МИНОБРНАУКИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра педагогики и психологии образования Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Невербальные средства общения (кинесика, таксика, проксемика, пара-и экстралингвистика, визуальное общение)
Выполнил:
Чебодаева К. А., 1 курс, МП-24
Невербальные средства общения — это система знаков, которые заменяют, дополняют, усиливают речь. Это жестикуляция, мимика, тональность голоса, соблюдение личного пространства. Коммуникационные инструменты дают дополнительную информацию, намеки, подсказки и позволяют понять собеседника, причины и мотивы его поступков.
Невербальные средства нужны для:
1. Регуляция диалога;
2. Усиление устного сообщения;
3. Обратная связь;
4. Выражение эмоционального состояния;
5. Определение отношений между собеседниками.
Выделяют следующие функции невербального общения:
1. Дополняющая - невербальные сигналы подкрепляют и уточняют речь, подтверждают и дублируют смысл сказанного. Фразу «Передай, пожалуйста, флешку» дополняет жест с указанием на устройство. Это помогает людям лучше понимать друг друга;
2. Опровергающая - невербальная информация спонтанна: в отличие от словесной речи, ее сложно контролировать. Поэтому иногда она противоречит вербальным сведениям: человек говорит «у меня все хорошо», но во взгляде читается грусть и печаль. Это позволяет понять истинную суть происходящего;
3. Замещающая - невербальные сигналы заменяют речь (кивок головой вместо ответа «да», объятие вместо слов поддержки);
4. Регулирующая – невербальное общение помогает направлять и координировать словесный диалог. В конце своего рассказа человек понижает голос и дает понять, что наступила очередь для высказывания собеседника.
Невербальное общение позволяет:
- получение и отдача обратной связи, обмен информацией, в том числе в ограниченных условиях (в шумных помещениях);
- трансляция своих эмоций и чувств, понимание морального состояния оппонента;
- установка психологического контакта;
- определение отношения собеседников друг к другу;
- отличие правды от лжи;
- презентация себя, исследование качеств и свойств личности собеседника (характер, самооценка, темперамент, морально-нравственные черты);
- налаживание взаимодействия с теми, кто плохо владеет речью: иностранцами, глухонемыми и слабослышащими людьми.
Кинесика - это направление, которое изучает особенности мимики, жестов и поз в процессе коммуникации между людьми. Кинесика включает в себя:
1. Жесты. Это движения тела: взмах руки, указание пальцем на предмет, кивок головы. Важно знать, что один и тот же жест в разных странах и культурах могут воспринимать по-своему. Знак «окей» (соединение большого и указательного пальцев) в США означает «все хорошо», а во Франции — «ничего не вышло» или «ноль»
2. Мимика. К ней относят спонтанные или произвольные движения лицевых мышц: улыбка, поджимание губ, нахмуривание бровей, сморщивание носа. Это главный канал передачи эмоций. Выражение лица отражает любые человеческие чувства — от радости и восторга до страха и гнева
3. Взгляд. Он тесно связан с мимикой, выражает эмоции и характер («добрые глаза», «безумный взгляд»). Зрительный контакт позволяет наладить эффективное общение и сократить психологическую дистанцию между собеседниками. С другой стороны, слишком долгий и пристальный взгляд может отпугнуть собеседника и доставить ему дискомфорт
4. Позы. Положение тела во время общения — один из наименее контролируемых невербальных сигналов. Психологи выделяют «открытые» (свободное положение ног, раскрытые ладони) и «закрытые» (скрещивание рук на груди, нога на ногу) позы. Первые говорят о доверии, комфорте, расположенности к общению. Вторые — о недоверии, несогласии, напряжении, дискомфорте
5. Походка. Это стиль передвижения человека — скорость, темп, длина и давление шага, движения и положения тела. По этим параметрам определяют физическое и эмоциональное самочувствие, характер человека. Если человек подавлен, то скорее всего, при ходьбе он опустит голову, будет сутулиться и передвигаться медленно
6. Внешний вид. Одежда, прическа, макияж, украшения, аксессуары могут указывать на социальное положение, намерения человека (желание произвести хорошее впечатление или выделиться из толпы), умение соответствовать обстановке. Деловой этикет не позволяет надевать на официальные встречи откровенные наряды, зато такой внешний вид будет уместен на корпоративном празднике
Таксика
Это совокупность невербальных средств общения, включающих движения и действия человека при непосредственном контакте с другим человеком.
В эту группу входят тактильные сигналы: прикосновения, рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, щекотания. Они бывают ритуальными (приветственное и прощальное рукопожатие), дружескими (похлопывание по плечу), любовными (поглаживание любимого человека), профессиональными (работа массажиста).
Тактильные сигналы отражают степень близости между людьми, характер их отношений, чувства и эмоции собеседников.
Сенсорика и акустические сигналы
Этот тип невербального общения основан на чувственном восприятии. К элементам сенсорики относят запахи, вкусы, звуки, осязание, зрительную информацию (то, что видим вокруг).
К сенсорике близки и акустические сигналы. Они указывают на эмоциональное состояние человека и отражают смыслы, заложенные в речь. Одну и ту же фразу можно сказать разным тоном, из-за чего полностью меняется смысл сказанного.
В акустическую систему входят:
- Паралингвистика
- Экстралингвистика
Проксемика
Это дистанция между собеседниками и их расположение относительно друг друга. Ученые разработали дистанционные нормы:
- от 3,5 м — подходит для публичных выступлений перед аудиторией;
- от 1,2 до 3,5 м — расстояние для официального общения и взаимодействия с незнакомцами;
- от 1,2 м до 46 см — дистанция для коммуникации со знакомыми, приятелями, друзьями;
- менее 45 см — характерно для общения с близкими людьми.
Дистанция между собеседниками говорит о степени их близости: друзья и родственники общаются на небольшом расстоянии, коллеги и приятели придерживаются большей дальности.
Если нарушить дистанцию, собеседник воспримет это как нарушение личного пространства. Например, если партнер по бизнесу подойдет слишком близко, человек может расценить это как вторжение на «свою территорию». В итоге коммуникация будет некомфортной.
Расположение оппонентов по отношению друг другу регулируют с помощью мебели (круглые столы для переговоров, стулья одинаковой высоты для интервью).
Хронемика
Это распоряжение временем в коммуникациях. Классический пример — опоздания. В разных культурах есть свои нормы.
Существует еще один аспект хронемики — распоряжение временем, совмещение нескольких дел одновременно.
В науке выделяют два способа распоряжения временем:
- Монохронный — человек не совмещает дела и занимается ими по отдельности;
- Полихронный — человек выполняет несколько дел одновременно.
Полихронный вариант привычен для большинства людей. Они хотят успеть все и сразу, поэтому одновременно слушают музыку и моют посуду, смотрят фильм и вышивают, просматривают соцсети и учат уроки с детьми. Одновременно с этим такой подход не всегда этичен и вежлив по отношению к окружающим. Просматривать социальные сети и отвлекаться на чаты во время деловой встречи неприемлемо, коллеги сочтут это неуважением. Это касается и личных коммуникаций. Так, детские психологи советуют отложить домашние дела (мытье посуды, просмотр телевизора), чтобы внимательно выслушать ребенка и ни на что не отвлекаться.
Паралингвистика
Паралингвистика - раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку.
К паралингвистическим средствам относят фонационные (темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи), кинетические (мимика говорящего, жесты, позы) и графические (особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв).
Кроме этого, паралингвистические средства могут многое сказать о состоянии собеседника, его чувствах и ощущениях, например, находится он в спокойствии или взволнован, уверен ли, устал.
Экстралингвистика
Восприятие информации на слух. В нее входит несколько типов коммуникаций:
- Кашель, вздохи, плач, смех — говорят об эмоциях, помогают выразить страх, обиду, негодование, восторг.
- Паузы подчеркивают сказанное, усиливают смысловую нагрузку. Они подчеркивают важность слов и дают возможность собеседнику высказаться.
Визуальное общение
Визуальное общение - процесс передачи информации и идей с помощью визуальных элементов, таких как изображения, цвета, формы, шрифты.
Визуальное общение выполняет несколько задач: ● привлекает внимание; ● усиливает сообщение; ● делает информацию запоминающейся; ● увеличивает вовлечённость клиента в общение с брендом; ● продаёт товары или услуги.
Таким образом, можно сказать, что невербальные средства играют важную роль в процессе общения. Они передают информацию, которая не всегда может быть выражена словами. Умение понимать и использовать невербальные сигналы способствует более глубокому взаимопониманию, эффективному общению и укреплению межличностных отношений.
Невербальные средства коммуникации позволяют нам лучше понимать эмоции, настроение и намерения других людей, а также выразить свои мысли и чувства без использования слов.
Список использованных источников:
- Горбунова М.С. Виды невербальной коммуникации [Электронный ресурс] URL : https://partacademy.ru/journal/tpost/gk01t0ai11-uznai-lzhetsa-i-vozdihatelya-svoego-tozh (дата обращения 23.12.2024)
- Коломак Т.А. Невербальная коммуникация [Электронный ресурс] URL: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-neverbalnaya-kommunikaciya-vidy-sredstva-i-funkcii/#anchor-1 (дата обращения 23.12.2024)
- Заикина А.В., Павлова М.П. Роль невербальных средств коммуникации в жизни человека / Заикина А.В., Павлова М.П. // Журнал «Вестник науки»