Описание нестандартного урока-зачета по русскому языку (4 класс)
Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».
Основная цель: развитие умения учащимися исследовать и анализировать свои знания.
- Сегодня на уроке мы закрепим наши знания об имени существительном. Посмотрим, насколько хорошо вы поняли тему и над чем нужно поработать каждому из вас.
- У вас на парте для каждого ученика лежит лист-анкета, где вы будите отмечать знаками (+,-, +) с какими разделом темы и как вы справляетесь.
Анкета-зачетка.
Ф.И. учащегося
1.Что такое имя существительное?
- Падежи.
- Склонение.
- Число.
- Род.
- Падежные окончания.
- Члены предложения.
+ понял
- не понял
+ понял, но надо еще поработать
- - Итак, давайте вспомним, что такое имя существительное.
Я вам прочитаю несколько вариантов определений, а вы должны будите выбрать верный и записать на листочках номер.
1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает признак предмета.
2. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает предмет.
3. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
4. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?... и обозначает признак предмета.
- Если вы записали №3, то вы верно ответили на вопрос и можете оценить свои знания знаком + в зачетке. Если вы неверно ответили на вопрос – ставите знак минус.
- - Внимание! Игра «Во всех падежах».
Послушайте стихотворение «Приключение листа» Ю. Карасева и запишите на листочке в каких падежах стоит существительное «лист».
(стихотворение читается по четверостишиям, на доске под клиновыми листочками написаны названия падежей, которые открываются в процессе чтения).
- 2 -
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый. И.п.
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа Р.п.
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Прыг к зеленому листу, Д.п.
Лапой хвать зеленый лист В.п.
Дескать, поиграем.
«Не хочу!» - парашютист головой качает.
Ветер вмиг с листом зеленым Т.п.
Над землей взметнулся снова.
И шалун-листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом. П.п.
- Проверьте правильность выполненного задания и оцените свои знания.
- Склонение и род имен существительных.
- Послушайте первый куплет и припев песни «Крейсер «Аврора» и запишите все имена существительные, которые вам встречаются в песне в единственном числе.
Затем определите у них род и склонение.
Город (м.р., 2 скл.)
небо (ср.р., 2 скл.)
головой (ж.р., 1 скл.)
крейсер (м.р., 2 скл.)
утро (ср.р., 2 скл.)
час (м.р., 2 скл.)
даль (ж.р., 3 скл.)
- Сделайте вывод о том, что имеет каждое существительное.
- Сколько склонений?
- какие имена сущ-ые относятся к 1,2,3 скл?
- Какого рода бывают имена существительные?
- убедитесь, что вы выписали существительные только ед. числа.
- Оцените свои знания.
Работа по рядам. Каждый ряд отгадывает свою загадку и записывает слово-отгадку на листок.
1 ряд: Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, и стоять не велит.
(Мороз)
- 3 –
2 ряд: Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не волос.
(Береза)
3 ряд: Белое поле,
Черное семя,
Кто его сеет,
Тот разумеет.
(Тетрадь)
-Какие это слова?
- Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
- Определите склонение, число, просклоняйте и выделите падежные окончания.
(проверка по цепочке)
- Как изменяются имена существительные?
- От чего зависит правильное написание падежных окончаний?
- Как проверить написание безударных окончаний?
- Оцените свои знания.
На доске картинки о зиме, а под ними закрытые предложения.
- Составьте предложения о зиме.
- Сейчас над двумя предложениями мы поработаем.
1. Вот и наступила белоснежная зима.
2. Вся з_мля п_крылась снег_м.
(сначала открывается 2 предложение)
- Прочитайте, подумайте какие буквы нужно вставить, объясните их написание.
(открывается 1 предложение)
- Подготовьтесь и запишите их по памяти.
- Проверьте и разберите их по членам.
(два человека работают у доски, остальные на листочках).
-Какими членами предложения могут быть имена существительные?
- Оцените свои знания в зачетке.
- Обобщение знаний об имени существительном.
К доске вызываются 7 учеников. На доске прикреплен цветик-семицветик.
Дети по желанию отрывают лепестки и отвечают на вопросы об имени существительном.
-А теперь посмотрите все на свои зачетки и сделайте для себя вывод - над
чем вам еще нужно поработать. А я соберу ваши зачетки и листы, на
которых вы выполняли задания, и подведу общий итог.
(составляется сводная таблица знаний по теме: «Имя существительное» и анализируются и классифицируются ошибки).
Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок-зачет по русскому языку (4 класс) Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».»
Нестандартный урок-зачет по русскому языку (4 класс)
Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».
Основная цель: развитие умения учащимися исследовать и анализировать свои знания.
- Сегодня на уроке мы закрепим наши знания об имени существительном. Посмотрим, насколько хорошо вы поняли тему и над чем нужно поработать каждому из вас.
- У вас на парте для каждого ученика лежит лист-анкета, где вы будите отмечать знаками (+,-, +) с какими разделом темы и как вы справляетесь.
Анкета-зачетка.
Ф.И. учащегося
1.Что такое имя существительное?
Падежи.
Склонение.
Число.
Род.
Падежные окончания.
Члены предложения.
+ понял
- не понял
+ понял, но надо еще поработать
Я вам прочитаю несколько вариантов определений, а вы должны будите выбрать верный и записать на листочках номер.
1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает признак предмета.
2. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает предмет.
3. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
4. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?... и обозначает признак предмета.
- Если вы записали №3, то вы верно ответили на вопрос и можете оценить свои знания знаком + в зачетке. Если вы неверно ответили на вопрос – ставите знак минус.
Послушайте стихотворение «Приключение листа» Ю. Карасева и запишите на листочке в каких падежах стоит существительное «лист».
(стихотворение читается по четверостишиям, на доске под клиновыми листочками написаны названия падежей, которые открываются в процессе чтения).
- 2 -
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый. И.п.
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа Р.п.
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Прыг к зеленому листу, Д.п.
Лапой хвать зеленый лист В.п.
Дескать, поиграем.
«Не хочу!» - парашютист головой качает.
Ветер вмиг с листом зеленым Т.п.
Над землей взметнулся снова.
И шалун-листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом. П.п.
- Проверьте правильность выполненного задания и оцените свои знания.
- Послушайте первый куплет и припев песни «Крейсер «Аврора» и запишите все имена существительные, которые вам встречаются в песне в единственном числе.
Затем определите у них род и склонение.
Город (м.р., 2 скл.)
небо (ср.р., 2 скл.)
головой (ж.р., 1 скл.)
крейсер (м.р., 2 скл.)
утро (ср.р., 2 скл.)
час (м.р., 2 скл.)
даль (ж.р., 3 скл.)
- Сделайте вывод о том, что имеет каждое существительное.
- Сколько склонений?
- какие имена сущ-ые относятся к 1,2,3 скл?
- Какого рода бывают имена существительные?
- убедитесь, что вы выписали существительные только ед. числа.
- Оцените свои знания.
Работа по рядам. Каждый ряд отгадывает свою загадку и записывает слово-отгадку на листок.
1 ряд: Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, и стоять не велит.
(Мороз)
- 3 –
2 ряд: Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не волос.
(Береза)
3 ряд: Белое поле,
Черное семя,
Кто его сеет,
Тот разумеет.
(Тетрадь)
-Какие это слова?
- Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
- Определите склонение, число, просклоняйте и выделите падежные окончания.
(проверка по цепочке)
- Как изменяются имена существительные?
- От чего зависит правильное написание падежных окончаний?
- Как проверить написание безударных окончаний?
- Оцените свои знания.
На доске картинки о зиме, а под ними закрытые предложения.
- Составьте предложения о зиме.
- Сейчас над двумя предложениями мы поработаем.
1. Вот и наступила белоснежная зима.
2. Вся з_мля п_крылась снег_м.
(сначала открывается 2 предложение)
- Прочитайте, подумайте какие буквы нужно вставить, объясните их написание.
(открывается 1 предложение)
- Подготовьтесь и запишите их по памяти.
- Проверьте и разберите их по членам.
(два человека работают у доски, остальные на листочках).
-Какими членами предложения могут быть имена существительные?
- Оцените свои знания в зачетке.
К доске вызываются 7 учеников. На доске прикреплен цветик-семицветик.
Дети по желанию отрывают лепестки и отвечают на вопросы об имени существительном.
-А теперь посмотрите все на свои зачетки и сделайте для себя вывод - над
чем вам еще нужно поработать. А я соберу ваши зачетки и листы, на
которых вы выполняли задания, и подведу общий итог.
(составляется сводная таблица знаний по теме: «Имя существительное» и анализируются и классифицируются ошибки).