СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Немец в валенках". К.Воробьев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку литературы в 6 классе по книге "Вокруг тебя-мир..."

Просмотр содержимого документа
«"Немец в валенках". К.Воробьев»

К УРОКУ ПО РАССКАЗУ  К. ВОРОБЬЕВА

К УРОКУ ПО РАССКАЗУ К. ВОРОБЬЕВА "НЕМЕЦ В ВАЛЕНКАХ"

«Вокруг тебя-мир…». 6 класс

Цели:   общие - подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно; что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни и гуманное обращение; частная - обратить внимание на роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

Цели:

  • общие - подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно; что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни и гуманное обращение;
  • частная - обратить внимание на роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

Вступительное слово учителя

  • Сегодня на уроке мы поговорим о рассказе "Немец в валенках" писателя-фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975). Непросто складывалась его военная судьба: писатель пережил трагические дни начала Великой Отечественной войны, принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, дважды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом... Рассказ "Немец в валенках" был написан в 1966 году. В основу его положен реальный факт из лагерной жизни. (Не в этот момент, а уже после чтения и обсуждения рассказа можно сообщить ученикам, что и в самом деле в Саласпилсе в лагере для военнопленных встретился Воробьеву такой охранник и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к Воробьеву сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты.) Писатель прошел многие лагеря для военнопленных: в Клину, потом смоленский, каунасский, саласпилский и шауляйский. (Для учителя, готовящегося к проведению урока по этому рассказу, важно будет обратить внимание на то, что в целом сюжет рассказа подчинен художественному замыслу: показать сложные взаимоотношения не только между пленными и их охранниками, но и между самими пленными. В реальности, по словам писателя, в плену все было гораздо страшнее описанного им в повести "Это мы, Господи!": предательство за баланду, безумие, людоедство. Вместе с тем в этом кошмаре были случаи и мужества, и героизма.)

Аналитическая работа по тексту:

  • ****Вслушайтесь в название рассказа - "Немец в валенках". Удивило ли вас что-нибудь в нем?
  • 1. Интересно ли было слушать рассказ? Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему? (Возможно, ученики назовут тот момент, когда пленный решил, что его поведут на расстрел, или же момент, когда в дверях барака показался Вилли Броде, конвоируемый офицерами из комендатуры.)
  • 2. Чем любопытна внешность Вилли? ("Он был... рыжий, как подсолнух, и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот...") Обратите внимание на сравнения "как подсолнух" и "как деревенский кот". Если бы вместо них вы услышали другие -"рыжий, как огонь, как апельсин, ступал, как дикая кошка, как тигр на охоте" - повлияло бы это на ваше восприятие Вилли Броде?
  • 3. Как поначалу восприняли этого охранника пленные? Почему пленных раздражали "сибирские валенки с обрезанными голенищами"? (Пленные понимали, что новый охранник воевал под Москвой - а это зима 1941-го года, - где немецкая армия потерпела поражение. Значит, перед пленными был не новичок, а бывалый солдат, который уцелел в страшной битве, а значит, мог быть озлобленным, особенно жестоким, мстительным.) Как автор передает враждебность и холодность, царящие в бараке по отношению к новому охраннику?

Работа по тексту

  • 4. "И мало ли что он теперь задумал..." Ничего хорошего не ждут пленные, хотя, кажется, хуже уже некуда. Как автор называет обитателей барака? (Доходяги.) Что обозначает это слово? До какого состояния доведены пленные? Отвечая на этот вопрос, обратитесь к тексту рассказа. Что было необычного в том, что охранник, выбравший из всего барака того, от чьего лица ведется повествование, просто поговорил с ним и отпустил? (Важно, чтобы мимо внимания детей не прошел тот факт, что в этом бараке были собраны те, кто уже пытался бежать, то есть к обитателям этого брака было особо жестокое отношение: им даже не давали воды.)
  • 5. Проследите этапы сближения двух главных героев рассказа (Можно выстроить "цепочку", "звенья" которой лучше записывать на доске. Со стороны охранника: брезгливость-неверие-удивление, растерянность - протянутая сигарета-интерес, как бы надежда на что-то тайное для него - общая боль в ногах - оценивающий взгляд. Со стороны рассказчика: ожидание удара - выкуренная сигарета -все равно раздражение и ожидание только плохого.) Найдите в тексте рассказа доказательства того, что рассказчик в какой-то момент начал воспринимать Вилли Броде одновременно и как врага, и как человека, такого же, как он, солдата.
Работа по тексту 6. Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход? Как вы считаете: важно для человека вообще, как к нему обращаются? А для пленного? Знаете ли вы, как обычно вызывали, выкликали военнопленных в лагерях в период второй мировой войны? (Пленные вызывались, выкликались по присвоенным им регистрационным номерам.) Какое еще сравнение, с трудом сочетающееся с образом врага, употребляет рассказчик? (Сравнение с одуванчиком - теплым весенним цветком, который растет

Работа по тексту

  • 6. Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход? Как вы считаете: важно для человека вообще, как к нему обращаются? А для пленного? Знаете ли вы, как обычно вызывали, выкликали военнопленных в лагерях в период второй мировой войны? (Пленные вызывались, выкликались по присвоенным им регистрационным номерам.) Какое еще сравнение, с трудом сочетающееся с образом врага, употребляет рассказчик? (Сравнение с одуванчиком - теплым весенним цветком, который растет "в запретной черте... лагеря". Автор-рассказчик словно смягчает облик врага, тем самым отказываясь от принятых в течение длительного времени в отечественной литературе стереотипов.)
  • 7. Ожидали ли вы, исходя из логики раскрытия характера Вилли Броде, что он принесет хлеб? Как автор описывает протянутый охранником хлеб? ("...невесомую важность хлеба, его скрыто-живую телесную теплоту".) Что для заключенных этого особого барака означала "скрыто-телесная теплота" хлеба?
Работа по тексту 8. Что позволило охраннику лагеря увидеть в некоем абстрактном пленном с присвоенным порядковым номером - человека? (Бросившаяся в глаза деталь -обмороженные ноги - позволила соотнести свои ощущения от испытываемых физических страданий с аналогичными ощущениями другого.) Проследите

Работа по тексту

  • 8. Что позволило охраннику лагеря увидеть в некоем абстрактном пленном с присвоенным порядковым номером - человека? (Бросившаяся в глаза деталь -обмороженные ноги - позволила соотнести свои ощущения от испытываемых физических страданий с аналогичными ощущениями другого.) Проследите "цепочку" дальнейшего сближения двух главных героев рассказа. (Со стороны охранника: вызвал по имени - крадучись и опасливо достал хлеб - обиженно - ожидающе смотрел - разговор о возрасте. Со стороны рассказчика: желание ударитъ - недоумение и волнение -показное равнодушие, обман - плохой стрелок... Одинаковое преодоление боли обмороженных ног, вши - они оба солдаты, знающие тяготы солдатского быта.)
  • 9. Как вы воспринимаете финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе? Чем объясняется такое ваше настроение? Сочувствуете ли вы Вилли Броде?
  • Хотелось бы вам, так же как и главному герою рассказа, чтобы "немец в валенках" дожил до наших дней? Почему?

Обращение с военнопленными (Третья Женевская конвенция 1949 г., Первый Дополнительный протокол 1977 г.)

  • Запрещается отдавать приказ никого не щадить.
  • Запрещается нападение на противника, вышедшего из строя, сдавшегося в плен или выражающего намерение сдаться в плен.
  • Военнопленные имеют право на гуманное обращение без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. Запрещается посягательство на их жизнь и здоровье, запрещается посягательство на их человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение.
  • Военнопленные находятся во власти стороны противника, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.
  • Военнопленные при допросе обязаны сообщить свою фамилию, имя, возраст, звание и личный номер. Но их нельзя принуждать к предоставлению каких-либо других сведений.
  • Держащая в плену держава обязана бесплатно обеспечить военнопленных достаточным по количеству и качеству рационом питания и одеждой.
  • Условия размещения военнопленных должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы.
  • От военнопленных, за исключением офицеров, можно потребовать выполнения некоторых работ и в условиях, по крайней мере не уступающих условиям работы граждан держащей в плену державы. Однако они не должны принуждаться к деятельности военного характера, а также к опасным для здоровья или унизительным работам.
  • С самого начала плена военнопленные должны получить возможность поставить в известность о своем положении семью. Они могут вести регулярную переписку со своими семьями, получать посылки, а также пользоваться духовной поддержкой священнослужителей их вероисповедания.
  • По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы.
Самостоятельная работа Соответствуют ли действия Вилли Броде по отношению к военнопленным гуманистическому духу Женевских конвенций? В чем это проявляется? Дайте развернутый письменный ответ.

Самостоятельная работа

  • Соответствуют ли действия Вилли Броде по отношению к военнопленным гуманистическому духу Женевских конвенций? В чем это проявляется? Дайте развернутый письменный ответ.
Выводы   Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.

Выводы

  • Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.
  • "Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать"'- так говорил великий русский полководец А. Суворов.
  • Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права.
  • Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех невоюющих, где бы они ни находились: на суше, на море, в воздухе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!