Нетрадиционные уроки иностранного языка: типы и цели
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Данный урок основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Признаки нетрадиционного урока:
- несёт элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения;
- кроме программного используется и внепрограммный материал;
- организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
- в процессе занятий используются информационные компьютерные технологии (ИКТ), мультимедийное оборудование и др.;
- дает возможность обучающимся раскрыться по-новому, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
- требует серьезной предварительной подготовки.
Существует множество типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: видео-урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-игра, урок-конференция (пресс-конференция), урок-ролевая игра (деловая игра), урок-спектакль, урок-зачет, урок-путешествие, урок-состязание, урок-соревнование, урок-диалог, урок-интервью, урок-диспут, урок-турнир, интегрированный урок и другие.
По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:
1. Творческие уроки: урок-сказка, урок-фантазия.
2. Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала: урок-мудрости, откровение.
3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро.
4. Уроки, основанные на публичных формах общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, диалог, дискуссия, панорама, «живая» газета, устный журнал.
5. Уроки, основанные на применении современных информационных технологий: Интернет, проект, веб квест.
6. Уроки, основанные на видах общественной деятельности: исследование, изображение, анализ, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
7. Уроки в форме соревнований, игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
8. Уроки, основанные на имитации общественно-культурных мероприятий: экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная.
9. Уроки, основанные на трансформации традиционных способов организации уроков лекция - парадокс, экскурсия - опрос, зачет, семинар, консультация.
10. Интегрированные уроки.
Нетрадиционные формы урока ИЯ реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Например, проведение нетрадиционных уроков с применением разнообразных возможностей ИКТ способствует формированию и развитию всех универсальных учебных действий обучающихся и особенно умений использовать эти технологии в решении познавательных и коммуникативных задач; формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников.
Остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков:
1) Урок-соревнование. Цель – закрепление различных навыков и умений учащихся. Заранее формируются команды и жюри, выбираются капитаны, придумывается название команд. Учитель подбирает задания, готовит оснащение и материал. Проводится разминка, конкурс капитанов, команд. Завершается урок подведением итогов и объявлениям команды-победителя.
2) Урок-экскурсия. Классифицируют данные уроки по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Урок-экскурсия с использованием ИКТ, поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями. Применение данной формы урока эффективно при изучении страноведческого материала, при знакомстве учащихся на уроках с культурным наследием страны изучаемого и родного языка. Структура проведения урока-экскурсии: учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом нетрадиционной формы урока. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.
3) Урок-проект. Направлен на то, чтобы развивать активное самостоятельное мышление учащегося, научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике. Главная особенность данного урока - доступность темы и возможность ее варьирования. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация, веб-квест и др. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. В условиях нетрадиционной формы урока работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Следует отметить, что слишком частое обращение к подобным нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу обучения.