СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков"»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ  НА ТЕМУ  « Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков »  ТИП ПРОЕКТА: исследовательский р.п. Тоншаево 2022 год

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ

« Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков »

ТИП ПРОЕКТА: исследовательский

р.п. Тоншаево

2022 год

«Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает». (Святой апостол Павел) Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель) Сквернословие - от слова «скверна». Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Словарь В. Даля

«Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».

(Святой апостол Павел)

Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

(Аристотель)

Сквернословие - от слова «скверна».

Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Словарь В. Даля

  Актуальность темы:  проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение среди подростков вредных привычек, сомнительные телепередачи и низкопробная печатная продукция – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное состояние подростков. Цель работы : выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками. Задачи: Выявление ситуаций, в которых употребляются нецензурные выражения; Определение роли и социальной функции ненормативной лексики; Влияние мата на здоровье человека.  Гипотеза:  использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение школьника-подростка и в целом на развитие его личности.

  Актуальность темы:  проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение среди подростков вредных привычек, сомнительные телепередачи и низкопробная печатная продукция – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное состояние подростков.

Цель работы : выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками.

Задачи:

  • Выявление ситуаций, в которых употребляются нецензурные выражения;
  • Определение роли и социальной функции ненормативной лексики;
  • Влияние мата на здоровье человека.

Гипотеза:  использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение школьника-подростка и в целом на развитие его личности.

Из истории возникновения бранной лексики Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, либо пугали его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.  Но все знали, бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. ***  Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. ***  Браниться матом при женщинах нельзя: этим будет оскорблен весь род от своей праматери. ***  Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Из истории возникновения бранной лексики

Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.

Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, либо пугали его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства.

Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.

Но все знали, бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

***

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

***

Браниться матом при женщинах нельзя: этим будет

оскорблен весь род от своей праматери.

***

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Отрицательное влияние ненормативной лексики на здоровье подростка Исследования показали, что мат способствует быстрому старению. Происходит разрушительный для организма и психики процесс: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. он способствует снижению интеллекта;  провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности;  обворовывает нас духовно;  унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь;  калечит людские судьбы;  приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Отрицательное влияние ненормативной лексики на здоровье подростка

Исследования показали, что мат способствует быстрому старению.

Происходит разрушительный для организма и психики процесс: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.

Постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

  • он способствует снижению интеллекта;
  • провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности;
  • обворовывает нас духовно;
  • унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь;
  • калечит людские судьбы;
  • приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
разрушает биополе чело-века Порождает вседозволенность в поступках заразителен негативно влияет на окружающих снижает уровень интеллекта делает психику бесчувст-венной, лишен-ной совести и стыда Разрушает ведет к дегра-дации человека сознание повышает агрессию делает человека злым, неуправляемым приводит к мутации, бесплодию искажает структуру ДНК обедняет речь Обедня-ет словарь и мышление Воздействие употребления мата на человека от него трудно отучиться

разрушает биополе чело-века

Порождает вседозволенность в поступках

заразителен

негативно влияет на окружающих

снижает уровень интеллекта

делает психику бесчувст-венной, лишен-ной совести и стыда

Разрушает

ведет к дегра-дации человека

сознание

повышает агрессию

делает человека злым, неуправляемым

приводит к мутации, бесплодию

искажает структуру ДНК

обедняет речь

Обедня-ет словарь и мышление

Воздействие употребления мата на человека

от него трудно отучиться

Ненормативная лексика – один из социальных факторов семейного воспитания   На ранних этапах психического развития механизмом социализации является подражание , а потому часто подросток копирует , отражает особенности жизни взрослых во всех ее проявлениях, как социально одобряемых, так и отрицательных. Важную роль играет подражание поведению значимых для него других людей, что обусловливает принятие их ценностей , установок, норм поведения. Если у подростка неблагополучная среда, он предоставлен самому себе, то очень скоро он «впитывает» все недостатки такой среды. Источник этих недостатков – дефицит настоящих человеческих ценностей называют это по-разному: аморальность, цинизм, социальная запущенность.

Ненормативная лексика – один из социальных факторов семейного воспитания

На ранних этапах психического развития механизмом социализации является подражание , а потому часто подросток копирует , отражает особенности жизни взрослых во всех ее проявлениях, как социально одобряемых, так и отрицательных. Важную роль играет подражание поведению значимых для него других людей, что обусловливает принятие их ценностей , установок, норм поведения. Если у подростка неблагополучная среда, он предоставлен самому себе, то очень скоро он «впитывает» все недостатки такой среды. Источник этих недостатков – дефицит настоящих человеческих ценностей называют это по-разному: аморальность, цинизм, социальная запущенность.

Практические рекомендации по искоренению сквернословия Вот несколько рекомендаций по профилактике употребления сквернословия в речи подрастающего поколения: - молодому человеку необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим; - подросткам необходимо уметь противостоять  влиянию окружающей среды; - использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; - преодолевать поверхностное отношение к слову; - не брать плохой пример со своих сверстников; - пресекать сквернословие внутри класса и школы; - уметь просить прощение за бранное слово; - родителям необходимо искоренять сквернословие в семье; - взрослые должны показывать пример культуры общения; - в образовательных учреждениях ввести уроки этикета и хороших манер

Практические рекомендации по искоренению сквернословия

Вот несколько рекомендаций по профилактике употребления сквернословия в речи подрастающего поколения:

- молодому человеку необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим;

- подросткам необходимо уметь противостоять  влиянию окружающей среды;

- использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний;

- преодолевать поверхностное отношение к слову;

- не брать плохой пример со своих сверстников;

- пресекать сквернословие внутри класса и школы;

- уметь просить прощение за бранное слово;

- родителям необходимо искоренять сквернословие в семье;

- взрослые должны показывать пример культуры общения;

- в образовательных учреждениях ввести уроки этикета и хороших манер

Результаты и анализ опроса употребления ненормативной лексики среди обучающихся Опрос был проведён среди обучающихся 9 -11 классов Буреполомского УКП. В исследовании приняли участие 39 человек ( осуждённые 22-30 лет). Таким образом, мы видим, что практически все употребляют матерные слова, что, вероятно, обусловлено их возрастом и образом жизни. Многие начали употреблять мат, будучи несовершеннолетними. Подавляющее большинство употребляли нецензурные выражения потому что « так разговаривают взрослые » и « чтоб заработать авторитет у друзей » , хотя значение таких слов они не понимали. При этом десяти человекам (39%) не приятно, когда по отношению к ним употребляют мат. Очень важно, что практически все не хотят слышать не цензурную брань от своего ребёнка.

Результаты и анализ опроса употребления ненормативной лексики среди обучающихся

Опрос был проведён среди обучающихся 9 -11 классов Буреполомского УКП. В исследовании приняли участие 39 человек ( осуждённые 22-30 лет).

Таким образом, мы видим, что практически все употребляют матерные слова, что, вероятно, обусловлено их возрастом и образом жизни. Многие начали употреблять мат, будучи несовершеннолетними. Подавляющее большинство употребляли нецензурные выражения потому что « так разговаривают взрослые » и « чтоб заработать авторитет у друзей » , хотя значение таких слов они не понимали. При этом десяти человекам (39%) не приятно, когда по отношению к ним употребляют мат. Очень важно, что практически все не хотят слышать не цензурную брань от своего ребёнка.

Продукт проекта (буклет – памятка)

Продукт проекта (буклет – памятка)

Продукт проекта (буклет – памятка)

Продукт проекта (буклет – памятка)

Заключение Исследование, проведенное мной, позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу. Подростку нужно неустанно объяснять, что сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами . Исследование подтвердило, что для искоренения сквернословия в подростковой среде необходимо: принять решение не сквернословить; уметь противостоять влиянию среды; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; не брать плохой пример со своих сверстников; искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; ввести уроки этикета и хороших манер для школьников-подростков.

Заключение

  • Исследование, проведенное мной, позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу.
  • Подростку нужно неустанно объяснять, что сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами .
  • Исследование подтвердило, что для искоренения сквернословия в подростковой среде необходимо: принять решение не сквернословить; уметь противостоять влиянию среды; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; не брать плохой пример со своих сверстников; искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; ввести уроки этикета и хороших манер для школьников-подростков.
Список литературы и интернет источников.   Анисимов В. Обойдемся без выражений! Сквернословие как проявление вербальной агрессии //Здоровье детей. – 2009. - №1. – С.13-14. Гаряев П.П. Аспекты волновой трансляции генов. – М., 2011. Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО 2008. - С. 331-360. Нефедов А.   Управление реальностью. - Минск: « Книжный дом » , 2008. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2010. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Агрессивный подросток // Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 14-20.  Фомиченко А.С., Собкин В.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. - 2012. - №   5. - С.   84‑90. Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008. www.resercher.ru http :// www . realisti . ru http :// www . rian . ru / society

Список литературы и интернет источников.

  • Анисимов В. Обойдемся без выражений! Сквернословие как проявление вербальной агрессии //Здоровье детей. – 2009. - №1. – С.13-14.
  • Гаряев П.П. Аспекты волновой трансляции генов. – М., 2011.
  • Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО 2008. - С. 331-360.
  • Нефедов А.   Управление реальностью. - Минск: « Книжный дом » , 2008.
  • Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2010.
  • Собкин В.С., Адамчук Д.В. Агрессивный подросток // Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 14-20.
  • Фомиченко А.С., Собкин В.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. - 2012. - №   5. - С.   84‑90.
  • Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008.

www.resercher.ru

http :// www . realisti . ru

http :// www . rian . ru / society


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!