МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова»
Открытое теоретическое занятие
Нетрадиционный урок-театр
по творчеству Л.Н. Толстого
Дисциплина:ОУД.02. Литература
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Курс: 1
Автор - составитель: С.Ш. Алибекова
2021
Цель занятия:
Познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н. Толстого. Выявить художественные особенности его творчества.
Развитие устной речи, умение выделять главное, развивать мотивацию студентов к творческой деятельности, пробуждение интересов к созданию проектов. Сформировать навыки делового общения.
Привлечь внимание учащихся к личности Толстого. Облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства. Воспитать способность видеть прекрасное.
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910)
«Кто счастлив сам,
другому зла не желает!»
Л.Н. Толстой родился в имении Ясная Поляна в Тульской губернии 9 сентября 1828 года. Семья писателя была очень знатной. Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских. Находился в родстве с Пушкиным, их прабабушки были сестрами. Лев был четвертым ребенком в семье.
Мать писателя, Мария Николаевна, писала стихи, романы, повести, занималась переводами и обладала редким талантом рассказчика. Портретов Марии Николаевны не сохранилось, для писателя мать стала идеалом духовности.
Отец писателя, Николай Ильич, был участником Отечественной войны 1812 года. Когда Льву было два года, после рождения дочери умирает мать, а в девять лет он лишился и отца. С этого времени воспитанием детей занимается сестра отца Прасковья Ильинична Юшкова. Детские годы остались в памяти писателя как счастливая пора. Позже Лев Толстой описал свои детские впечатления в повести «Детство».
Будущий писатель получил прекрасное домашнее образование, рано пристрастился к чтению. Учителя его старших братьев занимались с ним грамотой и иностранными языками. Писатель-полиглот свободно говорил на английском, турецком, знал латынь, украинский, греческий, болгарский, переводил с сербского, польского, чешского и итальянского. После получения домашнего образования Толстой становится студентом философского факультета Казанского университета. При поступлении удивил приёмную комиссию превосходными знаниями турецко-татарского языка. В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась.
Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В имении Ясная Поляна он занялся самообразованием. Изучал множество исторических источников, читал современников и классиков.
Спустя четыре года после ухода из университета Лев Толстой поддался уговорам старшего брата Николая - уехать на Кавказ. На протяжении трех лет он жил на берегу Терека в казачьей станице. Он был принят на военную службу и участвовал в военных действиях. Позже был переведен в Крымскую армию. Сражался в качестве командира батареи, в осажденном Севастополе. Там за доблесть он получил медали и орден Святой Анны.
Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.
Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».
Когда он переехал в Петербург, как великую надежду русской литературы., его тепло встретили в кружке «Современник»
Расцвет творчества у Льва Толстого наступил после его женитьбы на Софье Андреевне. Именно в первые десять лет после свадьбы были написаны прославившие его романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
За время брака у Софьи и Льва родились тринадцать малышей, пятеро из которых умерли в детстве. Софья стала дл него секретарем, переписчицей и неофициальным редактором. В личной библиотеке Льва Толстого было двадцать три тысячи книг, написанных на тридцати девяти разных языках.
В 1859 году Толстой открывает в Ясной Поляне школу для детей крестьян. В 1862 году начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с приложениями в виде детских книг для чтения. Также создал «А́збуку» — школьное пособие, написанное для обучения детей чтению, письму и арифметик е.
Самого Толстого тяготил быт помещика. В пожилом возрасте Лев Толстой, чтобы подчеркнуть свою близость к простому народу, часто ходил босиком.
У него большая семья, но в конце жизни он отказался от православия стал интересоваться различными религиозными системами, в том числе мусульманской религией. Это интересный момент его жизни. Он ушел из дома. В октябре 1910 года Лев Толстой в сопровождении дочери и личного врача Д. Маковицкого отправился в паломничество. В ноябре 1910 года они попали под ледяной дождь и были вынуждены остановиться в доме начальника небольшой железнодорожной станции Астапово. В этом доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем. В 6 часов утра Л.Н. Толстой скончался 07 ноября 1910 года.
Его похороны превратились в событие общероссийского масштаба. Писатель был похоронен как он сам завещал в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его самые счастливые годы, и здесь они с братьями искали «зеленую палочку», способную сделать всех людей счастливыми.
Роману «Война и мир» Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. Для того, чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года Лев Николаевич Толстой изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, писем. Два дня пробыл в Бородино, объехал поле боя – Бородинское поле. Переписывал роман 8 раз. Роман «Война и мир» был опубликован в 1868-1869 годах на страницах журнала «Русский вестник». Успех был необыкновенный. Толстой сгруппировал материал в четыре тома, охватывающие различные временные промежутки.
Том
1 книга
1
Время
Основные события
1805
2 книга
2
3
Шенграбенское и Аустрелицкое сражения.
1806-1811
4
1812
«Мирная жизнь Андрея, Пьера, Наташи.
Эпилог
Отечественная война, Бородинское сражение.
1812-1813
1820
Партизанская война. Изгнание французов из России.
Как сложилась жизнь главных героев?
Шенграбенское сражение 1805 год
«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона».
Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее.
Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, чтобы тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом».
Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.
Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».
Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру, он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.
Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств.
Аустерлицкое сражение
Партизанская война 1812 года
После того как французы оставили Москву, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшней голода и болезней были партизанские отряды. Которые успешно нападали на обозы и даже на целые отряды, уничтожая французское войско по частям.
Самым известным партизанским командиром в русской армии был Денис Давыдов. В огне Отечественной войны 1812 года русский народ проявил, по мнению Толстого, в се свои важнейшие черты. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма».
Всю смелость и храбрость русского народа толстой показывает в героях-партизанах Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый – это самый храбрый партизан в отряде одного из партизанских командиров Орлов-Денисова. Ему присуща смекалка и удаль, находчивость и решительность. С топором в руках он идет на врага. Ему также присущ и грубоватый своеобразный юмор, позволяющий в тяжелую минуту сохранить оптимизм и жизнерадостность. Но есть в Тихоне и настораживающие нас черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. И все же Толстой верит в то, что война не погубит лучшие, гуманные основы народного характера. Как и Тихон Платон трудолюбив, вынослив, общителен, однако по характеру он противоположен народному мстителю. Тихон активен и во всем надеется на себя, а Платон отражает живущую веру в народе, добр и благообразен во всем, к товарищам, к приблудившейся собачке, и даже к французам, пленившим его, а потом и застрелившим его.
Тихон – «человек войны», Платон – несет с собой мир, даже в военное время. Сплоченность и сила народа позволила России победить в войне.