Шаровьева Елена Николаевна, учитель первой квалификационной категории, классный руководитель,
МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»,
город Березники
[email protected]
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация.
Основной целью воспитательной деятельности нашей школы является создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых отношений, и прежде всего, ценностных отношений.
Задачи классного руководителя, реализовывать воспитательные возможности детей, организовать работу с семьями обучающихся, их родителями, законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития учащихся.
Ключевые слова: нетрадиционные формы, сотрудничество с родителями, дети с ОВЗ и инвалидностью.
Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт.
В нашей школе для детей с ОВЗ много семей, состоящих в социально опасном положении, а дети стоят на различных видах учета. Поэтому, прерогатива классного руководителя, это работа с семьями обучающихся, любая посильная помощь в воспитании детей.
Правильно и достойно воспитать в семье ребенка с ОВЗ задача для родителей непростая. Прежде всего, сами родители должны быть ответственными, само дисциплинированными. Важная составляющая в воспитании детей в семье – авторитет родителей. Детскую любовь и доверие нужно завоевать.
Главный помощник в этом вопросе, школа. А именно, классный руководитель, который должен знать обо всех проблемах в семьях учащихся, осуществлять целенаправленное просвещение родителей в области воспитания. И, очень, важно, чтобы это просвещение было опережающим, т.е. до наступления трудной ситуации, которая может случиться в семье. Существует множество нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, которые прижились у нас в коллективе, но проводить их нужно системно.
Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей – индивидуальная консультация. На мой взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями детей с ОВЗ. На нее можно пригласить родителей по собственной инициативе, изучив результаты обучения или поведения ребенка, или по рекомендации учителя-предметника, воспитателя, узкого специалиста (логопеда, дефектолога, психолога, учителя ЛФК). Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о своих проблемах, возникающих при воспитании ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Часто, родители делятся самым «сокровенным». Это особенности здоровья ребенка, увлечения, интересы, поведенческие реакции, интересы вне учебной деятельности, моральные ценности семьи. Если ребенок пришел из другого класса или школы, важно узнать мнение о предыдущем классном коллективе, педагоге, школе. Важно обсудить вопросы:
- Как оценивают родители положение ребенка в его собственной семье?
- Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя?
- Какая помощь нужна родителям от школы и общественных организаций?
- Какой они понимают воспитательную систему класса?
- Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребенок?
Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться обязательными рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Они могут быть устными и письменными.
К ребенку с ОВЗ или инвалидностью требуется особое отношение. Такие дети больше других нуждаются во внимании, помощи окружающих, особенно, помощи близких людей.
Результат сотрудничества будет виден тогда, когда родные и близкие, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы, и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
Существуют законы родительской истины, им нужно следовать в самых трудных жизненных ситуациях, любить своего ребенка и дорожить его любовью к вам.
Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов.
Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Ребенок должен уметь смеяться над собой. Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит.
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь на своих «да» и «нет».
Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства пройдет быстро, а успеть надо много, прежде чем стать взрослым. Надо дать своему ребенку возможность побыть ребенком в детстве, иначе период детства будет продолжаться во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными проблемами для ребенка и родителей.
Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.
Огромное значение в работе классного руководителя является беседа. Ее следует проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, при налаживании взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. В беседе классный руководитель больше слушает, а не дает рекомендации воспитания.
Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Это своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. На первом этапе родители задают вопросы, которые их волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. Подбирает книги, интернет статьи по интересующим вопросам. Родители изучают информацию, и, через какое-то время участвую в дискуссии по интересующим вопросам. Важно то, что они могут высказывать свое собственное мнение понимания вопроса, спорить с другими родителями. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по другому взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему.
Интересная форма работы с родителями – родительские вечера. Их желательно проводить, когда классный коллектив новый для классного руководителя. Данная форма сплачивает коллектив. Проводится она 1-2 раза в год с детьми или без них. Это своеобразный праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминания собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Работая в школе для учащихся с ОВЗ, я поняла следующее: в нашей школе существует конкретная проблема, это нравственное воспитание ребенка в семье. Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках. Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Ребенок воспринимает правила культурного поведения из окружающей среды, берет пример с родителей. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную роль. Основы нравственности формируются семьей и в семье. Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях понимание совести, как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми. Учитель должен им в этом помочь. Учитель должен быть ребенку и другом, и родителем, и авторитетом. Учитель должен помочь родителям сформировать у ребенка нравственные ценности. Благодаря им, он будет стремиться к добру, будет преодолеваться врожденный эгоизм и эгоцентризм, будет любить людей и природу, а по мере развития сознания, любить Родину и свой народ. Такие нравственные потребности, как совесть, стыд, моральный долг и ответственность должны воспитываться в семье. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми, счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Библиографический список:
1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006. С.74-86.
2. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. Настольная книга классного руководителя, 5,6,7,8 классов, Феникс, 2002. Изд. 2-е. (Серия «Школа радости»). С.131-133, 151-156.
3. Программа воспитательной работы классного руководителя. Составитель Шаровьева Е.Н., 2021-2022 учебный год.
4. Программа внеурочной деятельности «Час общения». Составитель Шаровьева Е.Н., 2021-2022 учебный год.