ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ
« Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков »
ТИП ПРОЕКТА: исследовательский
р.п. Тоншаево
2022 год
«Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».
(Святой апостол Павел)
Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.
(Аристотель)
Сквернословие - от слова «скверна».
Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Словарь В. Даля
Актуальность темы: проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение среди подростков вредных привычек, сомнительные телепередачи и низкопробная печатная продукция – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное состояние подростков.
Цель работы : выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками.
Задачи:
- Выявление ситуаций, в которых употребляются нецензурные выражения;
- Определение роли и социальной функции ненормативной лексики;
- Влияние мата на здоровье человека.
Гипотеза: использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение школьника-подростка и в целом на развитие его личности.
Из истории возникновения бранной лексики
Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.
Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, либо пугали его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства.
Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.
Но все знали, бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
***
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
***
Браниться матом при женщинах нельзя: этим будет
оскорблен весь род от своей праматери.
***
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Отрицательное влияние ненормативной лексики на здоровье подростка
Исследования показали, что мат способствует быстрому старению.
Происходит разрушительный для организма и психики процесс: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.
Постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
- он способствует снижению интеллекта;
- провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности;
- обворовывает нас духовно;
- унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь;
- калечит людские судьбы;
- приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
разрушает биополе чело-века
Порождает вседозволенность в поступках
заразителен
негативно влияет на окружающих
снижает уровень интеллекта
делает психику бесчувст-венной, лишен-ной совести и стыда
Разрушает
ведет к дегра-дации человека
сознание
повышает агрессию
делает человека злым, неуправляемым
приводит к мутации, бесплодию
искажает структуру ДНК
обедняет речь
Обедня-ет словарь и мышление
Воздействие употребления мата на человека
от него трудно отучиться
Ненормативная лексика – один из социальных факторов семейного воспитания
На ранних этапах психического развития механизмом социализации является подражание , а потому часто подросток копирует , отражает особенности жизни взрослых во всех ее проявлениях, как социально одобряемых, так и отрицательных. Важную роль играет подражание поведению значимых для него других людей, что обусловливает принятие их ценностей , установок, норм поведения. Если у подростка неблагополучная среда, он предоставлен самому себе, то очень скоро он «впитывает» все недостатки такой среды. Источник этих недостатков – дефицит настоящих человеческих ценностей называют это по-разному: аморальность, цинизм, социальная запущенность.
Практические рекомендации по искоренению сквернословия
Вот несколько рекомендаций по профилактике употребления сквернословия в речи подрастающего поколения:
- молодому человеку необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим;
- подросткам необходимо уметь противостоять влиянию окружающей среды;
- использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний;
- преодолевать поверхностное отношение к слову;
- не брать плохой пример со своих сверстников;
- пресекать сквернословие внутри класса и школы;
- уметь просить прощение за бранное слово;
- родителям необходимо искоренять сквернословие в семье;
- взрослые должны показывать пример культуры общения;
- в образовательных учреждениях ввести уроки этикета и хороших манер
Результаты и анализ опроса употребления ненормативной лексики среди обучающихся
Опрос был проведён среди обучающихся 9 -11 классов Буреполомского УКП. В исследовании приняли участие 39 человек ( осуждённые 22-30 лет).
Таким образом, мы видим, что практически все употребляют матерные слова, что, вероятно, обусловлено их возрастом и образом жизни. Многие начали употреблять мат, будучи несовершеннолетними. Подавляющее большинство употребляли нецензурные выражения потому что « так разговаривают взрослые » и « чтоб заработать авторитет у друзей » , хотя значение таких слов они не понимали. При этом десяти человекам (39%) не приятно, когда по отношению к ним употребляют мат. Очень важно, что практически все не хотят слышать не цензурную брань от своего ребёнка.
Продукт проекта (буклет – памятка)
Продукт проекта (буклет – памятка)
Заключение
- Исследование, проведенное мной, позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу.
- Подростку нужно неустанно объяснять, что сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами .
- Исследование подтвердило, что для искоренения сквернословия в подростковой среде необходимо: принять решение не сквернословить; уметь противостоять влиянию среды; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; не брать плохой пример со своих сверстников; искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; ввести уроки этикета и хороших манер для школьников-подростков.
Список литературы и интернет источников.
- Анисимов В. Обойдемся без выражений! Сквернословие как проявление вербальной агрессии //Здоровье детей. – 2009. - №1. – С.13-14.
- Гаряев П.П. Аспекты волновой трансляции генов. – М., 2011.
- Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО 2008. - С. 331-360.
- Нефедов А. Управление реальностью. - Минск: « Книжный дом » , 2008.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2010.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Агрессивный подросток // Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 14-20.
- Фомиченко А.С., Собкин В.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. - 2012. - № 5. - С. 84‑90.
- Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008.
www.resercher.ru
http :// www . realisti . ru
http :// www . rian . ru / society