РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ОРИГАМИ
Решение задач с помощью оригаметрии–способ, когда понятия школьного курса геометрии просто и наглядно объясняются демонстрацией оригами. Исследуем квадратный лист и выведем некоторые свойства, опираясь на геометрию и оригамику:
1. | Квадратный лист бумаги ABCD | |
2. | Сложим сторону AB к стороне CD . | |
3. | Образовалась серединная складка QP | |
4. | Правый нижний угол квадрата направим по AF так, чтобы вершина D пошла по QP | |
5. | Вывод: ∆ ADF прямоугольный |
6. | Отметим точку N на отрезке QP, которая совпадает с точкой D при наложении | |
7. | ∆ ADF=∆ ANF, т.к. совпали при наложении. DAF =NAF | |
8. | Вершину B загнём по линии AK и направим треугольник поверх ∆ ADF | |
9. | При вершине A имеются три угла, которые при наложении совпадают и равны 30о Вывод: DAF=30о | |
10. | Загнём по линии ОМ лист так, чтобы ВАO совпадал с DFО Вывод:DFA = BAF = 60о, как 2/3 А. Вывод: сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 90 о: один угол равен 30 о, значит, другой - 60 о | |
11. | Отменим предыдущую операцию. Точка О делит отрезок AF пополам (по построению) | |
12. | Отогнём вершину D по линии FL . Точка D совпала с точкой О, т.е. DF = FO =1/2 AF Вывод: в прямоугольном треугольнике напротив угла в 30о лежит катет, равный половине гипотенузы | |
13. | Перегнем лист по линии DH, чтобы нижние края совместились, или опустим из вершины прямого D на гипотенузу AF, т.е. образовался 90 о, следовательно, DH – высота, причём точка F совпадёт с точкой O . | |
14. | ∆ ODF будет равнобедренным, OH = HF =1/4 AF | |
15. | Вывод: высота, опушенная из прямого угла прямоугольного треугольника с углом в 30 о, отсекает 1/4 часть гипотенузы, начиная от вершины большого угла, а медиана равна катету, лежащему против угла в 30 о. ∆ ODF – равносторонний |
16. | Вывод: медиана и высота, проведённые из вершины прямого угла, в прямоугольном треугольнике с 30о, делят угол на три угла, по 30о каждый. |
17. | Биссектриса ADF разделит иODH пополам, угол между высотой и медианой (легко проверить, сложив угол пополам). Вывод: биссектриса, проведенная из прямого угла в треугольнике с углом в 30о, является биссектрисой угла между медианой и высотой, проведенной из этого же угла. | |
18. | Развернем квадрат – образуются 3 равных треугольника. | |
19. | Возьмём лист бумаги в форме треугольника | |
20. | Проведем сгиб – высоту через одну из вершин треугольника на противоположную сторону. | |
21. | Совместим все вершины треугольника с точкой у основания высоты треугольника | |
22. | Вывод: сумма углов треугольника равна 180 |
23. | Возьмем лист бумаги с двумя параллельными сторонами и секущей АВ.13,с.13 | |
24. | Совместим вершины накрест лежащих углов- точки А и В | |
25. | Углы 1 и 2 совпали при наложении, следовательно, угол 1 равен углу 2 | |
26. | Вывод: накрест лежащие углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, равны. |
Вывод: все доказательства задач излагаются на языке сгибов, но могут быть переписаны в привычной для учеников форме. А правильность их решения легко подтверждается теоремами, изучаемыми по школьной программе.
2.Задачи на построение
Равносторонний треугольник в квадрате
В
квадрате ABCD строим серединный перпендикуляр к AD, перегнем квадрат по линии, проходящей через точку А, чтобы точка В совместилась с точкой G перпендикуляра. Линия сгиба пересечет сторону ВС в точке Е, а при перегибании квадрата по диагонали АС точка Е совпадёт с точкой F.
И
з равностороннего треугольника шестиугольник
Образуем точку О пересечением двух биссектрис. Загнем углы треугольника, чтобы их вершины совместились с точкой О.
И
з квадрата восьмиугольник
Проведем диагонали квадрата, серединный перпендикуляр к стороне AD и биссектрисы углов между диагоналями и этим перпендикуляром. Загнем углы квадрата, чтобы линии сгиба проходили через точки пересечения биссектрис со сторонами квадрата, а вершины углов А, В, С, D оказались на диагоналях
Построение правильных многоугольников
А. Построение восьмиугольника
Б. Построение шестиугольника.
В. Построение пятиугольника
К
вадрат в квадрате. Сгибаем квадрат пополам, ещё раз, получили квадрат. В правом квадрате две диагонали. Левый нижний угол с центром правого квадрата. Отводим влево его до предыдущего сгиба. Перегибаем правую часть до полученного сгиба. Переворачиваем и сгибаем, чтобы боковые стороны совпали.
Деление квадрата на три части.
- Сложим угол квадрата к середине противоположной стороны.
-Точка пересечения боковой стороны, противоположной этому углу и стороны, прилежащей к нему, делит сторону 1:2.
.
7.Деление квадрата на девять частей.
- Разделить на три части правый нижний угол совместить с первой отметкой справа.
-Точка, полученная на правой боковой стороне, будет делить ее на 4/9(сверху) и 5/9(снизу).
- Делаем сгиб, параллельный верхнему и нижнему краю. Разница, на которую нижняя часть будет шире, чем верхняя - и есть 1/9.
8.Деление квадрата на пять частей.
1.Делаем отметку на середине боковой стороны.
2.Делаем сгиб, проходящий через нижний левый угол квадрата и полученную отметку. Правый нижний угол расположен по горизонтали на 2/5 от правого края.
9.Деление квадрата на семь частей
- Предварительно разделим его на пять.
-Делаем сгиб, при котором нижний правый угол совмещается со второй отметкой справа.
-Точка на правой стороне, которая образовалась благодаря этому сгибу - это 3/7 от верхнего края или 4/7 от нижнего.
-Делим нижнюю часть на 4 части, получаем 1/7.
Вывод: возможности операции перегибания квадратного листа бумаги имеют большое значение в усвоении геометрии. Свойства квадрата, изучаемые на листе, наглядны и легко проверяемы. Также без циркуля и линейки можно разделить угол пополам, построить равнобедренный и равносторонний треугольники, получить орнамент из правильных треугольников и шестиугольников. Отсюда следует, что методами оригами, то есть только перегибанием листа бумаги, можно решить любые задачи на построение, разрешимые при помощи чертёжного угольника, циркуля и линейки.
3.Задачи на вычисление
Предлагаем собственное решение задач из учебника «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасяна.
Задача №50. Угол АОВ является частью угла АОС.
АОС = 108°,
АОВ = 3
ВОС. Найдите
АОВ.
Из листа бумаги согнем любой ВОС. Свернем лист бумаги, чтобы образовалось еще 3 таких угла. Это АОВ. Развернем лист бумаги, всего получилось 4 равных угла. Тогда 108°: 4 = 27° – одна часть.
АОВ = 3 ·27° = 81° (рис.6).
Задача №83. Найдите угол, образованный биссектрисами двух смежных углов.
Перегнём лист бумаги, построим два смежных АОС и ВОС. Затем совместим сторону ОА с лучом ОС, т.е. построим биссектрису ОМ. Совместим сторону ОВ с лучом ОС, получим биссектрису ОК ВОС. Искомый МОК получился двойной, то
МОК = 180
: 2 = 90°.
Задача № 188.Отрезки АВ и CD пересекаются в их общей середине. Докажите, что прямые АС и DB параллельны.
Через точку пересечения АВ и СD согнуть лист так, чтобы точка А (D) наложилась на продолжении АС (DВ). При этом точка D(А) пошла по DВ (АС). То есть мы построили прямую, к которой прямые АС и DВ перпендикулярны. А по утверждению, приведенному выше, эти прямые не пересекаются и, следовательно, параллельны.
Задача № 204. Концы отрезка АВ лежат на параллельных прямых а и b. Прямая, проходящая через середину О этого отрезка, пересекает прямые а и b в точках С и D. Докажите, что СО=ОD (доказывается наложением СО на OD).
Задача № 221. Даны треугольник АВС и точки М и N такие, что середина отрезка ВМ совпадает с серединой стороны АС, а середина отрезка CN - с серединой стороны АВ. Докажите, что точки М, N и А лежат на одной прямой.
Через крайние точки проводим прямую, при этом она должна пройти и через среднюю точку.
Задача №222 .Даны: прямая а и точка А, не лежащая на ней. С помощью сгибов через точку А. Постройте прямую, параллельную прямой а.
Из точки А к прямой а проводим перпендикуляр b. Далее к b проводим перпендикуляр с, проходящий через точку А. Получили две параллельные прямые а и с, перпендикулярные к третьей прямой b.
Олимпиадная задача. Автор: Хачатурян А.В. Московская устная олимпиада 6-7 классов № 7.3. Из квадратного листа бумаги сложили треугольник (см. рисунки). Найдите отмеченный угол.
Решение: разогнём бумагу и отметим равные углы, которые были совмещены при сгибании (пунктирные линии на рисунке – стороны исходного квадрата ABCD, которые ранее совмещались). MAN составляет половину прямого BAD, то есть равен 45°. Три равных угла с вершиной M вместе образуют развёрнутый угол, поэтому ∠AMN = 60°. Значит, ∠ANM = 180 – 45° – 60° = 75°.
Вывод: с удивлением открыли новый подход к решению некоторых традиционных школьных задач с помощью техники оригами.