| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
=
Нетрадиционные методики обучения детей с ОВЗ. Дельфинотерапия
Подготовила:
студентка Ш-41
Яценко Татьяна
Ейск, 2020г.
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Среди них изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности), музыкотерапия (терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия, музыкосамототерапия, кинезитерапия), имаготерапия (терапия через образ, куда входят такие виды как куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама), либропсихотерапия(лечебное чтение) и библеотерапия(терапия через книгу) и др.
Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.
Наряду с различными видами искусства в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья активно используют дельфинотерапию.
Дельфинотерапия: что это такое?
Дельфины – это уникальные млекопитающие. Их мозг весит больше человеческого и содержит в два раза больше извилин. Ученые полагают, что дельфины обладают не только самосознанием, но и эмпатией.
Уникальные свойства этих животных, их ласковость и игривость используются человеком, как один из видов анималотерапии, т.е. лечение при помощи животных.
Дельфинотерапия – это способ медико-психологической реабилитации, основывающийся на взаимодействии млекопитающего и человека.
Данный вид терапии применяется для коррекции психологических проблем, психических патологий, прекрасно сочетаем с медикаментозным лечением и иными психотерапевтическими методами.
История дельфинотерапии
Первый известный случай лечения детей при помощи дельфинов датируется 1971-м годом. Антрополог Бетси Смит, которая изучала отношения между людьми и дельфинами, и психолог Дэвид Натансон из Флоридского Международного Университета, занимавшийся с умственно отсталыми детьми, наблюдали, как дети, имеющие синдром Дауна, купались в бассейне вместе со специально подготовленными дельфинами-афалинами. Ученым показалось, что дельфины вели себя так, как будто понимали, что детям нужна их помощь. В результате были разработаны методики обучения умственно отсталых детей с помощью дельфинов. Этот подход показал высокую эффективность: дельфины ускорить социальную адаптацию таких детей в четыре раза.
История дельфинотерапии продолжилась в СССР в 1973-1978 гг. Г.А. Шурепова, тренер Государственного Океанариума ВМФ СССР, стала применять плавание с дельфинами для снятия стресса и повышения настроения. После нескольких минут, проведенных в бассейне с дельфинами, "пациенты" признавались, что прекрасно себя чувствуют, полны сил, желания жить и активно трудиться.
В 1987 году ученые из Государственного Океанариума в Севастополе создали и успешно применяли методику психологической реабилитации и оздоровительной релаксации при помощи дельфинов-афалин. Люди, страдающие различными заболеваниями и расстройствами, после пребывания в бассейне с дельфинами отмечали улучшение самочувствия и настроения, им удавалось справиться с апатией, напряжением, усталостью. Дельфины помогали детям быстрее научиться плавать, не бояться глубины.
В 1990-х – 2000-х годах в Великобритании, Израиле, США, Японии, Панаме были проведены исследования, доказавшие многочисленные положительные эффекты дельфинотерапии.
В 2005 году был образован Международный Институт Дельфинотерапии. В нем была разработана официальная программа дельфинотерапии под названием DAT - Dolphin Assisted Therapy. Выдан патент на "Способ лечения ультразвуковой терапией при помощи контролированного излучения сонара дельфина". Оказалось, что ультразвук, который испускают дельфины, может положительно влиять на биоэлектрические процессы в головном мозге.
Чем полезна дельфинотерапия для детей?
Дельфинотерапия при ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, которое возникает в результате повреждения головного мозга ребенка после 28-й недели беременности, во время родов или в первую неделю жизни. Степень тяжести ДЦП бывает разной. Он может проявляться в виде частичных или полных параличей, напряжения мышц, патологических движений (дрожания), снижения чувствительности, у некоторых больных детей развивается умственная отсталость.
ДЦП – хроническое состояние, при котором очень большое значение имеет реабилитация. Дельфинотерапия может быть включена в реабилитационную программу.
Занятия ребенка с участием дельфинов включают много игровых элементов. При этом имеется тактильный, зрительный, эмоциональный контакт.
Эффекты дельфинотерапии при ДЦП:
Прикосновения к дельфину активируют биологически активные точки, рецепторы на теле ребенка.
Дельфин постоянно создает своим хвостовым плавником потоки воды, которые действуют как гидромассаж.
Эмоциональный контакт с животным помогает справиться с психологическими проблемами, вызванными ДЦП.
Дельфинотерапия для аутистов
Аутизм – заболевание, которое начинает проявляться обычно до 3-летнего возраста. Больной ребенок замкнут, необщителен, у него ограничены интересы, он часто повторяет одни и те же действия.
У некоторых детей с возрастом состояние улучшается, симптомы сглаживаются, и они могут без особого труда эффективно взаимодействовать с другими людьми. У других с годами, напротив, наступают ухудшения. Современными методами вылечить аутизм невозможно, но они помогают в ряде случаев существенно улучшить состояние ребенка, ускорить наступление улучшений с возрастом.
В терапии аутизма важное значение имеют психологические методики, создание благоприятной обстановки в семье и в коллективе, специальное обучение, поведенческая терапия.
Помогает детям-аутистам и дельфинотерапия. Дельфины – очень доброжелательные, общительные животные, они очень любят играть. Находясь с ними в бассейне, ребенок учится общаться на тактильном и эмоциональном уровне, расширяет свою зону комфорта, избавляется от страхов.
Во время игр с дельфинами ребенок учится лучше управлять своим телом, эффективнее использовать язык жестов, приучается быть более самостоятельным. Эти полезные навыки в последующем переносятся на взаимодействие с социумом.
Считается, что ультразвук, который испускают дельфины, проникая в организм, способствует выработке эндорфинов – гормонов счастья. Это заставляет ребенка испытывать радость от игры с животными, от самого процесса общения.
Программа дельфинотерапии: как проходят сеансы?
В занятиях принимает участие тренер-инструктор, в ряде случаев присутствуют психологи, психотерапевты и другие специалисты. Вместе с детьми сеансы дельфинотерапии посещают родители. Очень важно, чтобы между пациентом и дельфином установилась связь. В дельфинотерапии выделяют два этапа:
Пассивная связь. Тренер использует специальные приемы и стимулы для того, чтобы дельфин вступил во взаимодействие с человеком.
Активная связь. Дельфин сам проявляет активность и вступает во взаимодействие. Задача тренера во время занятий – постепенно перейти от пассивной связи к активной.
Обычно один сеанс дельфинотерапии состоит из следующих трех частей:
Игра с дельфином. Обычно пациенту дают поиграть с дельфином в мячик, погладить его. При этом дельфин прикасается к биологически активным точкам на коже человека, тем самым стимулируя работу нервной системы. Продолжительность – 10 минут.
Взаимодействие с дельфином на лестнице. При этом пациент находится прямо перед лицом дельфина. Это более тесный контакт. Дельфин испускает пучок ультразвуковых волн в область головы человека. Продолжительность – 5 минут.
Плавание с дельфином. В это время имеют место все виды взаимодействия между дельфином и человеком: прикосновение, эмоциональный контакт, дельфин "сканирует" ультразвуковыми волнами практически всё тело пациента, создает во время движений хвостом потоки воды, которые действуют как гидромассаж. Именно в это время в организме человека наиболее интенсивно происходит выработка гормонов счастья – эндорфинов.