Какую роль играет музыкальное воспитание в развитии творческих способностей младших школьников.
С.А.Андреева,
Учитель музыки
МБОУ «СШ «№ 22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
В. Сухомлинский .
Весь наш мир – будто огромная картина из мозаики, состоящая из звуков, красок, света. Неудивительно, что в том числе с помощью музыки мы познаем мир и раскрываем свою душу для других людей. Открывая свои музыкальные предпочтения, мы словно делимся самым сокровенным.Что вообще это такое – музыка? Можно ли описать словами ту великую роль, которую она играет в нашей жизни, и измерить то влияние, которое она на нас оказывает?
Музыка играет большую роль в творческом развитии младших школьников.
Она является спутником нашей жизни от рождения до самой смерти. Когда рождается человек –это самый радостный праздник , который мы отмечаем каждый год. Мы не можем представить себе этот день без радостной, праздничной музыки. Каждое событие в жизни нас сопровождает музыка. Даже когда человек умирает, звучит «похоронный марш», провожая его в последний путь. Ни один день человека не проходит без музыки. Она окружает нас повсюду : телевидение , радио , компьютеры, мобильные телефоны, в которые мы загружаем самую любимую свою музыку, чтобы слушать её как можно чаще, устанавливаем на звонок абонента, который звонит чаще всего. В плеере через наушники слушаем любимую музыку просто по дороге на работу и т.д. Мы не можем без музыки!
Я спрашиваю у детей : «Могли бы вы представить себе мультфильм или кино или рекламу без музыки ?!» -ответ один «Нет». Услышав где-то последнюю мелодию , мы будем напевать её мысленно до тех пор, пока не услышим новую. И не важно сколько нам лет, мы будем так делать снова и снова , потому что мы рождаемся с музыкой.
Интересное наблюдение , когда мать укачивает младенца , напевая ему колыбельную, как ребёнок понимает , что под эту музыку нужно спать ? А когда звучит весёлая и энергичная музыка , он начинает активно двигаться ?
Музыка - могучий источник мысли.
Услышав давно забытую мелодию , нам сразу вспомнится момент из жизни , когда звучала эта песня впервые для нас , нахлынут чувства и воспоминания , которые могут заставить нас даже прослезиться , будь то радостный или печальный момент в нашей жизни.
О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают и умиротворяют. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка . Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления». В.Сухомлинский.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Важную роль в формировании творческого развития и духовного здоровья младших школьников играет искусство, в частности – музыка. Ещё в давние времена люди заметили, что она оказывает исцеляющее воздействие на человека, на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Этой точки зрения придерживался и чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский, который ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте. Возраст 7-10 лет, как указывают психологи, характеризуется наличием психологических новообразований.
Современный ребенок «запертый» в ограниченном пространстве с телевизором или компьютером умеет воспринимать мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют».
Чтобы пробудить восприятие, мышление, нравственные суждения и другие ощущения ребенка, необходимо ознакомить их с искусством: музыкой, литературой, живописью. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности. Важной областью развития личности является духовно–нравственное воспитание.
Итак, исследования многих педагогов дают возможность говорить о том, что младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства.
Слушать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.
Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у младших школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры.
Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагогов и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная форма подачи музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений.
Прежде чем научиться слушать музыку , надо научиться слушать тишину. Только в идеальной тишине можно услышать и прочувствовать каждый звук. Я обучаю детей тому , что не бывает «красивой» или «некрасивой» музыки – бывают невнимательные слушатели , которые не умеют слушать и слышать музыку.
Сравнивая музыкальные и шумовые звуки , мы приходим к выводу ,что шумовые звуки мешают человеку , раздражают , злят. А музыкальные наоборот поднимают настроение, помогают успокоиться , расслабиться . Но не все шумовые звуки мешают человеку. Шум , который исходит от самого человека – это звуки транспорта , строительных инструментов и т.д., действительно мешает , а шум , который создаёт природа , наоборот успокаивает – это шорох листьев под ногами , ветер , шум дождя , шелест волн, журчание воды , шум водопада, скрип снега под ногами , весенняя капель и пение птиц , которых сравнивают с музыкой .
В музыке мы можем услышать звуки природы. Ознакамливая младших школьников с высотой звука , я предлагаю сравнивать их со звуками природы : птицы летают высоко и поют тоненько и звонко , поэтому высокие звуки – тоненькие. А какие звуки издаёт злая собака ?- грубые , резкие , низкие. Поэтому низкие звуки похожи на рычание собаки. А средние звуки для человека – мы не пищим , как птички и не рычим , как собачки , поэтому средние звуки для нас.
Дети могут определить по количеству звуков сколько «поёт птичек в лесу» , куда «ползёт змея» ( вверх или вниз) и как (поступенно), как «прыгает зайчик» (скачками) и куда (вверх или вниз). Как «стучит дятел» (прохлопывая точно проигранный ритм) .
Музыка в большинстве своем всегда стремилась воплотить нравственный идеал, пробудить в ребенке добрые чувства, сделать его выше, чище, добрее. Д. Кабалевский писал по этому поводу: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем-нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезали потому, что люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир».
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Музыка – это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний. Музыка в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить ребенка, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.
В духовно–нравственном развитии младших школьников музыка играет не меньшую роль, чем художественная литература и живопись. Общим у музыки с живописью является то, что гармония звуков, как и цветовая гармония, вызывает мгновенную реакцию, сопровождающуюся длительной «игрой» поочередно меняющихся приливов и отливов едва уловимых чувств и настроений. Подобно искусству слова, музыка захватывает своим стремительным движением, увлекая динамикой мысли и чувства. Однако музыка во многом и отлична от других видов искусства: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои способы отражения жизни.
В системе всестороннего воспитания и развития учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, она раскрывает внутренний мир школьников, все богатство мыслей и чувств. Музыка своими специфическими средствами призвана решать названные ранее задачи духовно–нравственного воспитания.
Изучая музыкальное искусство, дети знакомятся с культурой, с великими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры данного искусства всего мира. Цель таких уроков по музыке – создать благоприятный интеллектуальный фон для развития, формирования у младших школьников нравственных суждений и представлений, культуры и эрудиции.
Младший школьник способен ответить на вопрос, какое музыкальное произведение больше всего нравится ему. Он называет музыкальные произведения, которые являются показателем его музыкального вкуса, и даже дают ключ к пониманию его идеалов.
Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. Организуя духовно–нравственное воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства, где не последнее место занимает музыка. Именно она оказывает огромное влияние на процесс нравственного восприятия, формирования нравственных представлений, суждений, вкусов и идеалов. Музыкально–эстетические вкусы и нравственные идеалы развиваются у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего, а наиболее интенсивный период их формирования – годы обучения в школе, где школьники имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства.
Музыка – это особый вид искусства, который отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. Возможности музыки по истине огромны: с особой яркостью она раскрывает внутренний мир человека; развиваясь во времени, передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках; способствует воспитанию чувств; формирует взгляды, убеждения и духовные потребности; отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности, что позволяет ей раскрыть психологическое состояние людей, их характеры. С помощью музыки человек постигает мир, учится мыслить, приобщается к культуре народа. На основе этого формируется нравственная и гражданская позиция, что способствует гармоничному развитию личности.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Дмитрий Шостакович
Литература:
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005 - №11. – с. 68–71
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
4. Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – с. 57–65.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993. – Ч.2. – с. 113 – 114.
6. Бакланова Т.И. Обучение в 1-ом классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М., Издательство «Просвещение», – 2009. –205 с.
8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика 2006. №2 – с.67–71.
9. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
10. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. /Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006. – 361с.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во Питер, 2007. – 304 с
12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: 2007. – 352 с.
13. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути её исследования // Н.А. Ветлугина. 2000. – 506 с.
Просмотр содержимого документа
«Какую роль играет музыкальное воспитание в развитии творческих способностей младших школьников.»
Какую роль играет музыкальное воспитание в развитии творческих способностей младших школьников.
С.А.Андреева,
Учитель музыки
МБОУ «СШ «№ 22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
В. Сухомлинский .
Весь наш мир – будто огромная картина из мозаики, состоящая из звуков, красок, света. Неудивительно, что в том числе с помощью музыки мы познаем мир и раскрываем свою душу для других людей. Открывая свои музыкальные предпочтения, мы словно делимся самым сокровенным.Что вообще это такое – музыка? Можно ли описать словами ту великую роль, которую она играет в нашей жизни, и измерить то влияние, которое она на нас оказывает?
Музыка играет большую роль в творческом развитии младших школьников.
Она является спутником нашей жизни от рождения до самой смерти. Когда рождается человек –это самый радостный праздник , который мы отмечаем каждый год. Мы не можем представить себе этот день без радостной, праздничной музыки. Каждое событие в жизни нас сопровождает музыка. Даже когда человек умирает, звучит «похоронный марш», провожая его в последний путь. Ни один день человека не проходит без музыки. Она окружает нас повсюду : телевидение , радио , компьютеры, мобильные телефоны, в которые мы загружаем самую любимую свою музыку, чтобы слушать её как можно чаще, устанавливаем на звонок абонента, который звонит чаще всего. В плеере через наушники слушаем любимую музыку просто по дороге на работу и т.д. Мы не можем без музыки!
Я спрашиваю у детей : «Могли бы вы представить себе мультфильм или кино или рекламу без музыки ?!» -ответ один «Нет». Услышав где-то последнюю мелодию , мы будем напевать её мысленно до тех пор, пока не услышим новую. И не важно сколько нам лет, мы будем так делать снова и снова , потому что мы рождаемся с музыкой.
Интересное наблюдение , когда мать укачивает младенца , напевая ему колыбельную, как ребёнок понимает , что под эту музыку нужно спать ? А когда звучит весёлая и энергичная музыка , он начинает активно двигаться ?
Музыка - могучий источник мысли.
Услышав давно забытую мелодию , нам сразу вспомнится момент из жизни , когда звучала эта песня впервые для нас , нахлынут чувства и воспоминания , которые могут заставить нас даже прослезиться , будь то радостный или печальный момент в нашей жизни.
О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают и умиротворяют. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка . Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления». В.Сухомлинский.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Важную роль в формировании творческого развития и духовного здоровья младших школьников играет искусство, в частности – музыка. Ещё в давние времена люди заметили, что она оказывает исцеляющее воздействие на человека, на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Этой точки зрения придерживался и чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский, который ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте. Возраст 7-10 лет, как указывают психологи, характеризуется наличием психологических новообразований.
Современный ребенок «запертый» в ограниченном пространстве с телевизором или компьютером умеет воспринимать мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют».
Чтобы пробудить восприятие, мышление, нравственные суждения и другие ощущения ребенка, необходимо ознакомить их с искусством: музыкой, литературой, живописью. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности. Важной областью развития личности является духовно–нравственное воспитание.
Итак, исследования многих педагогов дают возможность говорить о том, что младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства.
Слушать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.
Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у младших школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры.
Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагогов и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная форма подачи музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений.
Прежде чем научиться слушать музыку , надо научиться слушать тишину. Только в идеальной тишине можно услышать и прочувствовать каждый звук. Я обучаю детей тому , что не бывает «красивой» или «некрасивой» музыки – бывают невнимательные слушатели , которые не умеют слушать и слышать музыку.
Сравнивая музыкальные и шумовые звуки , мы приходим к выводу ,что шумовые звуки мешают человеку , раздражают , злят. А музыкальные наоборот поднимают настроение, помогают успокоиться , расслабиться . Но не все шумовые звуки мешают человеку. Шум , который исходит от самого человека – это звуки транспорта , строительных инструментов и т.д., действительно мешает , а шум , который создаёт природа , наоборот успокаивает – это шорох листьев под ногами , ветер , шум дождя , шелест волн, журчание воды , шум водопада, скрип снега под ногами , весенняя капель и пение птиц , которых сравнивают с музыкой .
В музыке мы можем услышать звуки природы. Ознакамливая младших школьников с высотой звука , я предлагаю сравнивать их со звуками природы : птицы летают высоко и поют тоненько и звонко , поэтому высокие звуки – тоненькие. А какие звуки издаёт злая собака ?- грубые , резкие , низкие. Поэтому низкие звуки похожи на рычание собаки. А средние звуки для человека – мы не пищим , как птички и не рычим , как собачки , поэтому средние звуки для нас.
Дети могут определить по количеству звуков сколько «поёт птичек в лесу» , куда «ползёт змея» ( вверх или вниз) и как (поступенно), как «прыгает зайчик» (скачками) и куда (вверх или вниз). Как «стучит дятел» (прохлопывая точно проигранный ритм) .
Музыка в большинстве своем всегда стремилась воплотить нравственный идеал, пробудить в ребенке добрые чувства, сделать его выше, чище, добрее. Д. Кабалевский писал по этому поводу: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем-нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезали потому, что люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир».
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Музыка – это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний. Музыка в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить ребенка, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.
В духовно–нравственном развитии младших школьников музыка играет не меньшую роль, чем художественная литература и живопись. Общим у музыки с живописью является то, что гармония звуков, как и цветовая гармония, вызывает мгновенную реакцию, сопровождающуюся длительной «игрой» поочередно меняющихся приливов и отливов едва уловимых чувств и настроений. Подобно искусству слова, музыка захватывает своим стремительным движением, увлекая динамикой мысли и чувства. Однако музыка во многом и отлична от других видов искусства: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои способы отражения жизни.
В системе всестороннего воспитания и развития учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, она раскрывает внутренний мир школьников, все богатство мыслей и чувств. Музыка своими специфическими средствами призвана решать названные ранее задачи духовно–нравственного воспитания.
Изучая музыкальное искусство, дети знакомятся с культурой, с великими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры данного искусства всего мира. Цель таких уроков по музыке – создать благоприятный интеллектуальный фон для развития, формирования у младших школьников нравственных суждений и представлений, культуры и эрудиции.
Младший школьник способен ответить на вопрос, какое музыкальное произведение больше всего нравится ему. Он называет музыкальные произведения, которые являются показателем его музыкального вкуса, и даже дают ключ к пониманию его идеалов.
Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. Организуя духовно–нравственное воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства, где не последнее место занимает музыка. Именно она оказывает огромное влияние на процесс нравственного восприятия, формирования нравственных представлений, суждений, вкусов и идеалов. Музыкально–эстетические вкусы и нравственные идеалы развиваются у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего, а наиболее интенсивный период их формирования – годы обучения в школе, где школьники имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства.
Музыка – это особый вид искусства, который отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. Возможности музыки по истине огромны: с особой яркостью она раскрывает внутренний мир человека; развиваясь во времени, передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках; способствует воспитанию чувств; формирует взгляды, убеждения и духовные потребности; отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности, что позволяет ей раскрыть психологическое состояние людей, их характеры. С помощью музыки человек постигает мир, учится мыслить, приобщается к культуре народа. На основе этого формируется нравственная и гражданская позиция, что способствует гармоничному развитию личности.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Дмитрий Шостакович
Литература:
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005 - №11. – с. 68–71
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
4. Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – с. 57–65.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993. – Ч.2. – с. 113 – 114.
6. Бакланова Т.И. Обучение в 1-ом классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М., Издательство «Просвещение», – 2009. –205 с.
8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика 2006. №2 – с.67–71.
9. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
10. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. /Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006. – 361с.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во Питер, 2007. – 304 с
12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: 2007. – 352 с.
13. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути её исследования // Н.А. Ветлугина. 2000. – 506 с.