Ангелова Наталья Валентиновна ГБОУ «Школа №90 г.о.Донецк» учитель начальных классов учитель высшей категории учитель методист
Нестандартные уроки, как одна из форм актуализации познавательной деятельности обучающихся
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисования, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Задача обучения
Обеспечение успешной, компетентной личности обучающегося, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, для которой образование – постоянный естественный процесс на протяжении всей ее жизни.
Формула мотивации поступков обучающихся
«Стараюсь учиться везде и всегда, люблю совершенствовать свои знания»
Игра комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития
- развитие младшего школьника, как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья
Нетрадиционные уроки, как активные игровые формы
Функции нетрадиционных уроков:
обучающая –восприятие информации различного характера, навыков владения языком, развитие памяти, внимания;
развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;
воспитательная – психотренинг проявления личности в условиях игровых моделей жизненных ситуаций;
коммуникативная – становление личностных эмоциональных контактов;
психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности;
развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в интересное действие;
релаксационная – снятие эмоционального напряжения.
Нетрадиционные уроки благодаря необычности своего содержания, методов и форм
- Дают ускоренное развитие личности
- Помогают проверить в интересной форме знания, эрудицию, интеллект обучающихся
- Способствуют актуализации познавательной деятельности обучающихся
- Расширяют кругозор обучающихся
- Помогают ребенку обрести уверенность в себе и в собственных знаниях
Условия использования нетрадиционных уроков
Уроки нетрадиционной формы приносят пользу только тогда:
- Когда определена тема , которую целесообразно провести в нетрадиционной форме
- Когда им найдено верное место среди обычных уроков
- Когда познавательные задания , подобраны к уроку и составляют четкую систему
Виды нетрадиционных уроков
- Урок-путешествие
- Урок-сказка
- Урок-тест
- Урок- устный журнал
- Урок-спектакль
- Урок-КВН
- Урок-аукцион
Фрагменты нетрадиционных уроков
Урок - путешествие по сказкам в 3 классе (русский язык) по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Проводник «Колобок»:
Покатился Колобок по дорожке
А впереди указатель на ножке
Кто? да Что? А почему?
Ничего я не пойму.
- Ребята, а Вы догадались о чем идет речь?
1. ведро, прорубь, щука, печь (сказка «По щучьему велению»)
2. болото, лягушка, Царь, сыновья (сказка «Царевна-лягушка»)
Снова Колобок в пути
Ну а нам за ним идти.
Глядь, стоит избушка
В ней живет старушка
От нее нам не уйти
Ждут загадки впереди.
Задание 2. Вопросы-загадки.(Большая буква в написании имён собственных)
- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? (Простоквашино)
- Какое отчество было у Добрыни одолевшего Змея-Горыныча (Никитич)
- Куда отправился Айболит лечить зверей? (в Африку)
- Как зовут бабушку от которой убежала вся посуда ? (Федора)
Урок-тест по математике в 1 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Обобщение знаний, умений и навыков»
Книгу волшебную мы открываем
В сказку чудесную вмиг попадаем
Девушку Фея на бал собирает
Платье прекрасное ей выбирает
Что же за сказка нас ожидает?
Задание 1 Золушка выбрала платье на котором бантиков меньше чем 10, но больше, чем 8. Какое платье выбрала Золушка?
а) 11
б) 9
в) 7
г) 10
д) 8
Книгу сказок мы берем Сказку новую найдем Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это …
Задание 3
Решив данный пример, вы узнаете, сколько зверей излечил доктор Айболит в Африке.
2+0+0-0+7+1-0 =
а)7 б)9 в)0 г)2 д) 10
Объясните решение данного примера.
Урок-аукцион по ОРЭКС в 4 классе «Добро. Человеческие качества»
Сегодня наш аукцион Поможет разобраться, Какой Вам лот нужней всего И все ли продается!?
Урок-аукцион предполагает продажу лотов:
- Загадка
- Родня
- Мудрость
- Правила
- Бюро добрых услуг
- Волшебство
Лот «загадка» непростой Цифры в нем стоят стеной Если алфавит ты знаешь, То легко их разгадаешь.
5, 16, 2, 18, 16
Д О Б Р О
Наш аукцион – аукцион-Добра
Урок-спектакль, проведенный в 4 классе (Окружающий мир) по теме: «Герои сказок Пушкина в борьбе за экологию».
Такой урок требует подготовки не только со стороны учителя и обучающихся (распределение ролей, репетиции, и т.п.), но и помощи родителей (изготовление костюмов, декораций).
Заданий от Золотой Рыбки: «Выловить» мусор из моря и вернуть в него рыбу, можно только подобрав слова, которые красиво характеризуют нашу природу (какая?)
П ервозданная
Р одная
И нтересная
Р адостная
О чаровательная
Д ивная
А роматная и т.п.
Проблемы и пути их решения
- Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведения возможно нечасто;
- Такие уроки требуют надлежащей подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учеников, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
- Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
- Все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные уроки.
Чтобы избежать трудностей в работе, учителю необходимо руководствоваться приоритетными задачами:
- создавать условия для успешной реализации и развития каждого ребенка;
- нацеленность на планируемые результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков;
- модернизация форм, методов, технологий обучения;
- повышение методологической культуры и профессионального мастерства педагога;
- обеспечение непрерывности и инновационного образования;
- повышение качества образования.
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!