СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартный урок-зачет по русскому языку (4 класс) Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание нестандартного урока-зачета по русскому языку (4 класс)

Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».

 

Основная цель: развитие умения учащимися исследовать и анализировать свои знания.

- Сегодня на уроке мы закрепим наши знания об имени существительном. Посмотрим, насколько хорошо вы поняли тему и над чем нужно поработать каждому из вас.

- У вас на парте для каждого ученика лежит лист-анкета, где вы будите отмечать знаками (+,-, +) с какими разделом темы и как  вы справляетесь.

                                         Анкета-зачетка.

Ф.И. учащегося

1.Что такое имя существительное?

  1. Падежи.
  2. Склонение.
  3. Число.
  4. Род.
  5. Падежные окончания.
  6. Члены предложения.

+ понял

- не понял

+ понял, но надо еще поработать

 

  • - Итак, давайте вспомним, что такое имя существительное.

Я вам прочитаю несколько вариантов определений, а вы должны будите выбрать верный и записать на листочках номер.

1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает признак предмета.  

2. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает предмет.

3. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

4. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?... и обозначает признак предмета.

- Если вы записали №3, то вы верно ответили на вопрос и можете оценить свои знания знаком + в зачетке. Если вы неверно ответили на вопрос – ставите знак минус.

  • - Внимание! Игра «Во всех падежах».

Послушайте стихотворение «Приключение листа» Ю. Карасева и запишите на листочке в каких падежах стоит существительное «лист».

(стихотворение читается по четверостишиям, на доске под клиновыми листочками написаны названия падежей, которые открываются в процессе чтения).

 

 

- 2 -

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.           И.п.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа     Р.п.

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Прыг к зеленому листу,    Д.п.

Лапой хвать зеленый лист     В.п.

Дескать, поиграем.

«Не хочу!» - парашютист головой качает.

Ветер вмиг с листом зеленым    Т.п.

Над землей взметнулся снова.

И шалун-листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.    П.п.

 - Проверьте правильность выполненного задания и оцените свои знания.

 

  • Склонение и род имен существительных.

- Послушайте первый куплет и припев песни «Крейсер «Аврора» и запишите все имена существительные, которые вам встречаются в песне в единственном числе.

Затем определите у них род и склонение.

Город (м.р., 2 скл.)

небо (ср.р., 2 скл.)

головой (ж.р., 1 скл.)

крейсер (м.р., 2 скл.)

утро (ср.р., 2 скл.)

час (м.р., 2 скл.)

даль (ж.р., 3 скл.)

- Сделайте вывод о том, что имеет каждое существительное.

- Сколько склонений?

- какие имена сущ-ые относятся к 1,2,3 скл?

- Какого рода бывают имена существительные?

- убедитесь, что вы выписали существительные только ед. числа.

- Оцените свои знания.

 

  • Падежные окончания.

Работа по рядам. Каждый ряд отгадывает свою загадку и записывает слово-отгадку на листок.

1 ряд: Старик у ворот тепло уволок,

            Сам не бежит, и стоять не велит.

                                                                         (Мороз)

- 3 –

2 ряд: Зелена, а не луг,

           Бела, а не снег,

           Кудрява, а не волос.     

                                                    (Береза)

3 ряд: Белое поле,

           Черное семя,

           Кто его сеет,

           Тот разумеет.

                                                       (Тетрадь)

-Какие это слова?

- Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

- Определите склонение, число, просклоняйте и выделите падежные окончания.

(проверка по цепочке)

- Как изменяются имена существительные?

- От чего зависит правильное написание падежных окончаний?

- Как проверить написание безударных окончаний?

- Оцените свои знания.

 

  • Работа по развитию речи.

На доске картинки о зиме, а под ними закрытые  предложения.

- Составьте предложения о зиме.

- Сейчас над двумя предложениями мы поработаем.

1. Вот и наступила белоснежная зима.

2. Вся з_мля п_крылась снег_м.

(сначала открывается 2 предложение)

- Прочитайте, подумайте какие буквы нужно вставить, объясните их написание.

(открывается 1 предложение)

- Подготовьтесь и запишите их по памяти.

- Проверьте и разберите их по членам.

(два человека работают у доски, остальные на листочках).

-Какими членами предложения могут быть имена существительные?

- Оцените свои знания в зачетке.

 

  • Обобщение знаний об имени существительном.

К доске вызываются 7 учеников. На доске прикреплен цветик-семицветик.

Дети по желанию отрывают лепестки и отвечают на вопросы об имени существительном.

     -А теперь посмотрите все на свои зачетки и сделайте для себя вывод - над    

      чем вам еще нужно поработать. А я соберу ваши зачетки и листы, на

     которых вы выполняли задания, и подведу общий итог.

(составляется сводная таблица знаний по теме:  «Имя существительное» и анализируются и классифицируются ошибки).

Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок-зачет по русскому языку (4 класс) Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».»

Нестандартный урок-зачет по русскому языку (4 класс)

Тема: «Имя существительное. Обобщающий урок».


Основная цель: развитие умения учащимися исследовать и анализировать свои знания.

- Сегодня на уроке мы закрепим наши знания об имени существительном. Посмотрим, насколько хорошо вы поняли тему и над чем нужно поработать каждому из вас.

- У вас на парте для каждого ученика лежит лист-анкета, где вы будите отмечать знаками (+,-, +) с какими разделом темы и как вы справляетесь.

Анкета-зачетка.

Ф.И. учащегося

1.Что такое имя существительное?

  1. Падежи.

  2. Склонение.

  3. Число.

  4. Род.

  5. Падежные окончания.

  6. Члены предложения.

+ понял

- не понял

+ понял, но надо еще поработать


  • - Итак, давайте вспомним, что такое имя существительное.

Я вам прочитаю несколько вариантов определений, а вы должны будите выбрать верный и записать на листочках номер.

1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает признак предмета.

2. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает предмет.

3. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

4. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?... и обозначает признак предмета.

- Если вы записали №3, то вы верно ответили на вопрос и можете оценить свои знания знаком + в зачетке. Если вы неверно ответили на вопрос – ставите знак минус.

  • - Внимание! Игра «Во всех падежах».

Послушайте стихотворение «Приключение листа» Ю. Карасева и запишите на листочке в каких падежах стоит существительное «лист».

(стихотворение читается по четверостишиям, на доске под клиновыми листочками написаны названия падежей, которые открываются в процессе чтения).



- 2 -

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый. И.п.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа Р.п.

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Прыг к зеленому листу, Д.п.

Лапой хвать зеленый лист В.п.

Дескать, поиграем.

«Не хочу!» - парашютист головой качает.

Ветер вмиг с листом зеленым Т.п.

Над землей взметнулся снова.

И шалун-листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. П.п.

- Проверьте правильность выполненного задания и оцените свои знания.


  • Склонение и род имен существительных.

- Послушайте первый куплет и припев песни «Крейсер «Аврора» и запишите все имена существительные, которые вам встречаются в песне в единственном числе.

Затем определите у них род и склонение.

Город (м.р., 2 скл.)

небо (ср.р., 2 скл.)

головой (ж.р., 1 скл.)

крейсер (м.р., 2 скл.)

утро (ср.р., 2 скл.)

час (м.р., 2 скл.)

даль (ж.р., 3 скл.)

- Сделайте вывод о том, что имеет каждое существительное.

- Сколько склонений?

- какие имена сущ-ые относятся к 1,2,3 скл?

- Какого рода бывают имена существительные?

- убедитесь, что вы выписали существительные только ед. числа.

- Оцените свои знания.


  • Падежные окончания.

Работа по рядам. Каждый ряд отгадывает свою загадку и записывает слово-отгадку на листок.

1 ряд: Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит, и стоять не велит.

(Мороз)

- 3 –

2 ряд: Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не волос.

(Береза)

3 ряд: Белое поле,

Черное семя,

Кто его сеет,

Тот разумеет.

(Тетрадь)

-Какие это слова?

- Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

- Определите склонение, число, просклоняйте и выделите падежные окончания.

(проверка по цепочке)

- Как изменяются имена существительные?

- От чего зависит правильное написание падежных окончаний?

- Как проверить написание безударных окончаний?

- Оцените свои знания.


  • Работа по развитию речи.

На доске картинки о зиме, а под ними закрытые предложения.

- Составьте предложения о зиме.

- Сейчас над двумя предложениями мы поработаем.

1. Вот и наступила белоснежная зима.

2. Вся з_мля п_крылась снег_м.

(сначала открывается 2 предложение)

- Прочитайте, подумайте какие буквы нужно вставить, объясните их написание.

(открывается 1 предложение)

- Подготовьтесь и запишите их по памяти.

- Проверьте и разберите их по членам.

(два человека работают у доски, остальные на листочках).

-Какими членами предложения могут быть имена существительные?

- Оцените свои знания в зачетке.


  • Обобщение знаний об имени существительном.

К доске вызываются 7 учеников. На доске прикреплен цветик-семицветик.

Дети по желанию отрывают лепестки и отвечают на вопросы об имени существительном.

-А теперь посмотрите все на свои зачетки и сделайте для себя вывод - над

чем вам еще нужно поработать. А я соберу ваши зачетки и листы, на

которых вы выполняли задания, и подведу общий итог.

(составляется сводная таблица знаний по теме: «Имя существительное» и анализируются и классифицируются ошибки).