Нескучный урок иностранного языка
Слайд 1-представление
Слайд 2
Нескучный урок означает нестандартный, нетрадиционный урок.
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Нестандартные уроки становятся всё более распространенными в практике обучения иностранному языку в условиях общеобразовательной школы, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Данная распространенность объясняется их полифункциональностью и комплексными лингводидактическими и психологопедагогическими возможностями.
Слайд 3
Цель таких уроков предельно проста:
оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности.
Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться единым творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и многое другое. Во время таких уроков снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
Сегодня в методике обучения иностранному языку выделяются различные типы нескучных (нестандартных) уроков. В число нетрадиционных уроков входят следующие: 1) урок-диспут (или дебаты), 2) уроки-турниры, 3) урок-игра, 4) урок-экскурсия (путешествие), 5) уроки КВН, 6) урок показ мод, 7) урок-телемост, 8) урок-аукцион, 9) урок пресс-конференция, 10) урок-квиз (или урок-конкурс), 11) урок-размышление, 12) урок-праздник и т.д
Данная типология может быть расширена, так как разрабатываются и успешно апробируются всё новые нетрадиционные уроки иностранного языка. Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых видах нестандартных уроков и поделиться опытом их проведения.
Слайд 4
1)Уроки-игры
Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель подается как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника.
Слайд 5
Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления, осмысление и запоминание учебной информации учащимися становиться более результативным. Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению это:
Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного решения.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Дифференцированный подход к обучению, учет их личностных качеств и уровня подготовки по предмету.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Слайд 6
Лев Семенович Рубинштейн выдвигает идею, наиболее точно объясняющую механизм влияния игры на поведение ребенка. По его мнению «игра - это деятельность, и это значит, что игра является выражением определенного отношения к личности, к окружающей действительности». Воспитывающая роль игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для играющего ребенка (1973).
С помощью игр можно формировать, развивать и совершенствовать лексические и грамматические навыки, навыки работы с текстом, навыки сотрудничества и взаимопомощи при работе в команде.
Слайд 7
2.Уроки-состязания (викторины)
Викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и др.
Слайд 8
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:
- подготовительный,
- игровой,
- подведение итогов.
Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.
Слайд 9
Эти соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.(тв-шоу)
Слайд 10
Уроки состязания направлены на выявление дефицитов в изученной теме в области лексики, грамматики, словообразования, а также они помогают формировать умения устной и письменной речи.
Слайд 11
3. Урок-квест.
Название “квест” от английского слова quest – поиск. Издревле люди проходили испытания, отвечали на загадки, чтобы одержать победу. Проведите урок, полный загадок и приключений, чтобы мотивировать даже самых скучающих учеников.
Слайд 12
Различают три вида квестов:
Линейный – задания выполняются одно за другим. Участники получают следующее задание после выполнения предыдущего.
Штурмовой – участники получают задание и подсказки. Они сами выбирают, как будут подходить к решению.
Кольцевой – задания выполняются по порядку, но стартовая и конечная точка совпадают.
Слайд 13
Отличие квеста от викторины в следующем
Наличие общей темы заданий
Наличие проблемы, мотивирующей на усвоение материала
Увлекательные задания
Учет интересов обучающихся
Наличие сюжетной линии
Правила игры и критерии победы
Слайд 14
Задачи
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - вовлечение каждого в активный познавательный процесс.
РАЗВИВАЮЩИЕ - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - воспитание личной ответственности за выполнение задания.
Слайд 15
Алгоритм создания квеста:
Определение цели и задач урока;
Определение сюжета и формы квеста;
Написание сценария;
Определение необходимого пространства, ресурсов, времени ;
Система оценивания;
Подведение итогов.
Слайд 16
Уроки - квесты имеют свою структуру, они состоят из введения, где сообщаются правила, далее сами задания и порядок работы и ресурсы, которые необходимы для прохождения квеста, непосрественное выполнение заданий, оценка результативности и подведение итогов.
слайд 17
Урок – квест это урок, полный загадок и приключений. Любой тип урока можно провести в форме квеста : урок введения нового материала, комбинированный урок, урок отработки умений, урок промежуточного контроля. Здесь обучающиеся решают языковую задачу посредством увлекательной дидактической игры. Решение любых заданий по лексике, грамматике, чтению и письму могут быть представлены в виде “испытаний”.
Квесты отлично вписываются в изучение таких тем, как «Дом», «Город», «Школа», где обучающиеся могут передвигаться, как по реальным локациям, так и воображаемым, перенесенным в масштабы классной комнаты. Урок- квест позволяет воплотить методику погружения в иноязычную среду без посещения других стран. Кроме того, уроки- квесты позволяют сформировать навыки командной работы, творческого и комплексного подхода к решению поставленных задач в игровой форме.
Слайд 18
В настоящее время Веб-квест как разновидность квеста набирает популярность.
Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March.
Слайд 19
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления.
Слайд 20
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Слайд 21
4.Урок-праздник.
Урок-праздник является нетрадиционным уроком, т.к. по ряду характеристик кардинально отличается от обычного урока иностранного языка. Урок праздник предполагает создание педагогической комфортной среды, условий для творчества, непринужденной атмосферы, создание всеобщей ситуации успеха. Обращаясь к родовым составляющим урока-праздника, отметим, что праздник, прежде всего, представляет собой, день веселья, день отдыха, принятый в честь какого-либо события.
Слайд 22
Словарь С.И. Ожегова дает следующие определения празднику: 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-н. 5. День игр, развлечений.
Дмитрий Михайлович Генкин полагает, что праздник - это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия. Нужно отметить, что при проведении урока-праздника самые часто используемые методы педагогического воздействия считаются метод поощрения, метод убеждения и метод соревнования. Кроме того, учителями также применяется метод доверия, известный как метод поручений. Он пользуется большой популярностью среди преподавателей. Этот метод заключается, как это видно из названия, в поручении какого-либо задания учащимся, например, отвечать за проведение концерта, подготовить сцену, написать сценку, принять участие в театральной постановке и т.д. Данный метод способствует огромному развитию у личности таких качеств, как инициативность, целеустремленность и ответственность.
Слайд 23
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Праздник - это интересная и необычная организационная форма проведения урока, при помощи которой можно познакомиться с разными аспектами культуры страны изучаемого языка, развить навыки общения на иностранном языке.
ВЫВОД:
Слайд 24
Нетрадиционный урок по ряду содержательных и структурных параметров отличается от обычного урока. Подобный урок подразумевает использование и реализацию различных приемов и методов. Он базируется на объединенной деятельности учителя и школьников, их общем познавательном поиске, испытании незнакомых форм работы, что, в конце концов, оказывает значительное влияние на стимуляцию когнитивной активности обучающихся на учебных занятиях и увеличение результативности обучения. Обозначая возможности нетрадиционных уроков иностранного языка, отметим, что в целом они позволяют:
1) создавать у школьников общее понятие об изучаемой теме;
2) толковать самые комплексные положения изучаемой темы;
3) сохранять межпредметные отношения согласно требованиям времени;
4) стимулировать когнитивную деятельность школьников;
5) поднимать качество понимания изучаемого материала;
6) организовывать творческий климат в группе школьников;
7) показывать умения всех;
8) развивать связь преподавателя со школьниками;
9) формировать умения работы учеников с дополнительными источниками;
10) учить школьников сопоставлять, делать выводы, проводить исследования;
11) стимулировать заинтересованность школьников к предмету «Иностранный язык»;
12) давать обучающимся новые знания
Слайд 25
Нескучный (нестандартный) урок иностранного языка всегда выходит за рамки определенных нормативов. При проектировании и проведении подобных уроков учитель избегает рутины, создает условия для эффективного обучения различным видам речевой деятельности и аспектам иноязычной речи, стимулирует познавательную активность обучающихся.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется закончить цитатой:
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить»
Адольф Дистервег