СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Не мешайте играть!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взрослые частенько, желая, своим детям добра, вмешиваются в их игры, а получается наоборот – напрочь отбивают у них охоту играть! В чем ошибка, давайте разберёмся! Методы и приёмы сюжетно - ролевой игры для малышей дома.

Просмотр содержимого документа
«"Не мешайте играть!"»

Цитата для размышления. Януш Корчак.

«Мой ребёнок – это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по чёлке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: «Иди, поиграй. Иди, позанимайся. Пора спать!

Взрослые частенько, желая, своим детям добра, вмешиваются в их игры, а получается наоборот – напрочь отбивают у них охоту играть! В чем ошибка, давайте разберёмся!

«Детский мир» на дому.

В смысле целый магазин игрушек, игр, пазлов и прочих детских радостей удивительным образом помещается в детской комнате, а любящим родителям всё мало. Потому, что у самих в детстве были только деревянные кубики и пупс. Или идёт не шуточное соревнование с подружкой мамы или начальником папы, у которых дети того же возраста. В итоге собственное чадо не берёт в руки куклу из ультрамодной серии «Монстер Хай», потому что боится её, и играет найденным на детской площадке старым плюшевым кроликом с оторванной лапой.

Пресс – совет: Прежде чем купить очередную игрушку, выясните, что именно необходимо самому ребёнку. Возможно, вы удивитесь, узнав, что ваша принцесса давно мечтает об игрушечном КАМАЗе, а юному наследнику нужен не новый робот, а коляска, чтобы укачивать на сон грядущих кукол. А если корзины переполнены, то уберите лишнее из неё. Будите доставать постепенно после того, как малыш наиграется оставшимися.

«Раньше вы играли сами по себе, а теперь будите играть под присмотром»

Цитата из советского мультфильма как нельзя лучше отражает современное положение дел. Продвинутые родители от и до планируют и организуют досуг ребёнка. Все дни недели у него расписаны по часам, как у востребованного менеджера высшего звена. В сотовом телефоне мамы теснятся номера самых крутых в городе аниматоров, заслуженных преподавателей лепки по солёному тесту и рекомендованных доверенным лицами тренеров по катанию на роликах. Когда ребёнку просто поиграть, попинать мяч, набить шишек самостоятельно и сделать выводы собственным умом? «Зачем? – удивляются бдительные родители. – Баловство это всё, глупости! И вообще опасно!».

Пресс – совет: Нам понятна ваша обеспокоенность судьбой «кровиночки», но найдите в его напряженном графике развлечений, тренировок и развивающих занятий хотя бы один час для того, что вы называете «ничегонеделаньем»! Пусть по фантазирует, глядя на облака, или по придумывает различные небылицы, пусть даже поскучает. Разве нормальный человек всегда должен быть занят? Иногда для мозга полезно и праздности предаться.

А знаете, почему ещё взрослые заваливают ребёнка коробками с новомодными развивающими играми, или включают компьютер?

Чтобы самим с ним не играть. Давайте, честно признаемся, многие ли из нас любят изображать «иго –го» для юного ковбоя или битый час изображать соседку Фру на чаепитии у дочкиной Муми – толь – мамы? Большинство родителей воспринимают игры с детьми как тягостную обязанность и всеми способами стараются её избежать. А потом возмущаются: «Современному подрастающему поколению только бы в монитор таращится, а в казаки – разбойники играть не умеют! Обленились, никакой фантазии!»

Пресс – совет: Научите. Глядишь и у ребёнка включиться фантазия, воображение, и он начнет придумывать свои правила и игры. А вы, родители, станете верными помощниками во всех собственных затеях.

 Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков.… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.

Перечень сюжетно-ролевых игр, в которые можно поиграть вместе с ребенком дома: «Магазин», «собираемся на прогулку», «Врач», «Строим дом», «Парикмахерская», «Детский сад», «Зоопарк», «Семья», «На дорогах», «День рождения», «Дочки матери» и т.д.

На самом деле вариантов игр много. И в какую из них играть зависит от возраста и наклонностей ребенка. Четких рекомендаций дать по играм невозможно, т.к. это игра и у каждого она своя. Игра — это активное отражение ребенком того, как он воспринимает реальный мир. Иногда это повод задуматься над ситуацией.

Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком: Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.

Не требуйте от ребенка желаемых результатов: главный результат – это - то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.

Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.

Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь  то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник), шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).

Перечислим некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх:

- Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.

- Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка). 

- Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».

- Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.

- Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».

- Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».

- Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».

- Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п. 

- Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».

- Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».

- Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».

- Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»

-  Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»

- Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т.д. 

- Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.





«Не мешайте играть!»

Литература: «Во что поиграть с ребёнком», «Пособия «Школа Семи Гномов» Автор: Дарья Колдина







 



г. Архангельск. 2016 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!