1. Нестандартные уроки: сущность, краткая характеристика
Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.
Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.
Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом.
-к отбору содержания учебного материала;
- к сочетанию методов обучения;
- к внешнему оформлению.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного:
-общекультурное развитие;
-личностное развитие;
-развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
-формирование умения учиться;
-развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Нестандартный урок - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности. [1]
Краткая характеристика нестандартных уроков.
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
2. Классификация нестандартных уроков
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. А другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не умеющих и не желающих серьёзно трудиться. [5]
Существует много классификаций нестандартных типов уроков. Все типы нестандартных уроков объединяет не традиционность организации и возможность проявления творчества, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Наиболее оптимальной представляется типология А.В. Хуторского, который не использует термин «нестандартные уроки», относя их к так называемым творческим. Его классификация интересной и группировкой творческих уроков по сходным параметрам. А.В. Хуторской выделяет:
Уроки когнитивного типа: урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта; поисковый урок; лабораторно-практический урок; урок постановки проблем и их решение; урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез); урок конструирования теорий; урок-концепт, построение картины мира или ее части; урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами); интегративный урок; метапредметный урок; межпредметный урок; урок философского обобщения.
Уроки креативного типа: урок составления и решения задач; урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); урок-парадокс; урок-фантазия; урок изобретательства; урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества; урок моделирования; урок символотворчества; урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий); урок-эвристическая ситуация; урок открытий; сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т.д.); деловая игра; ролевая игра; урок-путешествия (реальное, виртуальное); урок-наоборот (ученик в роли учителя); урок в школе будущего; прогностический урок; урок защиты творческих работ; урок творческого обобщения.
Уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания, урок нормотворчества, урок разработки индивидуальных образовательных программ; урок защиты индивидуальных образовательных программ; уроки с группой работой; урок-проект (с использованием метода проектов); урок-консультация (взаимоконсультация); урок самооценок (взаимооценок); урок-зачет (самозачет); урок-рефлексия.
Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (ведут два учителя); урок рецензирования; урок взаимоконтроля; урок-вернисаж; урок-выставка; урок-аукцион; урок-конференция; урок-соревнование; урок-КВН; урок- «суд над явлением»; урок-спектакль; урок - «круглый стол»; урок-панорама; творческий отчет.
С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина выделяют классы нестандартных уроков на основе ключевых особенностей содержания и организации учебно-познавательной деятельности. [4]
Уроки с измененными способами организации. В эту группу входят такие уроки: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.
Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей ёмкостью, чем рассказ большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции:
- Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
- В случае использования укрупненной дидактической единицы.
- Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
- Введение в тему.
- Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
- Применение знаний для решения практических задач.
Урок вдвоём. Данный урок проводится с гостем - специалистом в какой-то области. Особенность данных уроков - тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.
Уроки, опирающие на фантазию. Урок – сказка. Цель данных уроков: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, вызвать радость от общения с книгой, внимание к слову; отработка навыков выразительного чтения; воспитание внимательности, ответственности.
Уроки, имитирующие какие – либо занятия или виды работ. Урок – экскурсия. Урок - заочная экскурсии. Планируется учителем. Во время подготовки и проведения могут быть использованы: наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация и т. д. В практике работы современной школы широко используются экскурсии в учебном процессе. По некоторым предметам являются обязательными, предусмотренными учебными программами.
Виды: по содержанию учебного материала, по месту проведения; по основной дидактической цели и месту, которое занимает данная экскурсия в изучении темы.
Уроки с игровой состязательной основой. Уроки с игровой состязательной основой используют в начальной школе. У учащихся преобладает непроизвольное внимание и им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Для того чтобы дети не переутомлялись, необходимо в занятия включать элементы игры.
Игра имеет большое значение для формирования дружного коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, так и на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и другие игры. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности.
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
3. Этапы подготовки и проведения нестандартного урока
Эффективность каждого урока зависит от того, насколько тщательно он подготовлен. Подготовить урок - это значит разработать комплекс мер и выбрать организацию учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечит лучший конечный результат. Уроки проводятся 2-3 раза в четверть. Нестандартный урок лучше проводить последним по расписанию, чтобы возбужденность детей после игры не сказалась на последующих занятиях.
Алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов гарантирует высокую эффективность будущего занятия.
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
В подготовительном периоде выделяются этапы: диагностика, прогнозирование; проектирование (планирование). В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.
При диагностировании учитываются все обстоятельства проведения урока: возможности и поведение учащихся, их наклонности, интересы и способности, особенности и практической значимости учебного материала, структура урока, проводится анализ и расчет времени на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоению новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
При прогнозировании оцениваются различные варианты проведения будущего урока и выбираются более подходящие из них.
Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока. Создается программа управления познавательной деятельностью учащихся – это краткий документ, в котором учитель фиксирует, кого и когда спросить, где вводить проблему, когда и как перейти к следующему этапу занятия. Она отличается от традиционного плана урока четкими и конкретными действиями.
Собственно урок (выделяется 3 основных этапа):
Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Анализ. Он посвящен формированию умений и навыков.
Анализ – это заключительный этап, на котором можно провести оценку прошедшего урока и обязательно сделать выводы для будущих занятий.
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Примерные формы проведения анализа урока:
1) В устной форме - "солнышко" (когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.).
2) В устной форме выборочно (когда один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке).
3) Письменно (можно в форме анкетирования).
Анализ нетрадиционного урока проводится: на уровне класса; на педагогическом уровне (на урок могут быть приглашены другие учителя).
Нестандартный урок – это «магический кристалл», грани которого отражают все составляющие примененной системы обучения. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов. [3]
Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки учащихся, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.
После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель – также творец, а не простой исполнитель своего плана.
План урока – это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируется главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.
При конструировании урока необходимо соблюдать условия его организации. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.
В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:
-квалифицированного, творчески работающего учителя;
-коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;
- необходимых средств обучения;
-доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических условиях, можно указать следующие:
-уровень обучения учащихся, соответствующий программным требованиям
-наличие обязательного уровня, сформированное мотивом учения и труда,
-соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса,
-применение активных форм и методов обучения.
Вся совокупность требований к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности, учащихся в обучении; сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Заключение
В последние годы интерес к нестандартным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования; создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приёмами умственной деятельности.
Все нестандартные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая, кропотливая работа.
Нестандартный урок по праву можно считать настоящим уроком. Дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом нетрадиционных уроков является то, что они побуждают слабых учащихся принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия и познания. Благодаря нетрадиционным видам обучения ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Применение нетрадиционных форм уроков - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Из всего видно, что нестандартное обучение имеет множество достоинств и все чаще должно внедряться в школы.
В процессе работы над темой, на основе рассмотренной психолого-педагогической литературы по данному вопросу были сделаны следующие выводы:
- нестандартные формы уроков чаще всего используются на этапе закрепления знаний, но некоторые элементы таких уроков могут использоваться и на других этапах урока;
- использование нестандартных уроков повышает мотивацию учения, помогает учащимся закрепить собственные знания, способствует развитию интеллектуальных качеств личности;
- использование нестандартных форм работы не должно превращать процесс обучения в игру.
Проведение нестандартных уроков очень привлекательно для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.