СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы урока в современной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной образовательной системе реализация образовательных программ осуществляется во время уроков, которые могут проводиться в традиционной или нетрадиционной форме. Нетрадиционные уроки дают возможность перестроить ход учебного процесса, сформировать критическое мышление, «всколыхнуть» учащихся и заставить их ждать каждой встречи с учителем с нетерпением, а также повысить эффективность деятельности педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы урока в современной школе»

Нетрадиционные формы урока в современной школе Разработала: Федотова Валентина Игоревна, учитель русского языка и литературы

Нетрадиционные формы урока в современной школе

Разработала:

Федотова Валентина Игоревна,

учитель русского языка и литературы

В современной образовательной системе реализация образовательных программ осуществляется во время уроков, которые могут проводиться в традиционной или нетрадиционной форме.  Проектирование традиционных занятий предусматривает, что главенствующая роль отводится педагогу, а учащиеся остаются пассивными объектами обучения. Вследствие этого снижается уровень познавательных интересов школьников, ослабевает их внимание, общий уровень успеваемости падает, накапливается психологическая неудовлетворенность со стороны всех участников образовательного процесса. Нетрадиционные уроки дают возможность перестроить ход учебного процесса, сформировать критическое мышление, «всколыхнуть» учащихся и заставить их ждать каждой встречи с учителем с нетерпением, а также повысить эффективность деятельности педагогов.

В современной образовательной системе реализация образовательных программ осуществляется во время уроков, которые могут проводиться в традиционной или нетрадиционной форме.  Проектирование традиционных занятий предусматривает, что главенствующая роль отводится педагогу, а учащиеся остаются пассивными объектами обучения. Вследствие этого снижается уровень познавательных интересов школьников, ослабевает их внимание, общий уровень успеваемости падает, накапливается психологическая неудовлетворенность со стороны всех участников образовательного процесса. Нетрадиционные уроки дают возможность перестроить ход учебного процесса, сформировать критическое мышление, «всколыхнуть» учащихся и заставить их ждать каждой встречи с учителем с нетерпением, а также повысить эффективность деятельности педагогов.

Классификация новых типов урока - Интегрированные уроки, - уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз,  - урок-соревнование, - урок-игра, - урок-путешествие, - урок-проблема, - урок-представление, - урок-устный иллюстрированный журнал.

Классификация новых типов урока

  • - Интегрированные уроки,
  • - уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз,
  • - урок-соревнование,
  • - урок-игра,
  • - урок-путешествие,
  • - урок-проблема,
  • - урок-представление,
  • - урок-устный иллюстрированный журнал.
Типология уроков в нестандартной форме в соответствии с типологией традиционного урока Классические типы уроков Нетрадиционные типы уроков Уроки изучения нового учебного материала Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок – эврика Урок – турнир Уроки обобщения и систематизации Урок открытых мыслей Урок – диспут Урок – сказка Урок – спектакль Комбинированные уроки Урок – фантазия Урок – игра Урок – семинар Урок – зачет Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков Урок творчества Урок – лекция Урок – соревнование Урок – лаборатория Урок взаимного обучения Урок КВН Урок – конкурс Урок – спектакль Урок – волшебный конверт Урок – диалог Урок – конференция Урок – игра Урок – путешествие Урок – игра Урок – сказка Урок – аукцион знаний Урок - суд Урок – конкурс Урок – конференция

Типология уроков в нестандартной форме в соответствии с типологией традиционного урока

Классические типы уроков

Нетрадиционные типы уроков

Уроки изучения нового учебного материала

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Урок – эврика

Урок – турнир

Уроки обобщения и систематизации

Урок открытых мыслей

Урок – диспут

Урок – сказка

Урок – спектакль

Комбинированные уроки

Урок – фантазия

Урок – игра

Урок – семинар

Урок – зачет

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Урок творчества

Урок – лекция

Урок – соревнование

Урок – лаборатория

Урок взаимного обучения

Урок КВН

Урок – конкурс

Урок – спектакль

Урок – волшебный конверт

Урок – диалог

Урок – конференция

Урок – игра

Урок – путешествие

Урок – игра

Урок – сказка

Урок – аукцион знаний

Урок - суд

Урок – конкурс

Урок – конференция

Цели нетрадиционных уроков :   - отработка новых методов, способов, форм, приемов и средств обучения; - усвоение программного материала более качественно и в полном объеме; - разнообразие учебной деятельности; - выход за рамки учебника, обогащение новыми знаниями и возможностями. Любая цель урока ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи.

Цели нетрадиционных уроков :

  • - отработка новых методов, способов, форм, приемов и средств обучения;
  • - усвоение программного материала более качественно и в полном объеме;
  • - разнообразие учебной деятельности;
  • - выход за рамки учебника, обогащение новыми знаниями и возможностями.
  • Любая цель урока ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи.
Задачи нетрадиционных уроков:   Обучающая – формирование специальных умений и общенаучных знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения. Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь. Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических отношений. Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, в разных сферах деятельности, выражение своего эмоционального отношения.

Задачи нетрадиционных уроков:

  • Обучающая – формирование специальных умений и общенаучных знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения.
  • Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь.
  • Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических отношений.
  • Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, в разных сферах деятельности, выражение своего эмоционального отношения.
Особенности современного нетрадиционного урока 1. Выбор темы. 2. Новая форма подачи материала. 3. Тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя.

Особенности современного нетрадиционного урока

  • 1. Выбор темы.
  • 2. Новая форма подачи материала.
  • 3. Тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя.
Методы обучения, используемые на современном нетрадиционном уроке - кейс-метод - метод модульного обучения - метод проектов - метод развития критического мышления через чтение и письмо

Методы обучения, используемые на современном нетрадиционном уроке

  • - кейс-метод
  • - метод модульного обучения
  • - метод проектов
  • - метод развития критического мышления через чтение и письмо
Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала; оснащенности школы; теоретической и практической подготовленности учителя.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.
Игровые моменты на уроках Игровые моменты – это вариант сделать урок более и познавательным. Игровые моменты позволяют раскрепоститься, отдохнуть, посмеяться и, конечно, подумать. Даже игровые моменты на уроках решают важную задачу – осмысление полученного задания, его решение.

Игровые моменты на уроках

  • Игровые моменты – это вариант сделать урок более и познавательным. Игровые моменты позволяют раскрепоститься, отдохнуть, посмеяться и, конечно, подумать. Даже игровые моменты на уроках решают важную задачу – осмысление полученного задания, его решение.
Игровые моменты на уроках: Дидактические игры требуют активной мыслительной деятельности, в них учащийся может применить ранее приобретенные навыки и умения. В игровой деятельности дети находят область самовыражения, проявления личностных качеств. «Фонетические прятки» (называются слова, а обучающиеся должны определить, в каком из слов есть заданный звук) «Метаграммы» (загадки, в которых нужно заменить одну букву на другую) и др.

Игровые моменты на уроках:

Дидактические игры требуют активной мыслительной деятельности, в них учащийся может применить ранее приобретенные навыки и умения. В игровой деятельности дети находят область самовыражения, проявления личностных качеств.

«Фонетические прятки» (называются слова, а обучающиеся должны определить, в каком из слов есть заданный звук)

«Метаграммы» (загадки, в которых нужно заменить одну букву на другую) и др.

Игры-конкурсы «Волшебные предметы» (нужно угадать, кому из литературных героев принадлежит предмет) «Вопросы на засыпку» (ученики придумывают вопросы и задания по изученному материалу) Такие конкурсы можно использовать как этап традиционного урока , так и как один из конкурсов нетрадиционного урока – игры.

Игры-конкурсы

  • «Волшебные предметы» (нужно угадать, кому из литературных героев принадлежит предмет)
  • «Вопросы на засыпку» (ученики придумывают вопросы и задания по изученному материалу)
  • Такие конкурсы можно использовать как этап традиционного урока , так и как один из конкурсов нетрадиционного урока – игры.
Варианты нетрадиционных уроков Урок-путешествие « Путешествие кладоискателей в стране Лингвистика»( урок обобщения и систематизации знаний по теме «Предлог») 7 класс «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (урок-путешествие по сказочному лесу) 5 класс Деловая игра «Корректор» (урок изучения нового учебного материала по теме «Виды предложений по цели высказывания»)5 класс Интегрированный урок «Учимся рассуждать и понимать» (русский язык и геометрия) 11 класс Урок-исследование «Художественность произведений искусств» (урок литературы в 9 классе)

Варианты нетрадиционных уроков

  • Урок-путешествие « Путешествие кладоискателей в стране Лингвистика»( урок обобщения и систематизации знаний по теме «Предлог») 7 класс
  • «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (урок-путешествие по сказочному лесу) 5 класс
  • Деловая игра «Корректор» (урок изучения нового учебного материала по теме «Виды предложений по цели высказывания»)5 класс
  • Интегрированный урок «Учимся рассуждать и понимать» (русский язык и геометрия) 11 класс
  • Урок-исследование «Художественность произведений искусств» (урок литературы в 9 классе)
Варианты нетрадиционных уроков Дебаты «Сергей Есенин – бунтарь или певец природы?» (урок литературы в 9 классе) Урок-конференция «К. Воробьев «Убиты под Москвой» (урок литературы в 9 классе) Лабораторные уроки на урока литературы: «Басня», «Сравнение», «Эпитет» (5 класс); «Баллада», «Антитеза» (6 класс); «Стихотворения в прозе», «Гипербола», «Гротеск» (7 класс); «Песни», «Афоризм», «Сонет» (8 класс) и др.

Варианты нетрадиционных уроков

  • Дебаты «Сергей Есенин – бунтарь или певец природы?» (урок литературы в 9 классе)
  • Урок-конференция «К. Воробьев «Убиты под Москвой» (урок литературы в 9 классе)
  • Лабораторные уроки на урока литературы: «Басня», «Сравнение», «Эпитет» (5 класс); «Баллада», «Антитеза» (6 класс);
  • «Стихотворения в прозе», «Гипербола», «Гротеск» (7 класс);
  • «Песни», «Афоризм», «Сонет» (8 класс) и др.
Вывод нетрадиционные уроки актуальны в настоящее время. Они положительно влияют на процесс обучения, т.к. - более 70% информации усваивается на уроке и предполагает минимальное домашнее задание; - позволяют оценить большинство или даже всех учеников в классе; - позволяют отработать различные формы, приемы и методы работы на уроке; - выполняют огромную воспитательную и образовательную функцию: расширяют кругозор детей, учат вести дискуссии, выбирать информацию и проводить сравнение, делать выводы и прогнозировать результат, проявлять инициативу при подготовке заданий индивидуально и в группе, уважать чужое мнение, проявлять лидерские способности и т.д.

Вывод

  • нетрадиционные уроки актуальны в настоящее время. Они положительно влияют на процесс обучения, т.к.
  • - более 70% информации усваивается на уроке и предполагает минимальное домашнее задание;
  • - позволяют оценить большинство или даже всех учеников в классе;
  • - позволяют отработать различные формы, приемы и методы работы на уроке;
  • - выполняют огромную воспитательную и образовательную функцию: расширяют кругозор детей, учат вести дискуссии, выбирать информацию и проводить сравнение, делать выводы и прогнозировать результат, проявлять инициативу при подготовке заданий индивидуально и в группе, уважать чужое мнение, проявлять лидерские способности и т.д.