СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неуспеваемость воспитанников, как педагогическая проблема и пути её решения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке рассказывается , о проблемах обучения и путях её решения.Приведены примеры из опыта работы, даны рекомендации специалистам обущающих детей.

Просмотр содержимого документа
«Неуспеваемость воспитанников, как педагогическая проблема и пути её решения.»


Тема: Неуспеваемость воспитанников, как педагогическая проблема и пути её решения.

Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости воспитанников. Неуспеваемость извечная головная боль педагогов.

Школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.

Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В моей практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим воспитанникам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ребёнка. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности

Неуспеваемость закономерно связана с индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.

Отставание – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.

Знание причин неуспеваемости воспитанников помогает воспитателю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание детей несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.

Каковы же основные причины существующих пробелов в знания воспитанников. Разделим их на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ребёнка;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от воспитанника.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у воспитанника мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

Примерно для каждого пятого неуспевающего это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать микроклимат, чтобы и они, не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая причина, из-за которой не успевают некоторые наши воспитанники, - низкий уровень навыков учебного труда (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости воспитанников особое внимание должно уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех педагогов, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ребёнком.

Другая причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, воспитанник не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для воспитанника. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Нотации, наказания, жалобы зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Нежелание учиться может быть вызвано отсутствием интереса к данному предмету. Например: воспитанник Виктор З. может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к какому-то предмету, данном случае к русскому языку. Так появился ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для мальчика и все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие дети , для которых учение потеряло почти всякий смысл.

Следующая причина неуспеваемости - большое количество пропусков по болезни.

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Одной из объективных причин неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья.

В нашем случае необходимо привлечение ребёнка к разнообразной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания.

Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа.

Правила в работе со слабоуспевающими воспитанниками.

На первый план в работе с неуспевающими должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия.

Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности.

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность воспитанников и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.

Большое внимание уделяется дифференцированной работе. Нужно выделять три группы детей: слабых, средних и сильных. Наша задача не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных детей.

Крайне необходимо знать индивидуальные особенности детей и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у детей и формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приемы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности .

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого воспитанника есть своя мера трудности, нижний ее предел, когда каждый воспитанник должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук.

Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика.

Вывод: воспитателю важно оценивать зародившиеся причины неуспеваемости детей, вовремя предотвратить нарастание этого «кома», принять меры по устранению этой серьезной проблемы в образовательном процессе.


2