СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неорганические соединения клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать понятие о роли воды и минеральных солей в организме, их содержании в клетке. Изучить строение и функции воды.

Просмотр содержимого документа
«Неорганические соединения клетки.»

Урок 5

Тема: Неорганические соединения клетки.

Цель: сформировать понятие о содержании воды и неорганических веществ в клетке, их роли в клетке, изучить свойства воды; ; развивать логическое мышление , воспитывать бережное отношение к воде.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, диски «Общая биология, 10 класс», «Живая природа - от молекулы до биосферы»

Структура урока

1 Проверка, контроль и оценка знаний учащихся

- Работа с терминами

Подобрать максимальное количество терминов для написания научной статьи в журнале на тему «Роль биохимии в современном обществе»

- Интерактивное упражнение «Микрофон»

Быстро, четко, лаконично, по очереди дать ответ на поставленный вопрос (учащиеся передают друг другу имитацию микрофона)

  1. Какие химические элементы называются органогенными?

  2. Назовите органогенные химические элементы

  3. Какое количество органогенных химических элементов содержится в клетке?

  4. На какие группы делятся химические элементы, входящие в состав клетки

  5. Назовите микроэлементы, входящие в состав клетки

  6. Какое значение имеет высокое содержание органогенных элементов в клетке?

  7. Как называется группа химических элементов, содержание которых в клетке наименьшее?

  8. Какие микроэлементы придают прочность костной ткани?

  9. Какой химический элемент входит в состав хлорофилла? (магний)

  10. Какие химические элементы преобладают в живой и неживой природе?

  11. Какой химический элемент входит в состав эмали зубов? (фтор)

  12. Какой химический элемент входит в состав гемоглобина? (железо)

  13. Основной компонент костей, активизирует сокращение мышечных волокон (кальций)

  14. Какой химический элемент входит в состав гормонов щитовидной железы?

  15. Является составной частью кислоты желудочного сока (хлор)

  16. Какие химические элементы влияют на кроветворение (железо, медь)

2 Мотивация учебной деятельности.

«Невозможно сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»

- О чем так сказал Антуан де Сент-Экзюпери?

3 Определение темы и постановка целей урока

4 Актуализация опорных знаний

  1. Проанализируйте цифры о количестве воды в организме и сделайте вывод:

Н 2 О Эмбрион человека – 95%

Молодой организм – 80%

Зрелый организм – 70%

Стареющий организм – 60%

Н 2 О Мозг – 85%

Жировая ткань – 40%

Костная ткань – 20%

- К какой группе химических соединений относится вода? (оксиды)

- Какие вещества называются оксидами?

Изучение нового материала

На доске план: «Что должны знать о воде»

1.Вода – природный оксид

2. Состав молекулы воды

3. Общая характеристика воды

4. Физические свойства

5. Круговорот воды в природе

6. Значение воды

7. Охрана природных водоемов от загрязнения

- Вспомните, как был изучен состав воды?

(электролизом воды, в результате пропускания постоянного электрического тока сквозь воду она распадается с выделением водорода и кислорода)

электрический ток

2Н2 О 2Н 2 + О 2

  1. Просмотреть видеосюжет (диск «Общая биология 10 класс», тема «Неорганические вещества: вода и минеральные соли»)

  2. Работа с диском «Живая природа от молекулы до биосферы» тема «Элементарный состав. Неорганические вещества» составление опорного конспекта по плану:

- Строение молекулы воды

- Минеральные соли

3. Круговорот воды в природе

(после просмотра анимационного ролика рассказать, как происходит круговорот воды в природе)

Академик В.И. Вернадский утверждал, что в природе существует единство всех вод. Круговорот воды объединяет гидросферу, литосферу и биосферу.



4. Охрана природных водоемов от загрязнения

Растения, животные, человек не могут существовать без воды. Вода входит в состав живых организмов, все физиологические процессы, протекающие в клетке, происходят только при участии воды.

Известно, что на каждого жителя Земли приходится 0,5 кубических км воды. На одного городского жителя приходится 100 литров воды ежедневно. Чтобы вырастить одну тонну пшеницы необходимо 150 кубических метров воды, а одну тонну риса – 400 кубических метров. Большое количество воды используется на производстве. Чтобы изготовить одну нейлоновую шубу необходимо затратить 6000 литров воды, а на одну соломенную шляпу – 100 кубических метров воды.

Интерактивная технология ситуативного моделирования

«Судебное слушанье»

Класс делится на три группы: судьи, обвиняемые, обвинители.

Ситуация: обвиняется человек в нанесении тяжелого вреда состоянию гидросферы.

Обвинение и защита четко и лаконично высказывают свое мнение.

Судья предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, выносит приговор.

Итог урока

Задания для самых умных









Задания для самых умных




  1. «Море синее горит»

У Корнея Чуковского в одном из стихотворений есть такие слова «…Лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».

Поэт был недалек от истины – воду зажечь можно. И не только воду, но и снег, который является одной из форм льда.

Как можно зажечь воду и снег?



  1. «О вкусе солей»

Когда мы говорим «соль», «посолить», то подозреваем поваренную соль, её соленый вкус.

Слово «соль», с химической точки зрения, обозначает огромный класс соединений.

Имеют ли соли другой вкус, например, сладкий? Много ли соленых солей?



  1. Короткие вопросы

  1. Какие вещества называли когда-то «окисленной водой»?

  2. Существует хлорная вода, бромная вода, йодная вода, а фторной воды нет. Почему?





Ответы

  1. Если пропустить через воду фтор или положить в сосуд немного чистого снега и также пропустить сквозь него фтор, вода и снег вспыхнут ярким бледно-фиолетовым пламенем.

При этой реакции фтор, как элемент более активный, чем кислород, вытесняет из воды (снега) кислород и образует фтороводород.

  1. Соли бывают соленые, горькие, сладкие. Сладкие, например, соли бериллия, свинца. Ацетат свинца называют «свинцовым сахаром», соли бериллия когда-то называли глициний (от лат. «сладкий»).

Парадоксально, но существует только одна соленая соль – наша обычная соль, хлористый натрий (NaCl)

  1. 1. Пероксид водорода Н2 О2. Это название дано древними римлянами, оно передает и состав и свойства этого соединения

2.Фторной воды нет, потому что фтор очень энергично реагирует с водой.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!