СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость развития основ безопасности жизнедеятельности в школе глухих

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость развития ОБЖ в школе глухих и слабослышащих.

Развитие речи глухих школьников на уроках ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Необходимость развития основ безопасности жизнедеятельности в школе глухих»



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Анжеро-Судженского городского округа «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №18 I-II видов»











НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

Методическая разработка










Исполнитель:

Худякова Ирина Ильинична,

учитель ОБЖ






















Анжеро-Судженск

2014

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЖ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ 4

3.ЦЕЛИ КУРСА ОБЖ. 6

4.РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ 7

5.ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ. 10

6.ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБЖ. 12

7.ТСО НА УРОКАХ ОБЖ. 13

8.НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЖ. 14

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

ЛИТЕРАТУРА 26














































1. ВВЕДЕНИЕ

Отечественной сурдопедагогикой пройден большой путь развития, на ее счету важные завоевания, свидетельством которых служит успешный труд выпускников школы на производстве, возрастающее число глухих, продолжающих обучаться в техникумах, ВУЗах.

Исследование интенсификации учебного процесса в школе глухих, является логическим продолжением работы по перестройке системы обучения в школе глухих, начатой в 50-х годах. Так, разработка под руководством доктора педагогических наук, профессора С.А. Зыкова системы обучения глухих детей языку по принципу формирование речевого обучения являлось чрезвычайно важным этапом в развитии сурдопедагогики, и заложила основы совершенствования процесса обучения неслышащих детей. В 60-е годы под руководством С.А. Зыкова разрабатывается новая дидактическая система, в основе которой лежит широкое применение использование предметно-практической деятельности.

Эти разработки основывались на таких важных положениях науки, как «компенсация через развитие ребенка».

Исследование сотрудников сектора обучения и воспитания глухих детей, выполненные в эти годы выявили ее развивающую роль, что послужило основанием для включения ее в учебный процесс в качестве отдельного предмета «Предметно-практическое обучение». В процессе эксперимента выявлена также возможность восприятия глухими школьниками на слух (с помощью слуховых аппаратов) элементов музыки, что раскрывает новые возможности эстетического воспитания глухих детей. В учебный план специальных школ для глухих детей введены новые учебные дисциплины - музыкально-ритмические занятия и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и успешной речи глухих школьников.

По этим разделам созданы оригинальные программы, разработаны методики.

С 1986 - 1987 учебного года начали новый эксперимент по формированию ритмико-интонационной стороны речи с использованием элементов фонетической ритмики. Полученные предварительные результаты обнадеживают. В процессе эксперимента у глухих детей удается сформировать модулированную устную речь, близкую к звучанию и естественной.

Мы, учителя, развивая речь школьников, их познавательную деятельность, не должны обходить многие насущные социальные вопросы бытия. Стала очевидна необходимость подготовки учащихся к безопасному поведению в новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, доступно обозначилась необходимость пересмотра ориентиров самого характера жизнедеятельности людей. Неслышащий подросток должен иметь возможность выстроить свою картину мира, в котором есть место для него. И в ходе учебно-воспитательного процесса в школе, глухой ребенок может получить соответствующую информацию, организовать обсуждение вопросов, которые волнуют сегодня все цивилизованное общество.



2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЖ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

Наиболее результативное решение возникающих задач достигается через общее образование: детям и подросткам легче прививать мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Поэтому был создан специальный школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс предназначен для воспитания, как было образно определено, «личности безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с

современными проблемами жизни и жизнедеятельности человека, осознающий их исключительную важность, стремящийся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального курса (предмета) введены в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года. В учебный план специальных школ города Анжеро-Судженска, в том числе и школы глухих и слабослышащих детей предмет ОБЖ был введен с I сентября 1994г.в настоящее время не созданы программы по ОБЖ для специальных школ, в том числе и школе для глухих детей. И приходится использовать в своей работе весь тот материал по обеспечению безопасности личности, разработки и учебники, дидактические технологии и учебно-методические пособия, которые собраны и систематизированы для общеобразовательных школ. Вся учебно-воспитательная работа в нашей школе подчинена решению проблемы развития и совершенствования системы обучения и воспитания глухих школьников в целях определения оптимальных условий для получения ими качественных знаний по всем предметам, в том числе и по ОБЖ. Необходимость развития «Основ безопасности жизнедеятельности» определяются известным возникновением новой ситуации в мире и стране. Мировое сообщество осознало, что в XXI веке человечество входит в период грандиозных социальных, технических и культурных перемен. Жизнедеятельность человека обусловила появление глобальных проблем угрозы экологической катастрофы от технической деградации природной среды, с одной стороны, и угрозы планетарной катастрофы от демографического взрыва и междоусобной борьбы народов за ресурсы и за выживание с использованием оружия геологической мощности, с другой.

Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких (чему посвящен имеющийся курс ОБЖ).

Необходимость системного представления учащимися новой ситуации в мире, направленного на выполнение главного условия выживания, требует решительного шага в развитии содержания.

Внесение в курс ОБЖ всесторонности рассмотрения вопросов безопасности, общества, государства, человечества, которая затрагивает все направления человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до философии бытия, предназначено для формирования целостной мировоззренческой позиции учащихся. Рассмотрение всех этих вопросов может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перспективные связи практически со всеми предметами образовательной программы. Для создания такой образовательной области в соответствии с ее назначением определяемой как «Основы безопасности жизнедеятельности» есть все предпосылки в виде накопленного за прошедшие годы потенциала, а также появившейся после 1991 года документальной и законодательной базы.

3.ЦЕЛИ КУРСА ОБЖ.

В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования, а также целей его гумманизации и демократизации, целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

- Формирование личности «безопасного типа», представляющий тенденции мировой динамики, знающий основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применить эти знания на практике;

- Воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей:

1.Изучение и освоение основ здорового образа жизни.

2.Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и технического характера; изучение и освоение методов и приемов защиты.

3.Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.

4.Содействие воспитанию у учащихся оптимистичного, но прежде всего, активного, деятельного отношения к жизни.

Получения глухими детьми образования цензового уровня, принятого в настоящее время в нашей стране, является одним из гарантов дальнейшей социальной и трудовой адаптации выпускников школ, получения ими профессии. Возможность овладения основным образованием в стенах детской школы обеспечивается действующей в стране системы обучения лиц с нарушениями слуха, которая имеет образовательный, развивающийся, воспитательный и коррекционный характер. Коррекционная направленность обучения, реализуемая через методы, формы, содержание, структуру, принципы обучения, способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей глухих школьников, удовлетворению их образовательных и специальных потребностей.

4.РАЗВИТИЕ РЕЧИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ

В настоящее время школы для глухих детей проходят сложный этап перехода на новую структуру школьного обучения, на новые программы. Все мероприятия по обновлению процесса обучения глухих детей направлены на достижения главной задачи - обеспечить оптимальные условия для обучения и воспитания всех групп неслышащих детей, имеющих сохранный интеллект, для достижения достигнутого ими уровня образования в минимальные сроки.

Обучение глухих детей языку строится на основе формирования речевого общения и организацией работы по развитию слухового восприятия. И большие возможности для развития речи, формирования словаря, коррекции дефекта, формирования познавательных интересов у глухих школьников дают уроки ОБЖ.

Формирования словаря глухих школьников предполагает систематическую работу по ознакомлению со словами, раскрытия и конкретизацию их значения в процессе использования в различных речевых ситуациях и контекстах.

При работе над любой темой учитель должен подобрать речевой материал так, чтобы значения слов не выступали изолированно, а

усваивались системно. Разумеется, подбор слов и учет объединяющих их связей зависит, прежде всего, от этапа обучения, тематических занятий, индивидуальных речевых возможностей детей.

Так планируется занятие по теме «Домашние животные и меры безопасности при обращении и уходе за ними» учитель может подобрать речевой материал следующим образом:

- Бык, баран, лошадь, собака, попугай;

- Летать, бегать, лаять, клевать, кусать, кормить, заботиться, есть;

- Ухаживать, бояться, испугаться, полезный, добрый, сено, зерно, злой.

Проанализировав данный речевой материал, можно заметить, что слова связаны различными типами связей. Здесь есть слова - названия животных, слова, обозначающие совершаемые ими действия, их признаки. В словарь включены слова, отражающие видородовые отношения (бык, лошадь, баран - животные), слова конверсии, связанные обратными отношениями (кормить - есть), антонимы (добрый - злой), а также слова, которые в данном контексте выступают как синонимы (заботиться, кормить).

На каждом последующем этапе обучения не только возрастает объем словаря, но и усложняется состав лексического материла с учетом анализирующей и обобщающей функции значения, возрастает количество связей, которыми связаны значения слов, входящих в данную тематическую группу.

Для объяснения незнакомых слов в младших и средних классах, кроме включения детей в практические действия, используются и такие приемы как:

Показ предмета, обозначающие конкретные вещи (свеча, спички, очки, рогатка, зубная паста, мыло):

Показ картинки, модели, изображающих нужный предмет, объект, явление, которое учащиеся не могут наблюдать непосредственно (вулкан,



землетрясение, шторм) по картинке можно показать и некоторые действия (извержение вулкана, движение лавы, трескается земля);

Подведение частного понятие под общее (например: ожог, перелом, ушиб - это травмы, обочина, кювет, тротуар, проезжая часть - это улица);

Подбор к родовому видовых понятий (например: грибы - маслята, боровик, мухомор) привлечение конкретных примеров из жизни самих школьников для пояснения слов абстрактного значения, обозначающих те или иные качества человека (неряшливый, аккуратный, внимательный, находчивый).

Выбор того или иного приема объяснения слов в каждом определенном случае зависит от ряда причин: от возраста и развития учащихся; от характера самих слов, значения которых надо объяснить; от объема словарного запаса у учащихся данного класса; от состояния грамматических и других условий.

Работа по обогащению словаря, уточнению связей и отношений, существующих между словами, конкретизации лексического значения одних слов с помощью других не предполагает выделения специальных занятий - эти задачи осуществляются и при проведении уроков ОБЖ по любой тематике. Важно подчеркнуть, что расширение словаря по темам, конкретизация видородовых отношений, связей по типу «целое и его часть», усложнение синонимических, антонимических, конверсивных отношений проводится в связи с использованием традиционных видов работы: дидактических игр, описания картинок, работы с текстом и т.д.

Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности входит в общую систему формирования планирующей деятельности. Задача обучения планированию речевого высказывания является формирование у глухих школьников первоначального условия составить план готового текста и соответственно самостоятельного речевого высказывания.

5.ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ.

Обучение планированию готового текста начинается на уроке чтения в II классе, обучение планированию собственного самостоятельного высказывания проходит в основном на уроках развития речи с III класса.

Овладение детьми планированием задача нелегкая, умение составить план дается учащимся не сразу.

Как говорилось выше, обучение планированию начинается в младших классах на уроках чтения, ППО и сюда можно отнести и ОБЖ. Так, знакомясь с вопросами безопасности на воде, можно использовать такие тексты:

Шалить в воде - быть беде!


Ты любишь купаться? - это очень хорошо.


Вода укрепляет здоровье, закаливает организм, доставляет удовольствие.


Но с водой нужно быть осторожным. Не надо шалить на воде, в шутку топить товарищей, цепляться за их ноги. Все это может привести к несчастью.

И ближняя дорога далека бывает. Вот и март. С утра еще подмораживает, а днем уже тепло. Появились лужи, почернели дороги и лед на реке. Петя и Маша всю зиму ходили в школу через реку.

И сегодня они побежали быстро по почерневшему льду. Вдруг возле берега Миша по пояс провалился в реку. Петя не растерялся, подбежал, подал руку и вытащил Мишу. Мальчики во весь дух побежали домой.

Друзья опоздали в этот день в школу, но все кончилось хорошо.

Эти тексты используются при проведении уроков чтения и развития речи. Они не потеряли, совей актуальности, и сослужат добрую службу школьным педагогам и учащимся.


Составление плана не возможно без работы по формированию у детей следующих умений: определять логическую последовательность событий, делить текст на части, выделить главную мысль каждой из них.

Обучение планированию речевого высказывания проходят в курсе ОБЖ при изучении таких разделов, как «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения и защита населения от их последствий» Кемеровская область каждый год подвержена речным наводнениям, которые наносят прямой ущерб, разрушая хозяйственные объекты, вызывают гибель людей и домашних животных. При объяснении нового материала: «Что такое наводнение, классификация наводнений» используется рассказ и беседа. А о том, как действовать при наводнении, какую помощь необходимо оказать в такой ситуации и приемах выживания, используется обучение планированию собственных речевых высказываний.

6.ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБЖ.

Формирование умения планировать связную речь на уроках ОБЖ невозможно рассматривать в отрыве от всей системы работы по развитию речи глухих детей. На протяжении всего курса применяем разнообразные виды работ и методику их проведения. Например, после посещения поисково-спасательной службы г. Анжеро-Судженска учитель предлагает детям рассказать о том, какую технику они видели, какие были спасательные средства, как и чем, оборудованы автомобили, для чего все это используется, в чем заключается работа спасателей. Учитель дает готовый план. Дети читают план, определяют, подходит он в неизмененном виде или нуждается в дополнении, замене некоторых пунктов. После проведения корректировок записывается новый план.



План

1.Что такое ПСС?

2.Когда была образована поисково-спасательная служба в Анжеро- Судженске?

3.Какая техника используется поисково-спасательной службой?

4.Какие спасательные средства ты видел?

5.Какая работа у спасателей?

Готовый план может даваться в записи на доске или на индивидуальных карточках. При составлении связного высказывания на его основе важно обращать внимание учащихся не только на последовательность пунктов плана, но и на их формулировку, для того чтобы приучать детей к отбору основной информации, к выявлению главной мысли каждой части.

Другой вид работы, это составление плана действий при чрезвычайных ситуациях с использованием картинок. Школьники

рассматривают картинку из методического пособия «Стихийные бедствия и определят, что в ней самое главное». Сформулировать основную мысль, отражающую ее содержание, т.е. как ее назвать. Составить самостоятельно план школьникам трудно, они справляются с этим под руководством учителя и в процессе коллективного обсуждения. После обсуждения название записывается на доске. Таким образом, обсуждаются и остальные картинки и составляется план действия при ЧС. Мы применили к слову план - слово алгоритм. И уже на уроках ОБЖ составляем алгоритм действий (приложение 1) в чрезвычайных ситуациях на различные стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение, удар молнии и т.д.).

7.ТСО НА УРОКАХ ОБЖ.

Большие возможности для развития речи глухих детей дают использования компьютера, просмотр видеофильмов.

Сначала в видеотеке нашей школы были два мультика «Тревога в лесу» и «Стихийные бедствия». Их и сейчас учащиеся смотрят с неподдельным интересом. Сегодня в распоряжении учащихся десятки фильмов, в том числе такие, как «Безопасность при пожаре», «безопасность на воде», где рассказывается о том, как вести себя, чтобы н утонуть, «Чрезвычайная ситуация в районе школы», «В случае аварии на АЭС», «Оказание доврачебной помощи пострадавшему», ролики по проблемам наркомании, валеологии, экологии. Они полезны не только подросткам, но и самим преподавателям, поскольку подробно рассказывают алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время, когда персональные компьютеры и электронные игры становятся неотъемлемыми элементами средств обучения, по - видимому будет очень полезно в процессе обучения детей безопасности широко использовать обучающие программы по ОБЖ.

В нашей школе разработан компьютерный урок по теме «Радиация». Содержательная часть урока и соответствующие иллюстрации записаны на компакт-диске. Управляет иллюстрированными материалами компьютер. Иллюстрации показываются на мониторе компьютера, и преподаватель может в любое время прокомментировать занятие, провести опрос и т.д. (приложение №2).

С помощью компьютерных программ можно проводить обучение, индивидуализированное, отобрав те упражнения, которые необходимы каждому конкретному ребенку.

8.НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЖ.

Известно, что в искусстве обучать и воспитывать важно не принуждение, а побуждение. А побуждение к активной познавательной деятельности нуждаются все учащиеся. Серьезная трудность по предмету заключается в том, что школьники не умеют слушать учителя, своих товарищей, а это конечно же, мешает усвоению изучаемого материала. Поэтому основные усилия мы направляем на развитие умения воспринимать изучаемый материал. Этого можно достичь применением наглядного материала различного содержания (книги раскладушки, таблицы, рисунки, памятки тексты, опорные схемы и опорные конспекты). В качестве стимулов для одних можно использовать индивидуальные задания повышенной трудности - работу с дополнительными источниками информации; для других - неизменно доброжелательное общение и индивидуальная помощь в случае затруднения. На уроках ОБЖ применяем различного рода памятки, составленные самими или взятые из тематической литературы.

Несколько примеров таких памяток:

«Опасность в доме»

«Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи».

«Не суй в розетку пальчик – ни девочка, ни мальчик!

Выключай в квартире газ – за газом нужен глаз да глаз.

«Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком!

И не отпирайте тете, если мама на работе!»

Такие памятки используются на многих уроках. Они легко запоминаются. Оформляются красочно. Использование памяток облегчает подачу материала, приучает детей к самостоятельности, вызывает интерес к предмету.

Немаловажную роль в изложении нового материала играет стенд «Сегодня изучаем», где дается перечень умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся, и задания для самопроверки. Эта работа помогает на многих этапах урока: при объяснении любого материала, при закреплении, подведении итогов работы, а так же при обобщении и систематизации материала.

Приведу пример задания, которые предлагались учащимся.

  1. Найдите на рисунках тех, кто неправильно переходит железнодорожные пути. Расскажите, в каких местах можно переходить железнодорожное полотно.

  2. Почему нельзя высовываться из окна электрички?

(тема «железная дорога»)

Или: 1. Чем опасны пожары?

2. Найдите на рисунках к теме все не горящие предметы, и назови их.

(Тема «Потоп»)

В старших классах конкретизированный перечень умений и навыков выглядит по-другому:

  1. Что такое «здоровый образ жизни»?

  2. Рассказать о своем режиме дня.

  3. Какие способы закаливания ты знаешь?

Или:

  1. Что означает герметизация помещения?

  2. Что означает сигнал «Внимание всем»?

  3. Сделать самостоятельно «ватно-марлевую повязку» по плану или по образцу на рисунке.

(Тема «Здоровый образ жизни»)

Одно из главных требований, которое я предъявляю к учащимся, - это умение излагать и аргументировать свою точку зрения. Поэтому на уроках всегда даю возможность высказаться ученику, выслушиваю разные точки зрения и только, потом говорю сама. Не редко при систематизации и обобщении пройденной темы провожу практические занятия, где теория сочетается с практикой, и все это происходит, а игровой форме. На таких уроках использую игру «спрашивайте - отвечаем».

Например, при этой игре одна группа детей готовит вопросы (на карточках) по пройденной теме, другая отвечает на них, а третья - выставляет оценку за вопрос и ответ.

Немаловажна и роль опорных схем или конспектов. Они помогают быстро ухватить главное из рассказа учителя или текста. Опорные схемы (конспекты) существенно экономят время, освобождают от необходимости стирать с доски, значительно облегчают работу ученикам и учителю. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая ее, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объему.

Учащиеся заводят для схем отдельную тетрадь и ведут ее вплоть до окончания школы. На уроке используется образец, изготовленный в крупном масштабе. На доске учитель чертит схему цветными мелками, в то время как учащиеся делают то же самое в тетрадях. Схема должна быть емкой, краткой и яркой.

На лето схемы в целях сохранения собираются учителем и раздаются детям в начале следующего учебного года. Эти схемы всегда находятся на рабочем месте школьника, так как ими приходится постоянно пользоваться при устных ответах, при выполнении практических заданий, во время проверочных работ.

Они бывают, нужны для самопроверок, взаимопроверок и при выполнении самостоятельных работ. Так как каждая схема имеет номер дети хорошо ориентируются в тетрадях со схемами и быстро находят нужную (приложение №3).

Опорные схема материал для активизации речевой деятельности учащихся на базе имеющихся у них знаний и умений. По идее опорные конспекты должны быть на каждую тему урока, согласно существующей программе ОБЖ. Они не подменяют собой содержания урока, но несут в себе основную идею темы, информируют о ее главных моментах. Опорные конспекты учат детей делать, вычленять главное в материале урока, систематизировать основные моменты. В 5- 8 классах дети еще не очень - то ориентируются в теме, даже читая учебник, часто они не могут самостоятельно построить в воображении необходимую схему для того, чтобы усвоить прочитанное. Опорная же схема - учит правильно воспринимать и надолго запоминать нужные сведения, а второстепенные держать, что называется, на втором плане. Например, мы на уроке рассматриваем природу землетрясения или какого - ни будь другого явления. Здесь нам надо обозначить самое главное, его признаки и последствия, потому что частично будут изучать на географии и физике. А дальше мы прорабатываем уже правила поведения человека в данной ситуации. Вот тут-то ученики и находят в опорном конспекте ряд спасательных заповедей правильного поведения в этой ситуации и заучивают их на зубок. Блоки опорных конспектов завершаются сводками новых терминов и понятий, значение которых раскрывается на данном уроке.

При использовании тестирования и кроссвордов на уроках ОБЖ решаются следующие коренные задачи:

повышение интереса к теоретическому материалу, способствовать более прочному запоминанию терминов, используя зрительное непроизвольное восприятие.

Кроссворды включают в себя материал программы по всем темам. Работу можно проводить фронтально и индивидуально, учитывая степень обучения, подготовленности, индивидуальные особенности школьника.

Работа с кроссвордом вызывает неизменный интерес у учащихся и способствует более прочному усвоению теоретического материала, запоминанию и усвоению правильного написания терминов, индивидуальных средств защиты, видов катастроф, стихийных бедствий и т.д.

Частью общего контроля качества знаний является тестирование. По характеру ответов к тестам различают два типа тестовых заданий - тесты с закрытым ответом и тесты с открытым ответом - в последних заданиях отсутствует набор ответов, среди которых нужно найти правильный ответ. Тесты с закрытым ответом имеют набор ответов. Ниже примеры заданий разного типа.

  1. Укажите, на какой свет светофора можно переходить дорогу. 1 балл.

Эталон: зеленый. Ожидаемый ответ. 1 балл, потому что требуется

дать один правильный ответ.

2. Назовите опасные факторы, которым подвергается человек, находящийся около водоема летом в солнечный день, (выберите ответ):

а) Воздействие радиация от солнца;

б) Воздействие низких температур;

в) Воздействие воды, способные вызывать гибель людей из-за

неумения плавать.

г) Воздействие солнечной радиации, способной вызвать солнечный ожог. 2 балла.

Эталон: Тест с закрытым (заданным) ответом; цена 2 балла потому, что в этом задании содержаться два ответа.

Для выявления уровня теоретической подготовки учащихся по курсу ОБЖ для разных уровней контроля (текущего, тематического, рубежного, итогового) применяются блок-тесты. Блок-тесты для итогового контроля знаний учащихся 5-го класса.

1. Название вида городского общественного транспорта (выберите ответ).

А) Оленьи нарты;

Б) Автомобиль;

В) Автобус;

Г) Трамвай;

Д) Троллейбус; 4 балла.

2. Назовите главное условие, обеспечивающее безопасность человека на дорогах 1 балл.

3. Назовите цвет светового сигнала светофора, позволяющий пешеходу переходить дорогу (выберите ответ) 1 балл.

А)красный;

Б) синий;

В) зеленый.

4. Укажите, какой вред может нанести пожар организму человека, находящегося в горящем помещении (выберите ответ)

А) Получение ожогов;

Б) сгорание книг;

В) сгорание одежды;

Г) удушение. 2 балла

5. Назовите государственную систему Российской Федерации, осуществляющую защиту населения от чрезвычайных ситуаций. 1 балл.

6. Дополните фразу «Ситуации, в которых нарушена или фактически невозможна нормальная жизнедеятельность большого количества людей на большой территории, называется___________ »(выберите ответ).

А) Опасный;

Б) Экстремальной;

В) Обычный;

Г) чрезвычайной. 1 балл.

7. Назовите сигналы, которые подаются по средствам массовой информации при возникновении чрезвычайных ситуаций. 1 балл.

8. Назовите два вида травм, которые могут быть у учащихся 5-х классов при их игре на переменах. 2 балла.

9. Укажите, какие из приведенных ниже названий привычек человека являются вредными, потому, что они разрушают его здоровье.

А) Соблюдение правил личной гигиены;

Б) Систематическое курение;

В) Занятие физической культурой;

Г) Систематическое употребление пива;

Д) Употребление наркотиков. 3 балла.

Эталоны (Правильные ответы)

  1. В, г, д.

2. Выполнение правил дорожного движения.

3. Б.

4. А,г.

5. РСЧС - Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Г.

7. «Внимание всем».

8. Ушибы, вывихи.

9. Б, г, д.

На этапе становления курса ОБЖ важным моментом является выработка у учащихся положительных мотивов к изучению курса. Мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но мотивы возникли, укрепились, развились, учащиеся должны активно работать на занятиях. Если сама деятельность вызывает у них интерес, то можно ожидать, что у учащихся возникнут положительные мотивы, потребности к этой деятельности.

Из всех существующих методов, особого внимания заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является приучить учащихся предвидеть опасные ситуации, принимать целесообразные решения и действовать согласно им.

Задание ситуационных задач используется на занятиях ОБЖ в 6-11 классах.

Например:

Задание.

Какой тип костра целесообразно выбрать, если надо вскипятить чайник, сварить суп?

Решение.

Удобно применить тип костра, как «шалаш».

Задание.

Вы устанавливаете палатку. Что, по-вашему, надо сделать в первую очередь?

А) Установить стойки;

Б) Застегнуть вход;

В) Растянуть дно.

Решение.

В первую очередь необходимо растянуть дно палатки.

Задание.

Какие огородные растения могут помочь предсказать погоду?

Решение.

Морковь. Перед дождем ее зеленый хвостик поникает, а в сухую выпрямится.

Картофель. К ветру его листья будут обращены вверх.

Как уже ранее отмечалось в курсе БЖД несколько разделов, один из которых «Основы подготовки к военной службе». Но поскольку глухие и слабослышащие школьники не подлежат призыву в армию, мы посчитали, что целесообразно изучать темы, в которых раскрываются вопросы социальной реабилитации глухих, о трудовой деятельности глухих и слабослышащих, а также гражданские права глухих в России и за рубежом, история общественных организаций глухих и их деятельность на международной арене. Уроки помогут учащимся осознать свое место в обществе, адекватно оценить свои возможности. Содержание курса близко интересам учащихся, поэтому при прохождении материала желателен метод приближенного изложения, который вызывает желание поспорить, доказать свое мнение. Сведения о культуре глухих воспринимаются слушателями в контексте собственного жизненного опыта.

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В школе для глухих и слабослышащих детей, как и в общеобразовательной, не определены роль и место Основам Безопасности Жизнедеятельности в общей системе образования.

Сложившиеся положение требует глубокой перестройки содержания, организации, стиля, форм, методов школы для глухих, приведение их в соответствие с реальными запросами жизни. Новый курс должен занять надлежащее место в программе школ для глухих и слабослышащих, так как многие глухие дети психологически не готовы к самостоятельной жизни, потому что они живут в интернатских условиях и у них замкнутый круг общения. И в одной из задач курса Основ Безопасности Жизнедеятельности является воспитание у юного гражданина потребности предвидеть возможные жизненные ситуации, чтобы каждый обучаемый понял: «Это может случиться со мной»



ЛИТЕРАТУРА

1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М. 1995г.

2.Зыков С.А. Корсунская Б.Д. Урок в школе глухонемых. -М., 1954г.

3.Головчиц Л.А. Некоторые аспекты формирования словаря глухих школьников - Дефектология 2004г. - №3.

4.Емельянчик В.К. Ваши шансы избежать беды. Основы безопасности жизнедеятельности. 2002г. №1.

5.Зыкова Т.С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей. Дефектология. 2001г. №6. с. 86-96

6.Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников речевой деятельности на уроках развития речи. Дефектология. 1990г. №1.

7.Кукушкина О.И. Гончарова Е.Л. Королесвкая Т.К. «Календарь» -

специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда дошкольников и младших классов. Дефектология 1997г. № 4.

8. Паленный В.А. «История и культура глухих как предмет в специальной школе для глухих и слабослышащих» Дефектология 2001г. №1.

9.Тупикин Е.И. Основы безопасности жизни. 2008г. №5.

10.Филатов Н. Лаборатория старого разведчика. Основы безопасности жизни. 2000г. №1. с.47-52

11.Основы безопасности жизни. 2000г. №3. Концепция курса основы безопасности жизни и деятельности.