СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя русского языка. День четвертый и пятый.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

День четвертый приглашает девятиклассников заглянуть "за кулисы" названия МХАТа. Пятый же день, который подведет итог недели, объединит участников с 8 по 11 класс. Таким образом неделя расчитана на учащихся этих классов.

Просмотр содержимого документа
«Неделя русского языка. День четвертый и пятый.»

Кияница Наталья Анатольевна

Любимая тема. Любимый предмет.

Номинация «За рамками урока»

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

Меткое московское слово


День четвертый

Московский Художественный

Вид мероприятия: презентация театра с элементами повторения понятия аббревиатура.

Оборудование: экран, медиапроектор, компьютер.

Использованный материал: ресурсы интернета,

Вестник Олимпиады «Светозар» № 10.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня вы познакомитесь с историей слов, тесно связанных с жизнью и культурными традициями Москвы.


Пояснительная записка: Презентация создана средствами Microsoft PowerPoint-2003. Слайды сменяются «по щелчку» для того, чтобы учитель успевал читать текст, а учащиеся могли рассмотреть использованные иллюстрации и сделать необходимые пометки в тетради. Внутри слайда отдельные составляющие его элементы появляются автоматически с применением средств анимации. Музыкальное сопровождение не применялось, чтобы не отвлекать внимание учеников от текста, составляющего основу презентации. Все слова, на которые следует обратить внимание девятиклассников, выделены либо полужирным шрифтом, либо цветом.

Так же, как в заключение каждого из предыдущих мероприятий, в конце презентации дается творческое домашнее задание, на выполнение которого можно отвести две-три недели. Задание может выполняться как отдельными учащимися, так и группой.


День пятый

Ура! Капустник!

Вид мероприятия: весёлое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на местные темы.

Оборудование: экран, медиапроектор, компьютер.

Использованный материал: ресурсы интернета,

Вестник Олимпиады «Светозар» № 5.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы закрываем Неделю русского языка, подводим промежуточные итоги. Окончательный итог мы подведем через 2-3 недели, когда будут сданы и проверены творческие работы всех, кто с пользой провел с нами эти дни. Ну, а сегодня у нас КАПУСТНИК! Будем веселиться! А для начала вспомним, что рассказал нам «Светозар» об этом «хохочущем» слове.

Ведущая: О рождении особого московского слова в литературной и театральной среде Москвы начала двадцатого столетия поведала нам статья «Что такое "капустник"?»

Ведущий: Между героями рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» происходит диалог, где упоминается слово, ставшее ещё одной приметой Москвы начала прошлого века.

Ведущая: Заезжайте ко мне завтра вечером не раньше десяти. Завтра «капустник» Художественного театра.

Ведущий: Так что?.. Вы хотите поехать на этот «капустник»?

Ведущая: Слово «капустник» взято в рассказе в кавычки, значит, оно ещё не было общеизвестным, было новым и для героев рассказа и для читателей. Сегодня же уже никому не надо объяснять, что капустник – это весёлое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на местные темы. Именно такое значение этого слова и связано с Москвой начала XX века. Как же это произошло?

Ведущий: Издавна во Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Казанской губерниях, на Урале, в Сибири капустником, или капусткой, называли рубку капусты для засолки «помочью», то есть с приглашением в помощь хозяевам соседей и односельчан, а также вечеринку для рубивших капусту после окончания работы.

Ведущая: Во второй половине XIX века это слово пришло в актёрскую среду, но уже с другим значением: на профессиональном жаргоне артистов капустником стали называть пирушку по случаю окончания зимнего сезона, для которой специально выпекался огромный пирог с капустой, и каждому от этого пирога обязательно доставался кусочек.

На сцене появляются повара из спектакля о московских кулинарных изысках.

Они выносят большой пирог с капустой.

В конце вечера каждый из присутствующих получает кусочек этого пирога.

Ведущий: В 1900-е годы в Художественном театре, одном из самых любимых и популярных театров в Москве, артисты для себя и своих друзей устраивали вечера, на которых исполнялись пародии и шутки. Эти вечера также получили название капустников. Затем на капустники стали приглашать публику.

Ведущая: Итак, слово капустник в его современном значении родилось в Москве, в Камергерском переулке, в Художественном театре, приблизительно в начале 1910 года. Значит, его можно считать вполне московским.

Ведущий: Вот теперь, повторив историю возникновения слова, мы начинаем собственно наш КАПУСТНИК!..


Пояснительная записка: Уважаемые коллеги! Дальше я предлагаю вам самостоятельно составить программу школьного капустника, в котором весь акцент должен быть сделан на веселые стихи, песни, танцы, частушки, сценки о русском языке. Каждый класс может подготовить один-два номера. Материал для этого всегда можно найти в книгах и интернете. Главное, чтобы было весело и интересно!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!