Беседа. Запись темы в тетрадь. Постановка задач.
Знаю Умею Чему хочу научиться
1)Озвучивают алгоритмы написания не с существительными, показывают различные виды алгоритмов. 2) Индивидуальные задания.
3. Выполнение практических работ.
Учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимопроверка | А сейчас посмотрите на доску и прочитайте предложение. (Учитель читает запись на доске) -Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека. -Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним? Какие слова в этой фразе являются ключевыми? -А какая орфограмма нам встретилась в первой половине предложения? (Не с глаголами) -Как пишется не с глаголами? Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ? (В теме сегодняшнего урока) Учащиеся записывают в тетрадь тему урока Что из темы нашего урока вы знаете? (Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении) А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни? Проверка дом. Задания. - Иными словами, вы не хотите быть невеждами. Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.
- А что будем сегодня на уроке узнавать? Практические задания: №1. Работа в парах. Проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Объясните орфограмму № 32. Определите темы пословиц.
Ученье без уменья | | не закрывай глаза на его (не) достатки. | Признавать достоинства друга, | (не) праздность, а труд. | (Не) былица | на гнилых ногах ходит. | Пишут (не) пером, | (не) польза, а беда. | Мы ценим и любим | а умом. | | | | Какие знания о правописании не с существительным помогли вам выполнить данное упражнение.
№2 Распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не с входящими в них существительными. Осенняя (не)погода; настоящий (не)ряха; (не)веселье, а грусть; чернильница-(не)проливайка; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение. № 3 Лингвистическая задача. (Устно) Выберите примеры раздельного написания не с сущ. а) (Не)грамотность - признак некультурного человека. б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство. а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик. б) (Не)друг не посочувствует. а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость. б) (Не)счастье спутало все наши планы. Работа в группах №1 Задание: перепишите, раскрывая скобки. (Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда. №2 группаИгра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не. Низкий урожай- Отсутствие внимания- Недостаток организованности- Отсутствие самостоятельности- Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств- Слабое здоровье- Невоспитанный человек- Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – Недоучившийся, малограмотный человек- Неуклюжий, неловкий человек – №3 группаТворческое задание. Работаем в парах. Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц. А)Всякая …-грех. Б)Ученье- свет, а…..тьма. В)Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит. Г)Верь……, а правде. Д)……..портит беседу. Е)Видно…. по грязной рубахе Ж)… …..- враг самому себе. Озвучивание результатов, подведение итогов работы группы, оценивание в листах
| Презентация с дополнит. материалом и заданиями. УУД овладеть логическим действием обобщения; - уметь строить рассуждения на основе известных понятий.
УУД - умение осозновать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; -понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; -готовность слушать собеседника и вести диалог; -уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; - уметь использовать алгоритм
УУД Уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний; -Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -готовность слушать собеседника; - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
Индивидуальные задания: 1) невежа, невежда толковый словарь. 2) сказка собственного сочинения о правописании не с сущ.
Физминутка
3 группы |
Дети выписывают только ответы, потом сверяем с ключами, выставление оценок | Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека. Рефлексия. Тест на усвоение темы "Не с существительными". А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не. 1)Мешала (не)погода, а другие обстоятельства. 2)Полная (не)лепица. 2)Причины (не)успеваемости. А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением. 1)Прилив (не)нависти. 2)(Не)знание предмета. 3)Жизнь красна (не)днями, а делами. А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. 1)Видно (не)ряху по грязной рубахе. 2)Говорить (не)правду некрасиво. 3)Говорить (не)правду, а ложь. А 4. Не с существительными пишется раздельно. 1)(Не)везение преследовало меня. 2)(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3)(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. А 5. Не с существительными пишется раздельно. 1)Учение - красота, а (не)учение - слепота. 2)Сила с (не)правдою не уживаются. 3)Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. Слайд 13. Ключ к тесту А 1 – 2); А 2 – 2); А 3 – 3); А 4 – 2); А 5 – 3)
Слайд 13. Оцените себя. Круг - ничего не понял. Квадрат - хорошо. Треугольник – средне. Пятиугольник –отлично. Звёздочка – замечательно. | УУД осознать личностный смысл учения; -закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность
Тест на слайдах. |