Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии | -А вы знаете, в природе тоже есть нити. А вот какие – об этом мы и поговорим сегодня на уроке. Для начала отгадайте загадки: Это дерево-трусишка Все трясется, как зайчишка, Листья-красные монетки - Целый день дрожат на ветке. Летом серый, а зимой белый. Мех пушистый, хвост золотистый По лесу гуляет, зайчиков пугает. - Как вы думаете, связаны как-то между собой осина, заяц и лиса? - Правильно. Существует связь между различными объектами природы. | Отвечают на вопросы учителя -Осина -Заяц -Лиса -Да. Заяц питается корой осины. А лиса-зайцами. | Ф | Презентация, проектор, компьютер |
Открытие новых знаний (реализация построенного проекта) | -Рассмотрите, пожалуйста, картинки на слайде (цветок, солнце, комар, воздух, бабочка, ель, дятел, вода, лягушка) - Как можно назвать эти все перечисленные предметы? Как вы думаете на какие две группы их можно разделить? (Неживая и живая природа) - А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы в паре. Вам необходимо взять свои телефоны от сканировать QR код и перейти к заданию в learningapps. Вспомните ,пожалуйста, правила работы с интерактивным оборудованием. Совещаться между собой вы можете в чате. В задании вам нужно распределить объекты природы на две группы. -Можете приступать к его выполнению. НЕЖИВАЯ Солнце Воздух Вода | ЖИВАЯ лягушка цветок ель дятел бабочка комар | Сверьте свой результат с эталоном в презентации. -А как вы думаете, связаны ли объекты неживой природы с живой природой? Ребята, покажем связь объектов неживой и живой природы с помощью моделей. – Вспомните, что такое модель? Правильно, МОДЕЛЬ– это любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления. Сейчас вам предстоит создать модель используя линии ,эти линии будут теми нитями, которые свяжут один объект с другим. Чтобы выполнить это задание войдите во вкладку «комментировать» и выберите стрелку. Вам необходимо подобрать пары картинок, между которыми, на ваш взгляд, существует связь. Соедините, пожалуйста, стрелками объекты живой природы. -Пожалуйста, Рита какую пару нашла ты …. (комар – лягушка, ель – дятел , цветок – бабочка). - Чем является комар для лягушки? - Ель – для дятла? - Цветок – для бабочки? - Как связана бабочка с цветком? -А чтобы еще быстрее распутать эти невидимые нити в природе, предлагаю вам построить «Экологическую пирамиду» -Прежде всего, для всего живого нужно солнце. -Когда пригревает солнышко, начинает пробиваться, что… (травка) -А раз появилась травка, значит, появятся кто? (Животные) -На нашей полянке появились зайчики. -Ну, и конечно, если появились зайчики, то обязательно прибежит сердитый серый..(Волк) -Солнце дает энергию травке. Травка растёт, становится сочной. Зайцы с удовольствием питаются травкой и быстро растут и, конечно, становятся желаемой добычей для волка. -А теперь представьте, что зайцы пропали с нашей полянки. -Станет ли волк есть травку? (Нет) -Нет, таким образом, он останется без питания. -Зайцы вернулись на полянку, но пропала травка. -Достаточно ли зайцу только солнышка? (Нет) - Какие связи мы обнаружили в этой пирамиде? -Сделаем выводы. Что происходит, если из цепочки исчезает какое – либо «звено»? Проблемный вопрос: - А может ли человек повлиять на связи питания, существующие в природе? - Давайте разберемся в этом вопросе. Нам пришло письмо от китайских учёных. Прослушайте его и скажите – какие связи между объектами природы вы в нём обнаружили? Хулиганы – воробьишки – Превосходные воришки. Им зерно лишь подавай. ПоумЕньшат урожай. Вот китайцы подсчитали – Сколько зерен потеряли. И издали свой декрет – Воробьев свести на нет. Перебили всех подряд. Ждут – каков же результат. Поначалу, в самом деле, Закрома их пополнели. А потом пришла беда – Отворяйте ворота. Все посевы, урожаи Насекомые сожрали. -Что произошло? - Почему сложилась такая ситуация? - Какие связи вы смогли установить? - Как человек может повлиять на связи в природе? Можно ли бездумно истреблять животных, птиц или растения? - Возможно ли решить данную проблему? - Давайте послушаем продолжение стихотворения: И пришлось им воробьев Из чужих возить краев. Если все с плеча рубить, Можно дело…загубить. Как вы понимаете 2 последние строчки этого стихотворения? Что значит рубить с плеча? - А изучает невидимые нити особая наука –экология. Кто слышал это название? - Название произошло от двух слов: экос – дом, логос – наука. - Наука экология учит, что природа является общим домом для всех живых существ, и в природе всё взаимосвязано. - Зачем экология изучает невидимые нити? -Вернемся к плану урока. 1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе. 2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком 3. Применим полученные знания -Какой пункт плана мы выполнили? -А теперь немножко отдохнем Физминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – немного покружилась, Три – моргнула. На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. -Какие невидимые нити можно найти в физминутке? | -Объекты природы 1. Работать дружно и быть активными. 2. Не отвлекаться на посторонние дела и не мешать друг другу. 3. Говорить спокойно, ясно и только по делу. 4. Уметь слушать и понимать другого. 5. Уметь договариваться. 6. Доводить начатое дело до конца. -Проводят самопроверку. -Солнце – источник тепла и света для всего живого, без воздуха и воды не может существовать ничего живого. -Схема, рисунок, таблица... -Пищей -Источником питания, там он ищет насекомых. -Источником питания. -Опыляет. -Неживая природа связана с живой природой, растения с животными, а животные с другими животными. -Делают вывод, связь теряется. -Наверное, может. Слушают стихотворение -Погубили весь урожай -Сначала уничтожили воробьев, которые ели насекомых, а потом насекомых стало очень много , и они съели весь урожай. -Зерно – насекомые - воробьи. -Делать резко, необдуманно, не думая о последствиях Знакомятся с понятием «экология» -Чтобы сохранить природу -Первый. Узнали, что такое невидимые нити. -Стрекоза – река. (Живая и неживая природа). | Ф П Ф Ф | Презентация, компьютер |
Первичное закрепление(устные ответы на вопросы учителя по новому материалу или работа в ПТ-проверка знаний по новой теме) | Откройте учебники на странице 64-65. Прочитайте текст. – О каких невидимых нитях говорится в тексте? – Как бы вы озаглавили этот текст? – Давайте восстановим события, происходившие в тексте в виде словесной цепочки. Итак , что случилось сначала? – Чем в итоге всё закончилось? – Кто виноват в этом? - Для чего экология изучает невидимые нити? -Вернемся к плану нашего урока 1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе. 2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком 3. Применим полученные знания -Какой пункт плана на примере текста мы смогли с вами выполнить? -Да, смогли установить эту связь в рассказе «Лес и человек» | Работают с учебником -О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой. -Лес и человек Составляют словарную цепочку Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. –– Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли. (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.) (Человек – лесничий.) (Чтобы не нанести вред природе, чтобы учиться бережному отношению к природе). -Второй | Ф | |
Обобщение и систематизация знаний учащихся | А сейчас я предлагаю разделиться на группы и выполнить задание, чтобы применить полученные знания на практике. Напомните мне правила работы в группе, пожалуйста. Разделитесь, пожалуйста, самостоятельно на группы. Я выслала вам на почту задание. У вас есть текст, прочитав который вы должны составить модель связи при помощи картинок, которые вы видите на экране в презентации, то есть выбрать из 6 предложенных 2 необходимых. Задание для группы №1 Текст: Всем обитателям планеты Земля нужно Солнце. Оно служит источником тепла и света для живых существ. Тип связи: Неживая природа-живая природа Задание для группы №2 Над лугом летают бабочки, стрекозы, пчёлы. Пчелы опыляют цветки желтые или голубые, а именно нектарники у цветов. Тип связи: Растения – животные изготовления продуктов. Задание для группы №3 Человек с давних пор использует богатства лесов . Одни - в строительстве, другие — для изготовления продуктов. Тип связи: Человек- живая природа - Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Всё действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись? -Удалось каждой группе выполнить задание? | 1. Работать дружно и быть активными. 2. Не отвлекаться на посторонние дела и не мешать друг другу. 3. Говорить спокойно, ясно и только по делу. 4. Уметь слушать и понимать другого. 5. Уметь договариваться. 6. Доводить начатое дело до конца. Работают в группе (Беречь природу, не убивать животных, беречь лес) (Да) | Г | |
Подведение итогов, исходя из цели урока! | -Значит, вы самостоятельно справились с каким пунктом плана? 1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе. 2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком 3. Применим полученные знания. -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями! Ребята, какая тема урока у нас была? -Какую цель вы перед собой поставили перед изучением новой темы ? Смогли мы это сделать? Все ли пункты нашего плана мы выполнили? 1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе. 2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком 3. Применим полученные знания -Что такое невидимые нити? - Какая наука изучает невидимые нити? - Какие типы невидимых нитей (связей) вы запомнили? - Для чего нужно изучать невидимые нити? Молодцы! - Да, в природе все должно быть едино, как и нити нашего волшебного клубка. Если нить оборвется, то связь нарушится. И нам с вами сегодня на уроке удалось сохранить нашу нить дружбы и взаимопонимания при совместной работе. | (С третьим) (Невидимые нити) (Изучить связи между объектами природы) (да) (Да) (Связи в природе) (Экология) (Живая-неживая, животные-растения, животные-животные, человек-живая природа) (Чтобы не нанести вред природе) | Ф | |