СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы урока иностранного языка-один из способов повышения интереса к предмету

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно. Постоянная практика проведения нестандартных уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы урока иностранного языка-один из способов повышения интереса к предмету»







НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ





















январь 2024





Аннотация

         Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно. Постоянная практика проведения нестандартных уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.

Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка . Ведь общеизвестно, что большинство учащихся с большим желанием начинают изучать иностранный язык , но на среднем , а тем более на старшем этапе, речевая активность учащихся резко понижается. Организация активной речевой деятельности на уроке очень сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления организационных форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся , явилось анкетирование, которое я проводила с учениками. Учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Какая форма урока тебе больше всего нравится ?

2. На каких уроках ( проведённых в какой форме ) ты лучше всего понимаешь материал ?

3. Какие уроки тебе нравятся ? Почему?

4. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот характерные ответы школьников: «Мне очень нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение», «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде диспута, соревнования, праздника», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии.

На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков».

Ответы учащихся подтвердили правильность направления поиска резервов в повышении речевой активности учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению речевой активности учащихся, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися языком зависит не только от выбора формы урока, но и от того, насколько профессионально учитель смог использовать эти формы для достижения основных целей урока. Существует большое разнообразие средств и приёмов работы, направленных на повышение речевой активности учащихся. Мне бы хотелось остановиться на одной из главных активных форм обучения – это нестандартные формы урока.

В практике работы учителей есть множество приемов «оживления содержания» материала для привлечения к нему внимания учащихся. Все это в известной мере компенсирует скучные по содержанию темы. Однако, для привлечения интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы 2 условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение обучающихся к активной самостоятельной деятельности по овладению знаниями любого содержания, любой темы.

Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Но, следует оговориться, что интересное преподавание –это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрации красочных пособий, занимательными задачами, это не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено, и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному- все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, т.е. содействовать устойчивости интереса.

Главной почвой для развития познавательных возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения.

Иностранный язык – предмет не из легких. Это признают и санитарные нормы и правила, где в ранговой шкале трудностей он занимает второе место после математики. Это, как никто другой, осознают и учащиеся среднего звена. К 6-7 классу проходит интерес, связанный с новизной и необычностью предмета, наблюдается резкое снижение уровня активности познавательной деятельности и мотивации к изучению иностранного языка. Это называют «мотивационным кризисом. Как следствие – снижение уровня успеваемости. В подростковом возрасте интерес становится избирательным, поэтому осознанной активности в изучении немецкого языка без дополнительного стимула учащиеся не проявляют.

В подростковом возрасте интерес становится избирательным, поэтому осознанной активности в изучении немецкого языка без дополнительного стимула учащиеся не проявляют. Самым сложным, на взгляд учеников, является изучение нового лексического материала. Некачественно усвоенная лексика становится препятствием на пути овладения иностранным языком как средством общения. В ходе работы возникли вопросы, требующие практического решения. Как превратить кропотливый труд по усвоению новых лексических единиц в интересное и нескучное занятие? Как активизировать познавательную деятельность, способствуя прочному усвоению знаний? Эту задачу, на мой взгляд, наиболее эффективно помогает решить использование на уроке игры и игровых приемов. Они позволяют наполнить механическое многократное воспроизведение эмоциями и личностным смыслом.

Также в этот период учащиеся испытывают нежелание и страх говорить на иностранном языке, боятся сделать ошибку и стать объектом для шуток. Вот здесь и помогают игры и игровые приемы, которые создают благоприятную, расслабляющую атмосферу на уроке, снижают уровень тревожности. В результате учащиеся получают удовольствие от самого процесса деятельности и непринужденно вступают в общение, преодолевая психологический барьер.

Почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке. В моей практике на учебных занятиях применяются различные варианты творческих заданий:

  1. Игровые моменты на уроках немецкого языка

  2. Разучивание и исполнение стихов, песенок , пословиц

  3. Лэпбукинг

  4. Изготовление поделок к календарным праздникам

1.Традиционным на моих уроках при изучении новой лексики стало использование уже полюбившихся учащимся кроссвордов «Magisches Quadrat». Кроссворд представляет собой сетку с произвольным количеством клеток с буквами. Среди букв нужно найти слова по теме. Для удобства слова читаются по прямой вертикально или горизонтально. Таким образом можно проверить лексику по любой теме. Иногда провожу индивидуальную или групповую игру: кто быстрее отыщет все слова, кто отыщет больше слов за отведенный промежуток времени . Можно организовать взаимопроверку в парах или самопроверку по ключам. Иногда включаю в кроссворд лишние слова. Это могут быть слова не по теме или слова определенной части речи. Предлагаю учащимся их найти и обосновать свой выбор. Использую также лексические игры «Закончи фразу…..», «Снежный ком» , рассказ по рисунку.

На уроках подтвердили свою эффективность приемы, заимствованные из технологии интерактивного обучения и адаптированные мною к условиям урока немецкого языка. Они помогают создать благоприятную атмосферу на уроке, способствуют развитию мышления, создают условия для организации общения. При изучении темы «Charaktereigenschaften» в 7 классе использую прием «Аллитерация имени». Учащиеся записывают в столбик свои имена и подбирают к каждой букве имена прилагательные, раскрывающие их характер:

Klug

Arrogant

Ruhig

Intelligent

Nett

Aufmerksam

Затем рассказывают о себе: Ich bin Karina. Ich bin klug, arrogant, ruhig, intelligent, nett und aufmerksam.

При изучении темы «Schulsachen» уместна игра «Собери портфель». В игре участвует весь класс. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-немецки. В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории обучающихся, но и уровень их развития и информированности. Формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Обучение более эффективно, если учащиеся с начального этапа обучения активно вовлечены в процесс, в который внесены элементы творческих заданий

- нарисуй картинку и составь её описание (темы: Моя семья, мой дом, моё любимое животное; - поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;

- прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками;

- придумай загадку (тема: Животные); - нарисуй картинку к прочитанному тексту

2. На уроке иностранного языка в условиях неязыковой среды следует уделять внимание постановке произносительных навыков. Например, песенный материал может выступать в качестве релаксанта в середине или в конце урока, когда необходимо снять напряжение. Для запоминания немецких имен во 2 классе использую песенку «Anna, Hanna, Hugo, Hans…» Разучивание и исполнение коротких песенок с частыми повторами закрепляют правильную артикуляцию. Песни знакомят детей с форматом приветствия на иностранном языке, помогают запомнить , как можно представиться при встрече, спросить имя.(песенка ‘Guten Tag! Guten Tag! Hallo, wie geht s?) Эффективным способом усвоения фонетического материала является заучивание скороговорок, рифмовок, поговорок, подбор русских эквивалентов к поговоркам.

3. Лэпбукинг

Это очень эффективный метод обучения немецкому языку. В США, на родине этой методики, ее широко применяют в школах. В России данная технология только набирает обороты. Лэпбук (англ. наколенная книга)- тематическая самодельная папка, содержащая множество кармашков, открывающихся окошек. Работа над созданием лэпбука учит школьников обрабатывать, систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого, развиваются творческие способности и поддерживается интерес к обучению.

4. Изготовление поделок к календарным праздникам. Поделка становится стимулом для высказывания. Мотивирует ребенка к применению иностранного языка. Обучающая цель может быть отработка лексики, развитие навыков речи. Во время изготовления поделок мы изучаем названия предметов, используем глаголы на немецком языке, обогащая лексический запас в непринужденной обстановке.



Вывод:



Приведенный и рассмотренный комплекс приемов м способов работы по формированию познавательного интереса у школьников на уроках немецкого языка позволяет закрепить изученные на уроке материалы, развивает личностные качества: активность, креативность, повышает уверенность в себе. Каждому учителю хочется сделать свое занятие индивидуально интересным. Познавательный интерес не возникает сразу, он формируется из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.





Список литературы

  1. Богдан, Г. А. Фестиваль педагогических идей / сост. Г. А. Богдан,        И. М. Полянская, И. В. Якименко. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 128 с.

  2. Галкина, Г. В. Играя, научим: пособие для учителей / Г. В. Галкина, Л. З. Полонецкая. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2010. – 144 с.

3. Горлова, Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. / Н. А. Горлова. – Москва: МГПУ, 2010. – 248 c.

4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для

учителей / Н.И. Запрудский. – 2-е изд. – Минск, 2004. – 288 с.

5. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения