СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не с именами существительными (закрепление)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Разработка открытого урока по теме "Не с существительными"                                                                                                                                              

Просмотр содержимого документа
«Не с именами существительными (закрепление)»


Схема конспекта урока

Учитель: Дернова Юлия Андреевна

Предмет: русский язык Класс 6

Тема урока: Не с именами существительными ( закрепление)



1. Организационный момент

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа со смайликами., технол. картами

- Ребята, добрый день! Сегодня на уроке у нас гости. Поверните головы и поприветствуйте их улыбкой. Присаживайтесь, пожалуйста.

На уроке я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из смайликов, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что соответствует вашему настроению и положите его сверху.


УУД- позитивное отношение к предстоящей деятельности;

- включение в учебную деятельность.



На столах технологические карты, задания






2. Формулирование темы и целей урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Беседа. Запись темы в тетрадь.

Постановка задач.





Знаю

Умею

Чему хочу научиться















1)Озвучивают алгоритмы написания не с существительными, показывают различные виды алгоритмов.

2) Индивидуальные задания.







3. Выполнение практических работ.









































Учащиеся выполняют самостоятельно.

Взаимопроверка

А сейчас посмотрите на доску и прочитайте предложение.

(Учитель читает запись на доске)

-Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека.

-Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

Какие слова в этой фразе являются ключевыми?

-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине предложения? (Не с глаголами)

-Как пишется не с глаголами?

Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ? (В теме сегодняшнего урока)

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока

Что из темы нашего урока вы знаете?

(Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки

существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)

А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?

Проверка дом. Задания.

- Иными словами, вы не хотите быть невеждами.

Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.



- А что будем сегодня на уроке узнавать?

Практические задания:

№1. Работа в парах. Проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Объясните орфограмму № 32. Определите темы пословиц.



Ученье без уменья


не закрывай глаза на его (не) достатки.

Признавать достоинства друга,

(не) праздность, а труд.

(Не) былица

на гнилых ногах ходит.

Пишут (не) пером,

(не) польза, а беда.

Мы ценим и

любим

а умом.




Какие знания о правописании не с существительным помогли вам выполнить данное упражнение.



№2 Распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не с входящими в них существительными.

Осенняя (не)погода; настоящий (не)ряха; (не)веселье, а грусть; чернильница-(не)проливайка; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение.

№ 3 Лингвистическая задача. (Устно)

Выберите примеры раздельного написания не с сущ.

  • а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

  • б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

  • а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

  • б) (Не)друг не посочувствует.

  • а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

  • б) (Не)счастье спутало все наши планы.

Работа в группах

№1 Задание: перепишите, раскрывая скобки.

(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

№2 группаИгра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не.

Низкий урожай-

Отсутствие внимания-

Недостаток организованности-

Отсутствие самостоятельности-

Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств-

Слабое здоровье-

Невоспитанный человек-

Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –

Недоучившийся, малограмотный человек-

Неуклюжий, неловкий человек –

№3 группаТворческое задание. Работаем в парах.

Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.

А)Всякая …-грех.

Б)Ученье- свет, а…..тьма.

В)Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит.

Г)Верь……, а правде.

Д)……..портит беседу.

Е)Видно…. по грязной рубахе

Ж)… …..- враг самому себе.

Озвучивание результатов, подведение итогов работы группы, оценивание в листах



Презентация с дополнит. материалом и заданиями.

УУД овладеть логическим действием обобщения;

- уметь строить рассуждения на основе известных понятий.













УУД

- умение осозновать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;

-понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- уметь использовать алгоритм





УУД Уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;

-Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-готовность слушать собеседника;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.







Индивидуальные задания: 1) невежа, невежда толковый словарь. 2) сказка собственного сочинения о правописании не с сущ.

























































Физминутка



























3 группы

4. Закрепление учебного материала

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание









Дети выписывают только ответы, потом сверяем с ключами, выставление оценок


Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.


Рефлексия. Тест на усвоение темы "Не с существительными".

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1)Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2)Полная (не)лепица.

2)Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1)Прилив (не)нависти.

2)(Не)знание предмета.

3)Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1)Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2)Говорить (не)правду некрасиво.

3)Говорить (не)правду, а ложь.

А 4. Не с существительными пишется раздельно.

1)(Не)везение преследовало меня.

2)(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3)(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

А 5. Не с существительными пишется раздельно.

1)Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2)Сила с (не)правдою не уживаются.

3)Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Слайд 13. Ключ к тесту

А 1 – 2); А 2 – 2); А 3 – 3); А 4 – 2); А 5 – 3)



Слайд 13. Оцените себя.

Круг - ничего не понял.

Квадрат - хорошо.

Треугольник – средне.

Пятиугольник –отлично.

Звёздочка – замечательно.


УУД осознать личностный смысл учения;

-закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность









Тест на слайдах.

5. Задание на дом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Упр. 291 или найти примеры пословиц и поговорок , в которых встречается изученная орфограмма.



УУД- уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!