«Невидимка-воздух». Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Программное содержание: развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: воздушный шар, тарелки с водой и стакан, соломинки, веера из бумаги.
Ход занятия
-Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, — это шарик. А как вы думаете, что у него в нутрии? (воздух). Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий). Так значит, получается, что воздух легкий.
А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок). А вы его увидели? (нет). А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).
— Значит, воздух еще и прозрачный?
— А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?
Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?
Опыт №1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
— Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у меня на столе лежит волшебная коробочка. Интересно… Что там? ( вееры из бумаги). Давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).
-Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Опыт №2. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
— Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
— Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
Опыт №3 -Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный).
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
-чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
-А сейчас у нас минутка для отдыха.
Ребята, выходите на ковер. Сейчас на вас всех подует ветерок и мы немножко отдохнем. (Включает вентилятор).
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора!
Садимся на стулья.
Дети, а воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.
- Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)
- Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)
- Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)
- Зимой на улице воздух какой? (Холодный)
- А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой? (Теплый)
- А какой воздух около костра? (Горячий)
- А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух? (Свежий, чистый, прохладный)
А сейчас я загадаю вам загадку
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой,
Он окутывает нас.
Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.
Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.
Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).
Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему?
Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…). Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно беречь природу.
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы! А вам понравилось? Тогда до новой встречи в лаборатории.
Занятие провела и подготовила воспитатель детского сада «СОЛНЫШКО» группы № 7 «Цветик - семицветик» Волкова Л.А.