Занятие по программе «Здоровье»
на тему: «Негативное влияние телевидения, рекламы на здоровье подростков»
Цели: 1. Ознакомить учащихся с негативным воздействием телевидения, рекламы на физическое и психическое здоровье подростков.
2. Формировать у подростков осознанное отношение к собственному здоровью.
Оборудование: м/м презентация «Кто для тебя компьютер», анкета.
Ход занятия:
Приветствие.
Организационный момент:
- Как меня слышит …? (обращение к нескольким учащимся)
- Какая тема нашего занятия? Спроси у …
- …, как ты думаешь, может телевидение и реклама оказывать негативное влияние на ваше здоровье?
III. Знакомство с планом беседы:
- Прочитайте план занятия.
План: 1. Просмотр фильма (презентации).
2. Комплекс проблем, связанных с телевидением.
3. Негативное воздействием телевидения, рекламы на физическое и психическое здоровье подростков.
- Какой 1 пункт плана? Скажи, …
- Что будем делать по второму пункту плана? Узнай у …,
Просмотр м/м презентация «Влияние телевидения и рекламы на подростков»
Проблемы, связанные с телевидением.
Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.
От телевидения мы получаем более 90% информации.
Телевидение позволяет нам не выходя из дома приобщаться и удивительному разнообразию жизни, перемещаться в любую точку планеты, выбирать из множества программ ту, что нам нравится.
В тоже время, по данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.
И в связи с этим обозначился комплекс проблем, которые стали особенно острыми:
усиление воздействия рекламы на воспитание личности.
вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.
вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
Негативное влияние телевидения и рекламы на здоровье подростка.
Получая огромный поток информации и не имея возможности повлиять на происходящие события, телезрители привыкают относиться к фактам «спокойно», рождается невосприимчивость к сообщениям. Это ведет к снижению гражданских чувств.
Телевизионные программы переполнены показом преступлений, демонстрацией грубой силы. Как показали исследования, просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит к усилению проявлений жестокости в поведении детей всех возрастов.
Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко ведут к росту преступности. Подростки объединяются в группы и копируют поведение киногероев.
Грубые и жестокие развлечения делают людей равнодушными и бессердечными.
Далее, как показали исследования, чем больше дети смотрят телевизор, тем у них ниже коэффициент интеллекта, менее развиты воображение и творческий потенциал, и ниже успеваемость в школе.
Еще одна проблема, связанная с телевидением — неправильное питание: чем больше ребенок смотрит телевизор, тем меньше он двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться, это в свою очередь приводит к ожирению и другим неприятностям.
Влияние рекламы на детей.
Маркетинг, ориентированный на детей, – не новое явление, однако сегодня оно имеет более широкий размах, чем когда-либо. По подсчётам аналитиков, общий объём российского рынка детских товаров и услуг колеблется от 4 до 7 миллиардов долларов.
По мнению многих исследователей, современные дети стали самой лакомой аудиторией для маркетологов, потому что они приобрели большую покупательскую способность, а также большее влияние на своих родителей, по сравнению с предыдущим поколением. Третья причина, по которой рекламодатели обращают пристальное внимание на детей, очевидна: с будущими взрослыми покупателями надо работать уже сегодня.
А вот, что думают родители, педагоги и психологи по поводу рекламы, адресованной детям и использующей образы детей (это далеко не полный список претензий):
– реклама заставляет детей желать вещи, которые не могут себе позволить их родители, тем самым провоцируя комплекс неполноценности;
– под влиянием рекламы ребёнок выклянчивает желанную вещь у родителей;
– реклама сладких газированных напитков и других продуктов с повышенным содержанием сахара, соли и жиров развивает привычку к нездоровому питанию;
– иногда в рекламе детские персонажи показаны в небезопасных ситуациях или совершают опасные действия, которые дети могут имитировать в жизни. Некоторые ролики откровенно иллюстрируют «вредные советы». Например, предприимчивый мальчишка приближается к гриппующему другу и просит чихнуть на него, чтобы заболеть и не пойти на контрольную (реклама противовирусного препарата, который давала ему заботливая мама. В результате герою ролика так и не удаётся подхватить грипп). И, несмотря на надписи «Не повторять» или, как в другом ролике, – «Трюк выполнен профессионалами», реклама уже сделала своё дело, и обязательно найдутся ребята, которые попробуют проделать то же самое в жизни.
Производители товаров эксплуатируют извечную подростковую неуверенность в себе, заставляя их верить, что для того, чтобы стать «крутым», нужно купить их товар.
Как защититься от рекламы?
В нашей стране Федеральный закон о рекламе содержит статью № 6, посвящённую защите несовершеннолетних. Думаю, будет полезно её напомнить.
«В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искажённого представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) приуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью».
Реклама оказывает огромное влияние на рост правонарушений совершаемых подростками. Реклама провоцирует человека на покупку, или на приобретение товара иным (преступным) способом. Реклама оказывает влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т.д. Реклама, которая пропагандирует обладание материальными \"статусными\" вещами, ведет к росту уличной преступности.
Реклама сегодня прочно вошла в нашу жизнь. Реклама благодаря использованию социально-психологических механизмов, повторяемости, убедительности, запоминаемости, эмоциональности оказывает на подростков эффект внушения, заражения и подражания в большей степени, чем на другие возрастные группы.
Реклама - это инструмент манипулирования человеком с целью получения прибыли.
VII. Групповая рефлексия.
- …, как ты думаешь, что необходимо сделать, чтобы снизить негативное влияние телевидения, рекламы?
-Как думаешь ты, … ?
- Что ты, … , можешь добавить?
(смотреть телевизор не более двух часов, больше смотреть познавательные телепередачи, такие как «Умники и умницы», «Discavery”, помнить, что реклама-это инструмент манипулирования человеком с целью получения прибыли, что не каждой рекламе следует верить).
VIII. Словарь, РСВ.
Чем больше дети смотрят телевизор, тем у них ниже коэффициент интеллекта, менее развиты воображение и творческий потенциал, и ниже успеваемость в школе.
Реклама - это инструмент манипулирования человеком с целью получения прибыли.
Работа в тетрадях.
Записывается тема занятия.
Словарь.
Вклеивается более подробная информация о негативном влиянии телевидения и рекламы на здоровье подростка.
4