1 класс. Музыка в мультфильмах.
Тема урока: «Ничего на свете лучше нету…»
Цель урока: Познакомить с разной музыкой, написанной для мультфильмов и на их основе закрепить понятия: солист, вступление, запев, припев…
Задачи урока:
осмысление выразительных и изобразительных свойств музыки, на примере песен к мультфильму « Бременские музыканты» Г.Гладкова;
развитие интонационно-образного мышления, чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности; звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.
воплощение эмоциональных состояний в различных видах музыкально-творческой деятельности (пении, пластическом интонировании и др.);
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
формирование способности воспринимать музыку как выразительное искусство, воспитание эстетического вкуса;
воспитание этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
создание условий для реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценке своих музыкально-творческих возможностей
создание условий для использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
формирование чувства личной ответственности за результат совместной работы.
Формирование УУД:
Личностные ( эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни).
Регулятивные (постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем).
Познавательные УУД:
Формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные (работа в парах, группах, выслушивание мнения других, владение культурой речи, контроль и оценка действий партнера).
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
создание условий для реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценка своих музыкально-творческих возможностей
Предметные результаты:
формирование представления о роли музыки в жизни человека;
формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
создание условий для использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты:
. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
формирование умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-концерт.
Технологии: личностно развивающие, групповые, проектные, проблемно-поисковые, игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Междисциплинарные связи: литература, театр, изобразительное ис-во, мультипликация.
Музыкальный материал:
Г.Гладков фрагменты из музыки к мультфильму « Бременские музыканты»;
В.Шаинский « Антошка», « Вместе весело шагать», « В траве сидел кузнечик»;
Б.Савельев « Если добрый ты»..
Оснащение урока: музыкальный центр; раздаточный материал (бумажные цветочки разных цветов); маски с героями песни для драматизации. Основной УМК «Музыка». 1 класс. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Подготовка к изучению новых знаний. Работа над новой темой.
4.Вокально – хоровая работа.
5.Закрепление и повторение изученного материала.
6.Театрализация песни.
7. Итог урока.
8.Рефлексия.
Ход урока.
I.Организационный момент:
Вход в класс под музыку : « Ничего на свете лучше нету…» муз.Г.Гладкова
Упражнение на внимание –
Учитель: Дети:
- Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте!
- Здравствуйте, ладошки! - Хлопают.
- Здравствуйте, ножки! - Топают.
Распевание:
Учитель с обучающимися поют по полутонам:
Ра- ра- ра, Ра-ра-ра, начинается игра!
II. Актуализация опорных знаний.
-Музыка в нашей жизни сопровождает нас повсюду. Звучит она и в наших любимых мультфильмах. Наш сегодняшний урок мы начнём с игры « Угадай мелодию»
( Звучат фрагменты из мультфильмов. Дети по вступлениям отгадывают песни).
- Молодцы, ребята! Вы очень много знаете песен! Да, мультфильмы любят все – и дети, и взрослые. Любят за их юмор, веселье, за доброту, которая всегда побеждает. С некоторыми героями мультфильмов мы сегодня встретимся вновь.
III. Подготовка к изучению новых знаний. Работа над новой темой.
( Звучит песенка Антошки В.Шаинского из м\ф « Рыжий, рыжий конопатый» )
-Из какого мультфильма эта песенка? ( ответы детей)
- Молодцы! А, как поют герои мультфильма – все вместе, или по очереди?
Дети: ( По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка).
- Верно. Антошка поёт свои фрагменты песни – один, он как будто спорит со своими друзьями. На музыкальном языке такой исполнитель называется « солист», т.е. первый, самый главный. Давайте ещё раз послушаем фрагмент песни и попробуем определить, какую часть песни поёт Антошка.
( Повторное прослушивание фрагмента песни)
- Обратите внимание, что друзья Антошки поют всё время разные слова, а у Антошки слова повторяются. Скажите, а у какой части песни одинаковые слова?
Дети: ( У припева)
- Правильно. А другая часть песни с разными вариантами слов называется куплетом. Теперь назовите, какую часть песни поёт Антошка, а какую – его друзья?
Дети: ( Друзья поют куплет, а Антошка – припев).
Теперь вопрос на внимание
- Песня начиналась сразу со словами или сначала звучала просто музыка?
Дети: ( Сначала звучала просто музыка без слов).
- Такую часть песни мы называем вступлением. Оно служит для того, чтобы предупредить – начинается песня! А ещё вступление нужно, чтобы показать, какой характер будет у песни: весёлый или грустный; и как мы будем петь: быстро или медленно. Видите, какая это важная часть песни – вступление!
Задание с карточками:
На доске хаотично расположены карточки: « припев» « куплет» «вступление». Расположить их в той последовательности, в которой звучит песня.
- Антошка у нас – солист, а его друзья, которые поют все вместе, называются – хор. Сейчас вы услышите музыкальные фрагменты и вам нужно определить в каком из них звучит хор. Перед вами лежат карточки разного цвета, как только вы услышите звучание хора, вы поднимите карточку красного цвета.
(Звучит музыка в оркестровом исполнении: « Калинка» рус.нар.плясовая, и в исполнении хора: В.Шаинский « Вместе весело шагать».
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Скажите, а как мы поём песни на уроках? ( Хором и сольно) Да, верно. Давайте мы сейчас вспомним один очень популярный мультфильм и споём хором песню.
IV. Вокально – хоровая работа.
Исполнение песни « Ничего на свете лучше нету…» из м/ф « Бременские музыканты»
V. Закрепление и повторение изученного материала.
- Назовите героев этого мультфильма. ( Ответы детей).
Кто такой Трубадур? ( Ответы детей). Трубадуры – средневековые поэты-певцы, авторы песен.
(Звучит фрагмент из м/ф « Бременские музыканты» Серенада Трубадура).
Задание с карточками:
- Какой « кит» в музыке звучал? ( Песня) Какой характер у этой песни? ( На доске карточки: Спокойный, бодрый, грустный, задумчивый, яркий. Дети выбирают нужную карточку.)
- Как нужно петь, чтобы получился такой характер? ( Плавно, негромко, протяжно.) Определите, где у песни куплет и где припев? Во время звучания куплета вы поднимете руки вверх, а во время звучания припева – скрестите руки на груди.
(Слушание и пластическое интонирование)
- Сейчас вы услышите вступление к очень известной песни из популярного мультфильма. Вам нужно определить характер этой песни.
( Песенка охраны из м/ф « Бременские музыканты») фрагмент.
Учитель: Дети:
-Какой он? - Задорный, шутливый, бодрый…
-Теперь мы послушаем песню целиком. Здесь у вас другая задача – показать, когда поют герои хором, а когда – соло. Во время хорового фрагмента мы все вместе будем энергично маршировать около своих стульчиков, а во время сольного фрагмента – сесть на корточки.
( Звучит песня, дети выполняют задание )
- Вы замечательно справились с заданием!
VI. Театрализация песни « Ну и кот!»
- На прошлом уроке мы с вами разучили песню. ( Звучит вступление.) Да, конечно вы её сразу узнали! Сейчас мы выберем актёров для нашей песни, некоторые из них будут ещё и солистами! А все остальные дети – хор.
( Учащимся раздаются маски с героями песни. Исполнение и пластическое интонирование.)
- Аплодисменты всем артистам! Вы прекрасные актёры и музыканты.
Нарисуйте всё что вы сегодня слышали, представляли, фантазировали на уроке, и вы можете создать свой собственный мультфильм!
VII. Итог урока.
Учитель с микрофоном обходит учащихся и у каждого желающего берёт «интервью».
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как называют исполнителя, который поёт один?
- Вступление бывает в начале песни или в конце?
- Молодцы! Вы прекрасно поработали сегодня!
- Какую роль играет музыка в мультфильмах?
VIII. Рефлексия:
На столе у каждого ученика лежат цветочки яркого и тёмного цветов. На доске – корзинка (нарисованная). Если вам урок понравился, то прикрепите к корзинке цветок яркого цвета. Если не понравился – тёмного.
- Прозвенел звонок, закончился урок!
Дети уходят из класса под музыку В.Шаинского « Вместе весело шагать».