СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Невидимые нити 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Невидимые нити 1»


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Примечание

Организационный этап

Прозвенел звонок –
Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Я очень рада видеть ваши любознательные глазки.

Давайте вспомним, как правильно нужно сидеть за партой?

- Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. Желаю удачи!





Учащиеся проверяют свою готовность к уроку


-Сидеть прямо.

-Стопы на полу.

-Опираться

спиной на спинку

стула.

Ф


Мотивация к учебной деятельности

(самоопределение к учебной деятельности)

-Ребята, посмотрите на экран , что это?

- Но он непростой, а волшебный. Его нити – это нити дружбы и взаимопонимания.

-Протяните свои руки к нити. Все вы в своем классе связаны нитями –нитями дружбы и взаимопонимания.

-Этот клубок и ваша дружба и взаимопонимание помогут нам сегодня на уроке.

-Клубок нитей




Ф


Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии


-А вы знаете, в природе тоже есть нити. А вот какие – об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Для начала отгадайте загадки:

Это дерево-трусишка

Все трясется, как зайчишка,

Листья-красные монетки -

Целый день дрожат на ветке.


Летом серый, а зимой белый.


Мех пушистый, хвост золотистый

По лесу гуляет, зайчиков пугает.


- Как вы думаете, связаны как-то между собой осина, заяц и лиса?


- Правильно. Существует связь между различными объектами природы.

Отвечают на вопросы учителя





-Осина




-Заяц



-Лиса


-Да. Заяц питается корой осины. А лиса-зайцами.


Ф








Презентация, проектор, компьютер













Построение проекта выхода из сложившейся ситуации (тема, цель, задачи). Постановка цели и задач урока.

- Ребята, а связи, которые мы с вами нашли, можно увидеть? (Нет) Значит они какие… (невидимые). Какова тема нашего урока?

-Учитель демонстрирует клубок

Тема нашего урока «Невидимые нити»

Прочитайте ещё раз тему урока. Понятна ли она вам? Другими словами нити-это что такое? -Связи.

-Какую бы цель урока вы поставили перед собой? (Изучить связи) Между чем и чем?


Обратите внимание на слайд и восстановите план нашего урока.

План:

1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе.

2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком.

3.Применим полученные знания.


После каждого пройденного пункта мы будем возвращаться к нему и отмечать выполненные пункты плана.

Отвечают на вопросы


-Предполагаемые ответы детей



Формулируют тему



-Связи.

-Изучить связи между объектами природы







Восстанавливают план работы






Ф














Презентация, компьютер






















Открытие новых знаний (реализация построенного проекта)

-Рассмотрите, пожалуйста, картинки на слайде (цветок, солнце, комар, воздух, бабочка, ель, дятел, вода, лягушка)

- Как можно назвать эти все перечисленные предметы?

Как вы думаете на какие две группы их можно разделить? (Неживая и живая природа)

- А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы в паре.


Вам необходимо взять свои телефоны от сканировать QR код и перейти к заданию в learningapps. Вспомните ,пожалуйста, правила работы с интерактивным оборудованием.

Совещаться между собой вы можете в чате. В задании вам нужно распределить объекты природы на две группы.


-Можете приступать к его выполнению.


НЕЖИВАЯ

Солнце

Воздух

Вода

ЖИВАЯ

лягушка

цветок

ель

дятел

бабочка

комар


Сверьте свой результат с эталоном в презентации.

-А как вы думаете, связаны ли объекты неживой природы с живой природой?


Ребята, покажем связь объектов неживой и живой природы с помощью моделей.

– Вспомните, что такое модель?

Правильно, МОДЕЛЬ– это любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.


Сейчас вам предстоит создать модель используя линии ,эти линии будут теми нитями, которые свяжут один объект с другим.


Чтобы выполнить это задание войдите во вкладку «комментировать» и выберите стрелку. Вам необходимо подобрать пары картинок, между которыми, на ваш взгляд, существует связь. Соедините, пожалуйста, стрелками объекты живой природы.

-Пожалуйста, Рита какую пару нашла ты ….


(комар – лягушка, ель – дятел , цветок – бабочка).


- Чем является комар для лягушки?

- Ель – для дятла?

- Цветок – для бабочки?

- Как связана бабочка с цветком?


-А чтобы еще быстрее распутать эти невидимые нити в природе, предлагаю вам построить «Экологическую пирамиду»

-Прежде всего, для всего живого нужно солнце.

-Когда пригревает солнышко, начинает пробиваться, что… (травка)

-А раз появилась травка, значит, появятся кто? (Животные)

-На нашей полянке появились зайчики.

-Ну, и конечно, если появились зайчики, то обязательно прибежит сердитый серый..(Волк)

-Солнце дает энергию травке. Травка растёт, становится сочной. Зайцы с удовольствием питаются травкой и быстро растут и, конечно, становятся желаемой добычей для волка.

-А теперь представьте, что зайцы пропали с нашей полянки.

-Станет ли волк есть травку? (Нет)

-Нет, таким образом, он останется без питания.

-Зайцы вернулись на полянку, но пропала травка.

-Достаточно ли зайцу только солнышка? (Нет)

- Какие связи мы обнаружили в этой пирамиде?




-Сделаем выводы. Что происходит, если из цепочки исчезает какое – либо «звено»?

Проблемный вопрос:

- А может ли человек повлиять на связи питания, существующие в природе?


- Давайте разберемся в этом вопросе.



Нам пришло письмо от китайских учёных.

Прослушайте его и скажите – какие связи между объектами природы вы в нём обнаружили?


Хулиганы – воробьишки –

Превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай.

ПоумЕньшат урожай.

Вот китайцы подсчитали –

Сколько зерен потеряли.

И издали свой декрет –

Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд.

Ждут – каков же результат.

Поначалу, в самом деле,

Закрома их пополнели.

А потом пришла беда –

Отворяйте ворота.

Все посевы, урожаи

Насекомые сожрали.


-Что произошло?

- Почему сложилась такая ситуация?

- Какие связи вы смогли установить?

- Как человек может повлиять на связи в природе? Можно ли бездумно истреблять животных, птиц или растения?

- Возможно ли решить данную проблему?


- Давайте послушаем продолжение стихотворения:


И пришлось им воробьев

Из чужих возить краев.

Если все с плеча рубить,

Можно дело…загубить.


Как вы понимаете 2 последние строчки этого стихотворения? Что значит рубить с плеча?



- А изучает невидимые нити особая наука –экология. Кто слышал это название?

- Название произошло от двух слов: экос – дом, логос – наука.


- Наука экология учит, что природа является общим домом для всех живых существ, и в природе всё взаимосвязано.

- Зачем экология изучает невидимые нити?

-Вернемся к плану урока.

1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе.

2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком

3. Применим полученные знания

-Какой пункт плана мы выполнили?


-А теперь немножко отдохнем

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – немного покружилась,

Три – моргнула.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

-Какие невидимые нити можно найти в физминутке?





-Объекты природы



1. Работать дружно и быть активными.

2. Не отвлекаться на посторонние дела и не мешать друг другу.

3. Говорить спокойно, ясно и только по делу.

4. Уметь слушать и понимать другого.

5. Уметь договариваться.

6. Доводить начатое дело до конца.













-Проводят самопроверку.


-Солнце – источник тепла и света для всего живого, без воздуха и воды не может существовать ничего живого.



-Схема, рисунок, таблица...






















-Пищей

-Источником питания, там он ищет насекомых.

-Источником питания.

-Опыляет.




























-Неживая природа связана с живой природой, растения с животными, а животные с другими животными.



-Делают вывод, связь теряется.





-Наверное, может.





Слушают стихотворение






















-Погубили весь урожай

-Сначала уничтожили воробьев, которые ели насекомых, а потом насекомых стало очень много , и они съели весь урожай.


-Зерно – насекомые - воробьи.












-Делать резко, необдуманно, не думая о последствиях



Знакомятся с понятием «экология»









-Чтобы сохранить природу






-Первый. Узнали, что такое невидимые нити.












-Стрекоза – река. (Живая и неживая природа).

Ф








П





























































Ф













































Ф






































Презентация, компьютер













Первичное закрепление(устные ответы на вопросы учителя по новому материалу или работа в ПТ-проверка знаний по новой теме)

Откройте учебники на странице 64-65. Прочитайте текст.

– О каких невидимых нитях говорится в тексте?

– Как бы вы озаглавили этот текст?


– Давайте восстановим события, происходившие в тексте в виде словесной цепочки.




Итак , что случилось сначала?







– Чем в итоге всё закончилось?





– Кто виноват в этом?


- Для чего экология изучает невидимые нити?


-Вернемся к плану нашего урока

1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе.

2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком

3. Применим полученные знания

-Какой пункт плана на примере текста мы смогли с вами выполнить?

-Да, смогли установить эту связь в рассказе «Лес и человек»

Работают с учебником


-О нитях между растениями и

животными, между человеком и живой природой.


-Лес и человек



Составляют словарную цепочку


Человек вырубил кустарники. ––

Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––

Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.


(Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)


(Человек – лесничий.)


(Чтобы не нанести вред природе, чтобы учиться бережному отношению к природе).







-Второй

Ф


Обобщение и систематизация знаний учащихся


А сейчас я предлагаю разделиться на группы и выполнить задание, чтобы применить полученные знания на практике.

Напомните мне правила работы в группе, пожалуйста.



Разделитесь, пожалуйста, самостоятельно на группы.



Я выслала вам на почту задание. У вас есть текст, прочитав который вы должны составить модель связи при помощи картинок, которые вы видите на экране в презентации, то есть выбрать из 6 предложенных 2 необходимых.

Задание для группы №1

  • Прочитайте текст.

  • Выбери две картинки и составь модель невидимых нитей (связей).

  • Определи тип связи

Текст: Всем обитателям планеты Земля нужно Солнце. Оно служит источником тепла и света для живых существ.







Тип связи:

Неживая природа-живая природа


Задание для группы №2

  • Прочитайте текст.

  • Выбери две картинки и составь модель невидимых нитей (связей).

  • Определи тип связи

Над лугом летают бабочки, стрекозы, пчёлы. Пчелы опыляют цветки желтые или голубые, а именно нектарники у цветов.



Тип связи: Растения – животные

изготовления продуктов.




Задание для группы №3

  • Прочитайте текст.

  • Выбери две картинки и составь модель невидимых нитей (связей).

  • Определи тип связи









Человек с давних пор использует богатства лесов . Одни - в строительстве, другие — для изготовления продуктов.


Тип связи: Человек- живая природа


- Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Всё действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?

-Удалось каждой группе выполнить задание?

1. Работать дружно и быть активными.

2. Не отвлекаться на посторонние дела и не мешать друг другу.

3. Говорить спокойно, ясно и только по делу.

4. Уметь слушать и понимать другого.

5. Уметь договариваться.

6. Доводить начатое дело до конца.




Работают в группе













































































(Беречь природу, не убивать животных, беречь лес)


(Да)


Г


Подведение итогов, исходя из цели урока!

-Значит, вы самостоятельно справились с каким пунктом плана?

1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе.

2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком

3. Применим полученные знания.


-Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями!


Ребята, какая тема урока у нас была?

-Какую цель вы перед собой поставили перед изучением новой темы ?

Смогли мы это сделать?


Все ли пункты нашего плана мы выполнили?

1.Узнаем, что такое «невидимые нити» в природе.

2.Научимся находить связи в природе, между природой и человеком

3. Применим полученные знания


-Что такое невидимые нити?

- Какая наука изучает невидимые нити?

- Какие типы невидимых нитей (связей) вы запомнили?




- Для чего нужно изучать невидимые нити?

Молодцы!

- Да, в природе все должно быть едино, как и нити нашего волшебного клубка. Если нить оборвется, то связь нарушится. И нам с вами сегодня на уроке удалось сохранить нашу нить дружбы и взаимопонимания при совместной работе.

(С третьим)










(Невидимые нити)

(Изучить связи между объектами природы)

(да)


(Да)








(Связи в природе)

(Экология)

(Живая-неживая, животные-растения, животные-животные, человек-живая природа)


(Чтобы не нанести вред природе)

Ф


Рефлексия учебной деятельности

(достижение цели, решение задач)

- Сейчас в заключении урока хочется пожелать, чтобы наша планета всегда была такой же красивой и зелёной.

Давайте вырастим дерево, используя сигнальные листочки зелёного и жёлтого цвета в зависимости от эффективности работы на уроке. Зайдите во вкладку «комментировать» , далее нажмите на «рисовать» и выберите фигуру овала . Если вам урок понравился, вы все поняли и смогли выполнить предложенные задания, то нарисуйте зелёный листочек. Если во время урока возникали трудности, то нарисуйте жёлтый листочек.

- На нашем дереве преобладают зелёные листочки. Значит, урок был полезным для вас.

-Спасибо за урок. До свидания!

Ученики оценивают свою работу на уроке

И





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!