желты», «хлаже золото ».

(7) Таким образом, в анализируемых стихотворениях природное явление рождает цветовые ассоциации, образы, и цель цветовой игры поэтов – передать многообразие естественных оттенков, создать общее лирическое настроение

Лавка возможностей (притча)  Однажды человеку приснился сон, будто он идёт по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.  Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.  Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивлённый, он решил схитрить и подошёл к хозяину лавки. — Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.  Однако хозяин ответил ему: — Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…

Лавка возможностей (притча)

Однажды человеку приснился сон, будто он идёт по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивлённый, он решил схитрить и подошёл к хозяину лавки.

— Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.

Однако хозяин ответил ему:

— Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя.  Всё, что может сделать учитель, — это указать дорожки. Английский поэт Ричард Олдингтон

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя.

Всё, что может сделать учитель, — это указать дорожки.

Английский поэт

Ричард Олдингтон