СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Небольшое эссе о моих впечатлениях от перового года работы в школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первый же год моей работы мне посчастливилось поучаствовать в районном конкурсе "Учитель года", на который я и писала это эссе. Это был первый шаг к моей победе. 

Просмотр содержимого документа
«Небольшое эссе о моих впечатлениях от перового года работы в школе»

Проскурякова Мария Анатольевна,

Учитель истории и обществознания

МОУ Захальской СОШ



ЭССЕ на тему:

МОИ УЧЕНИКИ – МОИ УЧИТЕЛЯ

Я не случайно выбрала эту тему: дело в том, что мой педагогический стаж на данный момент равен половине года – чуть менее трем четвертям. Поэтому я могу с большой долей уверенности сказать, что в данный момент ученики дают мне больше опыта, чем я им – знаний. Это не значит, что полезность моей работы равна нулю. Совсем недавно мне стало понятно, что образование – это как раз та сфера, где я могу принести пользу. И только сейчас понятно стало еще одно: как трудно быть учителем в полном смысле этого слова, как трудно работать на сто процентов.

Поэтому свое эссе я посвящаю не себе – начинающему учителю, а своим ученикам – это они дают мне силы и опыт.

Мой любимый преподаватель сказал мне, что учитель практически всегда ведет себя как всё знающий человек по отношению к ученику. Учитель в школе владеет, таким образом, монополией на истину. С одной стороны – это логично, так как учитель должен знать свой предмет так, чтобы быть готовым к любым поворотам на уроке, к любым вопросам ученика. Учитель в современном мире должен быть также исследователем, заниматься научной работой, постоянно развиваться. Но, с другой стороны, даже занимаясь узкой областью знаний, трудно знать о ней всё. И учитель, который владеет своим предметом, не всегда может одинаково прекрасно ориентироваться во всех его областях (например, историку трудно одинаково хорошо знать и Отечественную и Всемирную историю). Поэтому всегда может возникнуть ситуация, когда учитель просто… не знает ответа на вопрос, не может решить какую-то ситуацию.

Это вовсе не означает, что учитель непрофессионал, не развивается интеллектуально – на самом деле это естественный процесс, общеизвестный факт: нельзя знать все. В такие моменты, когда я на уроке не могу ответить на вопрос ученика, я вспоминаю слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю. Но некоторые не знают даже этого».

Данный факт можно проиллюстрировать конкретным примером из моей жизни. Учащиеся часто сами рассказывают на уроке такую информацию, которой я не владею: малоизвестные факты из истории, спорные мнения, новости из жизни личностей, которые меня могут мало интересовать. Это меня всегда только радует. Ученики часто ищут другое решение проблемы на основе разных источников и авторов, приводят много примеров, которые я могла не учесть, даже пытаются проверить меня на знание моих предметов. Но я всегда поясняю им, что история и обществознание – это предметы гуманитарные, изучающие человека: в этих науках – сколько людей, столько и мнений. Поэтому можно много спорить и доказывать разные точки зрения, а также отстаивать свое мнение (разумеется, если оно аргументировано – это необходимое условие моих уроков).

Также ученики часто задают очень сложные вопросы, и чем старше они – тем вопросы сложнее. Например, в начале третьей четверти один глобально мыслящий ученик спросил меня о роли и функционировании бирж. Я попыталась объяснить ему, что знаю о них, оговорившись, что это сложная система, которая даже мне не до конца понятна. После мною было предложено приготовить ему доклад о функционировании бирж. Разумеется, этот вопрос не был оставлен мною без внимания – я проконсультировалась с преподавателями-экономистами и уже могла рассказать о биржах больше. Стоит отметить, что я подготовилась в этом вопросе, скорее, в теоретическом плане. Ученик же подошел к своему докладу более творчески: он изучил биржи, на которых можно играть индивидуально, подготовил графики игры на биржах и объяснил механизм их работы. Доклад его был крайне интересен классу, и для меня он оказался крайне информативен.

Но все же, следует признать, что учащиеся учат меня не столько в области знаний, сколько в области взаимоотношений.

С самых первых своих уроков я поняла, что преподавание - это то, что учит меня быть счастливой. Еще на первой практике, два года назад, я увидела, как раскрываются ученики, если видят хорошее отношение к себе. На уроках и классных часах мы с шестиклассниками говорили о важности каждого ученика в классе. Я пыталась задействовать в работе всех учеников, у меня это почти получилось. Это научило меня быть внимательной ко всем детям.

На второй практике я взяла учеников того же класса – они стали уже семиклассниками. Я увидела, как выросли они за год, увидела как те, кто год назад боялся сказать на уроках слово – они стали капитанами в командах и активистами на моих уроках. Это научило меня гордиться моими учениками, даже если они были ими всего два месяца. Когда я вижу их на улице, когда они здороваются со мной – мне кажется, что это родные мне люди и если будет нужно, я всегда приду им на помощь.

В старшем классе на моей второй практике был ученик, который прогуливал много занятий, в том числе и несколько моих уроков истории. Однажды он остался и довольно активно поработал на уроке истории, после мы побеседовали с ним о его учебе, его интересах. Он раскрылся мне. И каково же было мое удивление, когда он позвонил мне и спросил, нельзя ли ему приготовить доклад, и какую тему я ему могу предложить. Чувство, которое я испытала при этом было больше, чем чувство влюбленности – я научилась любить свою работу.

Первого сентября этого учебного года я вышла на работу, чтобы познакомиться со школой, которую не знала, чтобы увидеть своих детей, которых ни разу не встречала. Я познакомилась с пятиклассниками, для которых стала классным руководителем. Мой страх перед классным руководством трудно описать: как могу я, молодой и неопытный учитель, по-настоящему помочь в воспитании этих детей? Могу ли я научить их чему-нибудь? Принесу ли я им пользу, или только вред? Эти вопросы теснились в моей голове, и два раза я хотела отказаться от классного руководства. Хотя еще вечером первого сентября поняла, что не смогу объяснить этим детям, почему отказалась от них.

Сейчас прихожу в ужас от мысли, что пятиклассники могли бы быть не моими детьми. От них всегда больше всего шума и нарушений на переменах: они активные, громкоголосые, они бегут обниматься, когда видят меня, они пишут мне объяснения в любви на доске, пока я не в кабинете. На моих уроках они занимаются лучше, чем на всех остальных, хотя я не делаю им поблажек – я требую с них больше. Потому что я люблю их очень сильно. Они научили меня любить детей, любить учеников. Как же плохо становится мне, когда я строга к ним. Но они не обижаются на меня, наверное, они тоже любят меня.

Когда я захожу в класс к старшеклассникам, они видят во мне сверстницу, они доверяют мне: говорят больше, чем старшим учителям. Я ценю это. Я ценю их и всегда на их стороне. Наши уроки проходят легко и весело, потому что мы – одно поколение, мы понимаем друг друга, у нас есть общие интересы. Иногда они забывают, что я учитель и могут позволить больше, чем следует. Но всегда они остаются людьми – понимающими, открытыми, иногда вредными, но всегда добродушными и веселыми. Юмор придает нам сил, упорство помогает преодолевать многие препятствия. Я тоже была подростком и понимаю их, понимаю, как им тяжело определиться, стать по-настоящему взрослыми, но сохранить детскую доброту. Они научили меня понимать. Понимать любого, если пройти его путь, всего несколько шагов.

Мои ученики многому меня научили. Впереди еще много учеников, которые будут преподавать мне новые жизненные уроки. Все мои дети научили меня видеть смысл – в моей жизни, труде, в преподавании и воспитании, в общении. Они научили меня радоваться каждому успешному уроку, каждому моменту раскрытия истины – пусть совсем малой, каждой минутой открытого общения с совершенно любым учеником, когда он доверил самое сокровенное. Они научил меня работать над собой ежечасно, думать о каждом своем шаге и жесте, о каждом слове. Они дали мне самое бесценное в этой жизни - опыт.

Но самое главное, чему они меня научили – это верить. Верить в каждого своего ученика. Каждый из них – особенный, каждый имеет право быть понятым, выслушанным. Надо только ждать. Одни раскроются сразу – у них слишком мало комплексов, другие раскроются позже – им нужно узнать меня поближе, узнать, можно ли мне доверять. И только самая малая часть придет последней – им трудно довериться кому-то, наверное, их придавали. Главное дождаться их, не давить и не лезть на рожон, и не упустить момент. Когда я вижу такого ученика, я говорю себе «Я тебя завоюю». Я научилась ждать, и они приходят ко мне со своей душой нараспашку. Они оказываются самыми верными друзьями, самыми понимающими. Я верю, что ко мне придут те, кого я еще жду, те, кто учит меня терпению. Я обязательно выслушаю их и помогу, только при одной условии: если они этого захотят.

Главное, чем может помочь учитель – это словом, ибо «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…».

Мне еще нужно научиться спасать – словом, делом. Спасать своих учеников, если им нужна помощь. Надеюсь, что для этого у меня еще вся жизнь впереди, жизнь, в процессе которой, мои ученики еще многому меня научат.