Нетрадиционные уроки и их роль в процессе обучения английскому языку на начальном этапе обучения
Особенности нетрадиционных форм урока
Нетрадиционные уроки - это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
В методическую литературу термин «нестандартный урок» вошел из педагогической практики школ с углубленным изучением иностранного языка. Новая форма организации занятий, противопоставляемая традиционному урокам с фиксированной структурой, была с связана с идеей поиска новых методов иноязычного образования, цель которых была «найти приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения, которые предполагает необходимость обеспечения учащихся полными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей». В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный».
В целом, эту концепцию нельзя было назвать новой – общеизвестен такой принцип отечественной дидактики как воспитывающее обучение (наряду с принципами активности, сознательности, учета возрастных особенностей и интересов обучаемых, научности и др.).
При этом современный взгляд на организацию нестандартного урока существенно изменился в его качественных характеристиках, он отличается направленностью на ученика, включением в учебный процесс элементов личного выбора, ответственности и реализацию собственных стратегий и интересов.
Обсуждая применимость идей свободного воспитания в российской школе, Подластый И.П. отмечал положительные сдвиги в применении элементов данной технологии, в частности, «личностно-адаптивную систему обучения». Здесь важно подчеркнуть, что учебная деятельность организована таким образом, что заинтересованность школьника формируется на базе его собственного осознанного решения овладевать необходимыми ему знаниями. Нетрадиционные уроки позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
При желании нетрадиционных видов уроков можно было бы привести множество: урок-спектакль, урок-ролевая игра, интегрированный урок, урок-экскурсия, урок- деловая игра, урок- пресс-конференция, урок-конкурс и др. Но нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и различиям в структуре нетрадиционных уроков, все они обладают рядом общих характеристик:
- завершают определенный тематический языковой раздел. Проводится в формате подведения итогов по теме (проводится урок-зачет). Обеспечивают функцию контроля в обучении, т.е. объединяет в себе повторение пройденного материала, его проверку по тематикам и воспитание учащихся, развитие их творческих способностей;
- могут проводиться в целом классе, т.е. когда объединятся все подгруппы одного класса, в котором преподают язык разные учителя, либо объединяются подгруппы разных классов одной параллели, которые обучает один и тот же учитель; на этих уроках могут присутствовать учащиеся других параллелей – в качестве членов жури (обычно это ученики смежных групп или старшеклассники) либо просто как зрители;
- проходят в необычной обстановке, например, в одном из холлов школы, в актовом зале. При подготовке к нетрадиционному уроку важно изменить привычную атмосферу проведения урока. На второстепенный план должны отойти такие привычные атрибуты традиционного урока, как ответ учителю у доски, или у своей парты. Организовать пространство класса по-новому помогут сами ученики, таки образом принимая участие в организации игры, театральной постановки или праздника. Этими средствами достигается цель преодоления привычной скованности и боязни ошибиться;
- осуществляется при обязательном активном участии всех учеников группы;
- реализуется с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (музыкальное и художественное оформление, маски/костюмы, предметы (бутафория), декорации и пр.;
- подготавливается каждой группой, классом в отдельности.
Целесообразно подготовить достаточное количество наглядных материалов. В настоящее время диапазон различных доступных аудио-визуальных средств, которые можно включить в урок постоянно пополняется (компьютерная поддержка, художественное оформление, печатные материалы, костюмы, предметы обихода и др.)
Некоторые виды нетрадиционного урока, основанные на соревновательном методе, допускают такие виды поощрения, как присуждение призовых мест и поздравления победителей с вручением наград. Учитель также подготавливает карточку участника мероприятия и в торжественной обстановке раздает ученикам.
Одним из доминирующих принципов организации нетрадиционного урока является его нацеленность на обратную связь. Обсуждение достигнутых результатов, подведение итогов, диалог учителя-ученика может быть осуществлен через беседы о пройденном совместном опыте.
Как известно, в учебном процессе речевой материал усваивается всегда определенными дозами. Владение каждой такой дозой должно быть доведено до уровня умения, как правило, процесс овладения определенным умением занимает не менее 3 – 5 уроков.
Сначала должен быть предусмотрен этап работы, на котором формируются навыки, а затем этап, на котором развивается речевое умение. Нетрадиционный урок, таким образом, рассмотрим как финальное звено в цепи уроков, объединенных общей методической задачей.
Нестандартный урок наилучшим образом подходит для целей закрепления материала и развития коммуникативных навыков, то есть на этапе развития речевого умения. На этом этапе речевой материал должен свободно комбинироваться в соответствии с речевыми потребностями, использоваться без внешних опор, в новых ситуациях и т.д.
Следует сказать о преимуществах нетрадиционного урока применительно к развитию коммуникативных навыков и умений на начальном этапе обучения английскому языку:
- нетрадиционный урок вариативен, гибок по своей структуре, что поваляет преподавателю обратить внимание на плохо усваиваемый материал учебной программы;
- стимулирует познавательный интерес учеников к предмету, затрагивает механизмы внутренней мотивации ребенка ( которая признана более эффективным механизмом развития навыков учения, в отличие от внешней мотивации);
- направлен на развитие речи, поэтому полностью соответствует задачам развития коммуникативных навыков и умений;
- основан на принципах разностороннего эмоционального и социокультурного развития личности, что позволяет вполне раскрыться творческим талантам детей;
- предполагает под собой длительную подготовку, что дает возможность многократного употребления лексических и грамматических единиц, включения материала в оперативную память ученика.
Трудности, с которыми может столкнуться педагог при организации нетрадиционного урока, как выявлено на практике, вызваны самой природой урока. Нетрадиционные урок:
- основан на творческих процессах, их всегда сложнее контролировать и оценивать, так как в нем содержится много субъективного;
- учебный материал должен был тщательно проработан и структурирован, призван решать конкретные задачи с помощью определенных методических приемов;
- учтены посильные возможности и интересы учеников,
- подготавливается заранее, на организацию урока тратиться большое количество времени (фаза подготовки зачастую в разы превышает сам проект).
Большой ошибкой было бы считать, что нестандартные уроки вводятся в процесс обучения иностранному языку, как альтернатива традиционным. Также неверно отводить нетрадиционному уроку роль некого дополнения, изюминки, учебного процесса. Современная педагогическая мысль отводит нетрадиционному уроку важнейшую функцию – объединить знания, полученные учениками на уроках, с адресным заданием, разработанным для каждого ученика. Нетрадиционный урок может быть проведен только с помощью, и с непосредственным участием преподавателя по английскому языку, который ведет предмет в классе. Только он может быть вполне уверен в верности методических приемов, подходящих для группы школьников.
При обучении такому специфическому предмету, как английский язык, практика показывает, что усвоение материала обучающимися протекает неравномерно, на начальном этапе упустить неполное усвоение основ программы английского нельзя. Это различие в освоении программы учениками призван преодолеть нетрадиционный урок.