Нетрадиционные формы подготовки будущих специалистов
Качественные изменения в содержании образования и воспитательном процессе требуют подготовки специалистов, способных работать в новых условиях, обладающих высоким уровнем интеллектуального, нравственного и физического развития, профессиональным мастерством, большим творческим потенциалом.
Профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов в техникуме представляет собой сложный процесс взаимодействия преподавателей и учащихся.
Анализируя учебно-воспитательный процесс посредством тестирований, бесед, интервью с учащимися выпускных групп выясняем, что наиболее прочные знания и профессионально-творческие навыки они получают у преподавателей, владеющих богатым арсеналом форм и методов работы, способных принимать нестандартные решения, моделировать неординарные варианты оптимальных решений научных и педагогических задач, организовывать исследовательскую деятельность.
Вот почему подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, под силу только творчески работающим педагогам.
Обеспечение непрерывного научно-методического и профессионального образования преподавателей, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для подготовки молодых специалистов, соответствующим государственным стандартам, осуществляется в нашем техникуме через систему методической работы (цикловые комиссии, семинары, творческие группы, самообразование). Координирующим и направляющим центром является методический совет.
Научно-методическая учеба специалистов осуществляется на основе диагностического исследования их профессиональной компетентности, интересов, психических особенностей.
С целью профессионального развития и творческого роста мы используем наряду с общепринятыми нетрадиционные формы методической работы: турниры, консилиумы, аукционы идей, творческие отчеты преподавателей и др. Это позволяет создавать в коллективе обстановку творческого поиска, заинтересованности в успехе каждого преподавателя и педагогического коллектива в целом.
Результативность методической работы мы оцениваем не по количеству проведенных мероприятий, а по конечному результату – качеству преподавания, уровню знаний, развития, профессиональной подготовки и воспитанности учащихся.
Практикуется совместная работа цикловых комиссий по определенным проблемам.
Преподаватели привлекают будущих специалистов к изучению и обсуждению научной и методической литературы, и корректировке учебных программ, к составлению диагностических карт, тестов, к изготовлению научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Учащиеся привлекаются к рейтинговой оценке педагогической деятельности преподавателей.
Педагогическое сотрудничество способствует формированию профессиональных качеств, чувства ответственности за результаты своего труда, побуждает дух творчества, инициативу, стремление к самоанализу, совершенствованию как преподавателей, так и учащихся.
Профессиональной подготовке будущих специалистов способствует использование преподавателями новых педагогических технологий обучения, нестандартных уроков, различных по типу и форме. Это уроки-семинары, интегрированные и бинарные уроки, уроки-коллоквиумы, уроки-конкурсы, проблемные уроки и другие. Большой простор для творчества открывают уроки деловых игр. Они обеспечивают более высокую обучающую, развивающую и воспитательную результативность, требуют максимальной активности всех учащихся, способствуют наиболее яркому проявлению их творческих возможностей, позволяют переплавить теоретические знания в профессиональные навыки.
Уроки деловых игр учат будущих специалистов деловому общению, вызывают интерес к учению, формируют навыки самостоятельной работы, профессиональное мастерство.
Однако существует ряд проблем, которые не зависят от педагогического коллектива. В техникуме отсутствуют учебники по многим модулям, практически отсутствует печатный дидактический материал для внедрения новейших технологий обучения, недостаточно выпускается методической литературы. Программы с перенасыщенным учебным материалом не дают пока полностью реализовать возможности педколлектива.
Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание в педагогическом коллективе творческой атмосферы, нахождение оптимальных форм, средств и методов подготовки специалистов, способных реализовать свои творческие возможности в процессе практической работы – вот что в совокупности позволит нашему коллективу выполнить задачи, которые ставит перед нами общество.