СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные способы решения заданий при подготовке к ГИА. Выступление на РМО.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО. Показаны нестандартные способы решения некоторых заданий при подготовке к ГИА в 9 и 11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные способы решения заданий при подготовке к ГИА. Выступление на РМО.»

Математика, которая мне нравится! Обучение – ремесло, использующее бесчисленное множество маленьких трюков.  Д. Пойа

Математика, которая мне нравится!

Обучение – ремесло, использующее бесчисленное множество маленьких трюков.

Д. Пойа

МБОУ

МБОУ "Ивановская средняя общеобразовательная школа"

Нестандартные способы решения заданий при подготовке к ГИА.

Мы разработали этот шаблон так, чтобы у каждого члена группы проекта был набор слайдов с собственной темой. Чтобы добавить новый слайд в набор, сделайте следующее.

Укажите, куда вы хотите добавить слайд. Для этого в области эскизов выберите существующий слайд, нажмите кнопку «Создать слайд», а затем выберите макет.

У нового слайда будет такая же тема, как и у ранее выбранного.

Будьте осторожны! Не раздражайте выступающих неожиданной сменой темы. Это может случиться, если выбрать вариант темы на вкладке макетов. В этом случае изменится оформление всех слайдов в презентации.

Подготовила: учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Ивановская СОШ» Минаева И. И.

Решение текстовых задач нестандартным способом

Решение текстовых задач нестандартным способом

Задача на движение Пароход вниз по течению реки проплыл путь за 2 часа, а вверх против течения  реки за 3 часа. Сколько времени понадобится плоту, чтобы проплыть тот же путь? Решение с помощью дробей: Примем за 1 весь путь. 1:2=1/2 (расстояния)  - часть пути, которую проплывает катер за 1 час по течению; 1:3=1/3 (расстояния)  - часть пути, которую проплывает катер за 1 час против течения; Так их разница составляет удвоенную скорость течения, то  (1/2 - 1/3):2=1/12 (расстояния)  - часть пути, которую проплывает плот за 1 час. 1:1/12=12 (часов)  - время движения плота.  Ответ: 12 ч Решение с помощью уравнения:  Пусть х км/ч – скорость парохода, а  у км/ч скорость течения реки. Составим уравнение:  2( х + у ) = 3( х – у )  х = 5у  2( 5у + у ) = 12у  12у(км) – весь путь.  Т.к. у км/ч- скорость течения, то  время равно 12у : у = 12 ( ч )  Ответ: 12 ч

Задача на движение

Пароход вниз по течению реки проплыл путь за 2 часа, а вверх против течения

реки за 3 часа. Сколько времени понадобится плоту, чтобы проплыть тот же путь?

  • Решение с помощью дробей:
  • Примем за 1 весь путь.
  • 1:2=1/2 (расстояния)  - часть пути, которую проплывает катер за 1 час по течению;
  • 1:3=1/3 (расстояния)  - часть пути, которую проплывает катер за 1 час против течения;
  • Так их разница составляет удвоенную скорость течения, то

(1/2 - 1/3):2=1/12 (расстояния)  - часть пути, которую проплывает плот за 1 час.

  • 1:1/12=12 (часов)  - время движения плота.

Ответ: 12 ч

  • Решение с помощью уравнения:

  • Пусть х км/ч – скорость парохода, а

у км/ч скорость течения реки.

  • Составим уравнение:

2( х + у ) = 3( х – у )

х = 5у

2( 5у + у ) = 12у

12у(км) – весь путь.

Т.к. у км/ч- скорость течения, то

время равно 12у : у = 12 ( ч )

Ответ: 12 ч

Задача на части Мама в три раза старше дочери, папа на четыре года старше мамы, всем вместе 81 год. Сколько лет папе? Решение: Если бы возраст папы был на  4  года меньше,то всем вместе было бы      81 - 4 = 77 лет. Если возраст дочери принять за  1  часть, то возраст мамы составит 3 части, папы  3  части, т.е.  77  лет составят 7  частей . Поэтому  77:7=11(лет)  возраст дочери;       11· 3=33(года)  маме,  33+4=37 (лет)  папе Ответ: 37 лет

Задача на части

Мама в три раза старше дочери, папа на четыре года старше мамы,

всем вместе 81 год. Сколько лет папе?

Решение:

  • Если бы возраст папы был на  4  года меньше,то всем вместе было бы   
  •   81 - 4 = 77 лет.
  • Если возраст дочери принять за  1  часть, то возраст мамы составит 3 части, папы  3  части, т.е.  77  лет составят частей .

Поэтому

77:7=11(лет)  возраст дочери;

      11· 3=33(года)  маме,

33+4=37 (лет)  папе

Ответ: 37 лет

Задача на пропорции Бригада студентов из 16 человек за 20 дней собрала 180 тонн картофеля. Сколько картофеля уберет бригада из 12 человек за 28 дней, если будет работать с такой же производительностью? Решение - рассуждение: 1 человек за 20 дней соберет в 16 раз меньше, т.е. 180/16 т; 12 человек за 20 дней соберут в 12 раз больше, т.е. (180/16) · 12 т; 12 человек за 1 день соберут в 20 раз меньше, т.е. (180·12/16):20 т; 12 человек за 28 дней соберут в 28 раз больше, т.е. (180 · 12/16 · 20) · 28 т.  Результат вычисления: 189 тонн. Ответ: 189 тонн.  Решение с помощью пропорции. 16 чел. – за 20 дней – 180 тонн  12 чел. – за 28 дней – X тонн 12 человек за 28 дней собрали 189 тонн картофеля. Ответ: 189 тонн. 6

Задача на пропорции

Бригада студентов из 16 человек за 20 дней собрала 180 тонн картофеля. Сколько картофеля уберет бригада из 12 человек за 28 дней, если будет работать с такой же производительностью?

Решение - рассуждение:

  • 1 человек за 20 дней соберет в 16 раз меньше, т.е. 180/16 т;
  • 12 человек за 20 дней соберут в 12 раз больше, т.е. (180/16) · 12 т;
  • 12 человек за 1 день соберут в 20 раз меньше, т.е. (180·12/16):20 т;
  • 12 человек за 28 дней соберут в 28 раз больше, т.е. (180 · 12/16 · 20) · 28 т.
  • Результат вычисления: 189 тонн.
  • Ответ: 189 тонн.

Решение с помощью пропорции.

16 чел. – за 20 дней – 180 тонн

12 чел. – за 28 дней – X тонн

12 человек за 28 дней собрали 189 тонн картофеля.

Ответ: 189 тонн.

6

Нестандартные способы решения квадратных уравнений.

Нестандартные способы решения квадратных уравнений.

Свойства коэффициентов квадратного уравнения Пусть дано квадратное уравнение  ах 2 + bх + с = 0 , где а ≠0 . Свойство 1 Если а + b + с = 0 (т. е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = с/а Свойство 2 Если а – b + с = 0, или а + с = b, то х 1 = – 1, х 2 = – с/а 6

Свойства коэффициентов

квадратного уравнения

Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + bх + с = 0 , где а ≠0 .

Свойство 1

Если а + b + с = 0 (т. е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = с/а

Свойство 2

Если а – b + с = 0, или а + с = b, то х 1 = – 1, х 2 = – с/а

6

Закрепление х 2 + 4х – 5 = 0                 a = 1, b = 4, c = – 5         a + b + c = 0                     x 1 = 1, x 2 = – 5                                3х 2 +2х – 1 = 0          a = 3, b = 2, c = –1           a + c = b          x 1 = – 1, x 2 = 1/3 6

Закрепление

х 2 + 4х – 5 = 0              

a = 1, b = 4, c = – 5      

a + b + c = 0                  

x 1 = 1, x 2 = – 5                 

           2 +2х – 1 = 0  

       a = 3, b = 2, c = –1

          a + c = b     

  x 1 = – 1, x 2 = 1/3

6

Свойства коэффициентов квадратного уравнения Свойство 3 В уравнении вида ах 2 + (а 2 + 1)х + а = 0 х 1 = -а, х 2 = -1/а Например а) 6х 2 + 37х + 6 =0            a = c = 6, b = 37  =  6 2 +1 x 1 = – 6, x 2 = – 1/6       6

Свойства коэффициентов

квадратного уравнения

Свойство 3

В уравнении вида ах 2 + (а 2 + 1)х + а = 0 х 1 = -а, х 2 = -1/а

Например

а) 6х 2 + 37х + 6 =0           

a = c = 6, b = 37  =  6 2 +1

x 1 = – 6, x 2 = – 1/6      

6

Свойства коэффициентов  квадратного уравнения  Свойство 4  В уравнении вида ах 2 - (а 2 + 1)х + а = 0 х 1 = а, х 2 = 1/а Например 15х 2 - 226х + 15 =0            a = c = 15, b = -226 = -(15 2 +1) x 1 = 15, x 2 = 1/15      

Свойства коэффициентов квадратного уравнения

Свойство 4

В уравнении вида ах 2 - (а 2 + 1)х + а = 0 х 1 = а, х 2 = 1/а

Например

15х 2 - 226х + 15 =0           

a = c = 15, b = -226 = -(15 2 +1)

x 1 = 15, x 2 = 1/15      

Свойства коэффициентов квадратного уравнения Свойство 5 В уравнении вида ах 2 + (а 2 - 1)х - а = 0 х 1 = - а, х 2 = 1/а Например 17х 2 + 288х - 17 =0            a = 17, c = -а = -17, b = 288  =  17 2 -1 x 1 = – 17, x 2 = 1/17     

Свойства коэффициентов

квадратного уравнения

Свойство 5

В уравнении вида ах 2 + (а 2 - 1)х - а = 0 х 1 = - а, х 2 = 1/а

Например

17х 2 + 288х - 17 =0           

a = 17, c = -а = -17, b = 288  =  17 2 -1

x 1 = – 17, x 2 = 1/17     

 Свойства коэффициентов  квадратного уравнения   Свойство 6 В уравнении вида ах 2 - (а 2 - 1)х - а = 0 х 1 = а, х 2 = -1/а Например г) 10х 2 - 99х - 10 =0            a = c = 10, b = 99 =  10 2 -1 x 1 = 10, x 2 = – 1/10      

Свойства коэффициентов квадратного уравнения

Свойство 6

В уравнении вида ах 2 - (а 2 - 1)х - а = 0 х 1 = а, х 2 = -1/а

Например

г) 10х 2 - 99х - 10 =0           

a = c = 10, b = 99 =  10 2 -1

x 1 = 10, x 2 = – 1/10      

Вычисление площади многоугольника нестандартным способом 6

Вычисление площади многоугольника нестандартным способом

6

 Формула Пика, или как считать площади многоугольников.  (полезно при решении задач в ОГЭ и ЕГЭ) Формула Пика (теорема Пика)  - классический результат комбинаторной геометрии и геометрии чисел. Площадь многоугольника с целочисленными вершинами равна В + Г/2 − 1, где  В  есть количество целочисленных точек внутри многоугольника, а  Г   - количество целочисленных точек на границе многоугольника . В=7 ,  Г=8 ,  В + Г/2 − 1= 10 6

Формула Пика, или как считать площади многоугольников. (полезно при решении задач в ОГЭ и ЕГЭ)

Формула Пика (теорема Пика)  - классический результат комбинаторной геометрии и геометрии чисел.

Площадь многоугольника с целочисленными вершинами равна

В + Г/2 − 1,

где В есть количество целочисленных точек внутри многоугольника,

а Г   - количество целочисленных точек на границе многоугольника .

В=7 , Г=8 , В + Г/2 − 1= 10

6

Примеры задач из ГИА по математике . Решите их новым методом. В частности, площадь треугольника с вершинами в узлах и не содержащего узлов ни внутри, ни на сторонах (кроме вершин), равна 1/2 1 2 1см 1 СМ 1 см S многоугольника = 22  +  15/2  -1 = 28,5 S многоугольника =  3 + 4/2 -1 = 4 16

Примеры задач из ГИА по математике . Решите их новым методом.

В частности, площадь треугольника с вершинами в узлах и не содержащего узлов ни внутри, ни на сторонах (кроме вершин), равна 1/2

1

2

1см

1 СМ

1 см

S многоугольника = 22 + 15/2 -1 = 28,5

S многоугольника = 3 + 4/2 -1 = 4

16

Нестандартное решение  стереометрических задач 16

Нестандартное решение

стереометрических задач

16

Прямоугольный треугольник и его элементы Пифагоровы числа Теорема Пифагора: с²=а²+ b² а b 3 5 4 c 12 8 5 13 15 7 24 17 20 21 12 25 35 29 9 37 40 41 А с b В С а

Прямоугольный треугольник и его элементы

Пифагоровы числа

Теорема Пифагора:

с²=а²+ b²

а

b

3

5

4

c

12

8

5

13

15

7

24

17

20

21

12

25

35

29

9

37

40

41

А

с

b

В

С

а

Задачи из ГИА В правильной четырехугольной пирамиде SABCD точка О – центр основания, S – вершина, SA = 13, BD = 10. Найдите длину отрезка SO. Решение. с=13, a=5, b=? с²=а²+b² 13²=5²+ b² b²=13²-5², b²=169-25=144, b=12 С b a Ответ: b=12 19

Задачи из ГИА

В правильной четырехугольной пирамиде SABCD точка О – центр основания, S – вершина, SA = 13, BD = 10. Найдите длину отрезка SO.

Решение.

с=13, a=5, b=?

с²=а²+b²

13²=5²+ b²

b²=13²-5², b²=169-25=144, b=12

С

b

a

Ответ: b=12

19

Более сложные задачи ГИА а b 3 4 5 c 12 5 8 13 15 7 24 20 17 21 12 25 35 9 29 40 37 41 Решение. SO=15, SA=25 15 3 25 20 5 4 5 АО=20, значит АС=40  Ответ: 40

Более сложные задачи ГИА

а

b

3

4

5

c

12

5

8

13

15

7

24

20

17

21

12

25

35

9

29

40

37

41

Решение.

SO=15, SA=25

15

3

25

20

5

4

5

АО=20, значит АС=40

Ответ: 40

Закрепление а b 3 c 4 5 12 8 5 13 15 7 24 17 20 25 21 12 35 9 29 37 40 41  АС=20, значит АО=10, SO=24, AS=? 10 5 24 26 12 13  2 Ответ: AS = 26

Закрепление

а

b

3

c

4

5

12

8

5

13

15

7

24

17

20

25

21

12

35

9

29

37

40

41

АС=20, значит АО=10, SO=24, AS=?

10

5

24

26

12

13

2

Ответ: AS = 26

Задачи из второй части профильного уровня ЕГЭ

Задачи из второй части профильного уровня ЕГЭ

Поэтапно – вычислительный метод  Задача №3. В правильной четырехугольной призме АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА 1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА 1 = 3 : 2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD 1 . 1 способ D 1 О – точка пересечения прямой ED 1 c плоскостью (АВС). A 1  АPЕ – линейный угол между плоскостями АВС и ВЕD 1 C 1 2 B 1 E F 5 3 А O D 2 P C 2 В

Поэтапно – вычислительный метод

Задача №3. В правильной четырехугольной призме АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА 1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА 1 = 3 : 2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD 1 .

1 способ

D 1

О – точка пересечения прямой ED 1 c плоскостью (АВС).

A 1

АPЕ – линейный угол между плоскостями АВС и ВЕD 1

C 1

2

B 1

E

F

5

3

А

O

D

2

P

C

2

В

Координатный метод E(2;0;3), B(2;2;0), D 1 (0;0;5), 2x+3y+2z-10=0; (2;3;2)  В правильной четырехугольной призме АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА 1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА 1 = 3 : 2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD 1 . 2 способ Решение. z D 1 C 1 α : a 1 x + b 1 y + c 1 z + d 1 =0 Вектор нормали плоскости α :  (a 1 ; b 1 ; c 1 ) β : a 2 x + b 2 y + c 2 z + d 2 =0 Вектор нормали плоскости β : A 1 B 1  (a 2 ; b 2 ; c 2 ) (0; 0;5), D(0;0;0), D 1 (0;0;5), DD 1 (0; 0;5), т. е. 2 F E 5 a=c 2a+3c+d=0 5c+d=0  2a+2b+d=0 d=-5c b=1,5c D 3 C y 2 А 2 В x 24

Координатный метод

E(2;0;3), B(2;2;0), D 1 (0;0;5),

2x+3y+2z-10=0;

(2;3;2)

В правильной четырехугольной призме АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА 1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА 1 = 3 : 2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD 1 .

2 способ

Решение.

z

D 1

C 1

α : a 1 x + b 1 y + c 1 z + d 1 =0

Вектор нормали плоскости α :

(a 1 ; b 1 ; c 1 )

β : a 2 x + b 2 y + c 2 z + d 2 =0

Вектор нормали плоскости β :

A 1

B 1

(a 2 ; b 2 ; c 2 )

(0; 0;5),

D(0;0;0), D 1 (0;0;5), DD 1 (0; 0;5), т. е.

2

F

E

5

a=c

2a+3c+d=0

5c+d=0

2a+2b+d=0

d=-5c

b=1,5c

D

3

C

y

2

А

2

В

x

24

Спасибо за внимание! Коллеги, желаю Вам успехов и достижений !

Спасибо за внимание!

Коллеги, желаю Вам успехов и достижений !

Литература и интернет ресурсы : 1) Интернет ресурсы: Википедия: формула Пика; 2) Открытый банк заданий по математике ОГЭ и ЕГЭ на сайте: mathege.ru и mathgia.ru;

Литература и интернет ресурсы :

1) Интернет ресурсы: Википедия: формула Пика;

2) Открытый банк заданий по математике ОГЭ и ЕГЭ на сайте: mathege.ru и mathgia.ru;