СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартный урок "Решение задач с помощью оригами"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные задачи на доказательство, вычисления рассмотрены не в стандартном подходе и интересны детям

Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок "Решение задач с помощью оригами"»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ОРИГАМИ

    1. Задачи на доказательство

Решение задач с помощью оригаметрии–способ, когда понятия школьного курса геометрии просто и наглядно объясняются демонстрацией оригами. Исследуем квадратный лист и выведем некоторые свойства, опираясь на геометрию и оригамику:

1.

Квадратный лист бумаги ABCD

2.

Сложим сторону AB к стороне CD .


3.

Образовалась серединная складка QP

4.

Правый нижний угол квадрата направим по AF так, чтобы вершина D пошла по QP


5.

Вывод: ∆ ADF прямоугольный

6.

Отметим точку N на отрезке QP, которая совпадает с точкой D при наложении


7.

∆ ADF=∆ ANF, т.к. совпали при наложении.

 DAF =NAF


8.

Вершину B загнём по линии AK и направим треугольник поверх ∆ ADF



9.

При вершине A имеются три угла, которые при наложении совпадают и равны 30о

Вывод:  DAF=30о


10.

Загнём по линии ОМ лист так, чтобы  ВАO совпадал с  DFО

Вывод:DFA = BAF = 60о, как 2/3 А.

Вывод: сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 90 о: один угол равен 30 о, значит, другой - 60 о


11.

Отменим предыдущую операцию. Точка О делит отрезок AF пополам (по построению)


12.

Отогнём вершину D по линии FL . Точка D совпала с точкой О, т.е. DF = FO =1/2 AF

Вывод: в прямоугольном треугольнике напротив угла в 30о лежит катет, равный половине гипотенузы

13.

Перегнем лист по линии DH, чтобы нижние края совместились, или опустим из вершины прямого  D на гипотенузу AF, т.е. образовался 90 о, следовательно, DH – высота, причём точка F совпадёт с точкой O .

14.

∆ ODF будет равнобедренным, OH = HF =1/4 AF


15.

Вывод: высота, опушенная из прямого угла прямоугольного треугольника с углом в 30 о, отсекает 1/4 часть гипотенузы, начиная от вершины большого угла, а медиана равна катету, лежащему против угла в 30 о. ∆ ODF – равносторонний

16.

Вывод: медиана и высота, проведённые из вершины прямого угла, в прямоугольном треугольнике с 30о, делят угол на три угла, по 30о каждый.

17.

Биссектриса  ADF разделит иODH пополам, угол между высотой и медианой (легко проверить, сложив угол пополам).

Вывод: биссектриса, проведенная из прямого угла в треугольнике с углом в 30о, является биссектрисой угла между медианой и высотой, проведенной из этого же угла.

18.

Развернем квадрат – образуются 3 равных треугольника.

19.

Возьмём лист бумаги в форме треугольника


20.

Проведем сгиб – высоту через одну из вершин треугольника на противоположную сторону.


21.

Совместим все вершины треугольника с точкой у основания высоты треугольника


22.

Вывод: сумма углов треугольника равна 180

23.

Возьмем лист бумаги с двумя параллельными сторонами и секущей АВ.13,с.13


24.

Совместим вершины накрест лежащих углов- точки А и В


25.

Углы 1 и 2 совпали при наложении, следовательно, угол 1 равен углу 2


26.

Вывод: накрест лежащие углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, равны.



Вывод: все доказательства задач излагаются на языке сгибов, но могут быть переписаны в привычной для учеников форме. А правильность их решения легко подтверждается теоремами, изучаемыми по школьной программе.



2.Задачи на построение

  1. Равносторонний треугольник в квадрате

В квадрате ABCD строим серединный перпендикуляр к AD, перегнем квадрат по линии, проходящей через точку А, чтобы точка В совместилась с точкой G перпендикуляра. Линия сгиба пересечет сторону ВС в точке Е, а при перегибании квадрата по диагонали АС точка Е совпадёт с точкой F.

  1. И з равностороннего треугольника шестиугольник

Образуем точку О пересечением двух биссектрис. Загнем углы треугольника, чтобы их вершины совместились с точкой О.



  1. И з квадрата восьмиугольник

Проведем диагонали квадрата, серединный перпендикуляр к стороне AD и биссектрисы углов между диагоналями и этим перпендикуляром. Загнем углы квадрата, чтобы линии сгиба проходили через точки пересечения биссектрис со сторонами квадрата, а вершины углов А, В, С, D оказались на диагоналях

  1. Построение правильных многоугольников

А. Построение восьмиугольника

Б. Построение шестиугольника.

В. Построение пятиугольника

  1. К вадрат в квадрате. Сгибаем квадрат пополам, ещё раз, получили квадрат. В правом квадрате две диагонали. Левый нижний угол с центром правого квадрата. Отводим влево его до предыдущего сгиба. Перегибаем правую часть до полученного сгиба. Переворачиваем и сгибаем, чтобы боковые стороны совпали.

  2. Деление квадрата на три части.

- Сложим угол квадрата к середине противоположной стороны.

-Точка пересечения боковой стороны, противоположной этому углу и стороны, прилежащей к нему, делит сторону 1:2.

.

7.Деление квадрата на девять частей.

- Разделить на три части правый нижний угол совместить с первой отметкой справа.

-Точка, полученная на правой боковой стороне, будет делить ее на 4/9(сверху) и 5/9(снизу).

- Делаем сгиб, параллельный верхнему и нижнему краю. Разница, на которую нижняя часть будет шире, чем верхняя - и есть 1/9.

8.Деление квадрата на пять частей.

1.Делаем отметку на середине боковой стороны.

2.Делаем сгиб, проходящий через нижний левый угол квадрата и полученную отметку. Правый нижний угол расположен по горизонтали на 2/5 от правого края.

9.Деление квадрата на семь частей

- Предварительно разделим его на пять.

-Делаем сгиб, при котором нижний правый угол совмещается со второй отметкой справа.

-Точка на правой стороне, которая образовалась благодаря этому сгибу - это 3/7 от верхнего края или 4/7 от нижнего.

-Делим нижнюю часть на 4 части, получаем 1/7.

Вывод: возможности операции перегибания квадратного листа бумаги имеют большое значение в усвоении геометрии. Свойства квадрата, изучаемые на листе, наглядны и легко проверяемы. Также без циркуля и линейки можно разделить угол пополам, построить равнобедренный и равносторонний треугольники, получить орнамент из правильных треугольников и шестиугольников. Отсюда следует, что методами оригами, то есть только перегибанием листа бумаги, можно решить любые задачи на построение, разрешимые при помощи чертёжного угольника, циркуля и линейки.



3.Задачи на вычисление

Предлагаем собственное решение задач из учебника «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасяна.

Задача №50. Угол АОВ является частью угла АОС. АОС = 108°, АОВ = 3 ВОС. Найдите АОВ.






Из листа бумаги согнем любой  ВОС. Свернем лист бумаги, чтобы образовалось еще 3 таких угла. Это  АОВ. Развернем лист бумаги, всего получилось 4 равных угла. Тогда 108°: 4 = 27° – одна часть. АОВ = 3 ·27° = 81° (рис.6).

Задача №83. Найдите угол, образованный биссектрисами двух смежных углов.

Перегнём лист бумаги, построим два смежных  АОС и ВОС. Затем совместим сторону ОА с лучом ОС, т.е. построим биссектрису ОМ. Совместим сторону ОВ с лучом ОС, получим биссектрису ОК ВОС. Искомый МОК получился двойной, то МОК = 180 : 2 = 90°.

Задача № 188.Отрезки АВ и CD пересекаются в их общей середине. Докажите, что прямые АС и DB параллельны.

Через точку пересечения АВ и СD согнуть лист так, чтобы точка А (D) наложилась на продолжении АС (DВ). При этом точка D(А) пошла по DВ (АС). То есть мы построили прямую, к которой прямые АС и DВ перпендикулярны. А по утверждению, приведенному выше, эти прямые не пересекаются и, следовательно, параллельны.

Задача № 204. Концы отрезка АВ лежат на параллельных прямых а и b. Прямая, проходящая через середину О этого отрезка, пересекает прямые а и b в точках С и D. Докажите, что СО=ОD (доказывается наложением СО на OD).

Задача № 221. Даны треугольник АВС и точки М и N такие, что середина отрезка ВМ совпадает с серединой стороны АС, а середина отрезка CN - с серединой стороны АВ. Докажите, что точки М, N и А лежат на одной прямой.

Через крайние точки проводим прямую, при этом она должна пройти и через среднюю точку.

Задача №222 .Даны: прямая а и точка А, не лежащая на ней. С помощью сгибов через точку А. Постройте прямую, параллельную прямой а.

Из точки А к прямой а проводим перпендикуляр b. Далее к b проводим перпендикуляр с, проходящий через точку А. Получили две параллельные прямые а и с, перпендикулярные к третьей прямой b.

Олимпиадная задача. Автор: Хачатурян А.В. Московская устная олимпиада 6-7 классов № 7.3. Из квадратного листа бумаги сложили треугольник (см. рисунки). Найдите отмеченный угол.



Решение: разогнём бумагу и отметим равные углы, которые были совмещены при сгибании (пунктирные линии на рисунке – стороны исходного квадрата ABCD, которые ранее совмещались).  MAN составляет половину прямого  BAD, то есть равен 45°. Три равных угла с вершиной M вместе образуют развёрнутый угол, поэтому  ∠AMN = 60°.  Значит,  ∠ANM = 180 – 45° – 60° = 75°.

Вывод: с удивлением открыли новый подход к решению некоторых традиционных школьных задач с помощью техники оригами.