Непрерывность и преемственность в реализации Концепции развития математического образования
Бордакова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г.Вязьмы,
руководитель РМО учителей начальных классов
Роль математической подготовки в становлении современного человека
- грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, практике ( обучающая цель );
- часть учеников должна быть подготовлена для обучения в высшей школе ( социальная цель );
- каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление, навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознания ложных ( развивающая цель ).
Принципы математического образования:
- непрерывность
- преемственность
- вариативность методических систем
- дифференциация
Эти принципы создают предпосылки для гармонического сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации в практике преподавания важнейшей идеи современной педагогики - идеи личностной ориентации математического образования.
Преемственность - необходимая связь между новым и старым в процессе развития.
Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем развитии.
Развитие и преемственность –два взаимосвязанных процесса, они не существуют друг без друга.
Характерной чертой преемственности является то, что она проявляется в момент разрешения противоречий.
Переход из начальной школы в основную школу совпадает с критическим периодом развития 11-12лет.
Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от учёта психологических особенностей учащихся в переходный период.
Признак перехода от одной стадии развития к другой- изменение ведущего вида деятельности
- в дошкольном возрасте –игровая,
- начальной школе- учебная,
- в средней- общение со сверстниками.
В подростковом возрасте учение отодвигается на второй план, перестаёт восприниматься как главное дело. Основной мотив теперь- стремление завоевать определённое положение внутри коллектива. Происходит кризис самооценки.
Изменение отношения к учебной деятельности рассматривается как переход в подростковый период.
Начиная с начальной школы важно обучать
способам самостоятельного приобретения знаний,
способам коллективной совместной с товарищами учебной работы и
способам включения результатов учебной деятельности во все этапы учебной работы.
В основу ФГОС лежит деятельностный подход в обучении. Изменился подход к обучению в начальной школе. Дети сами открывают новые знания, понимая важность изучаемого материала, видят связь знаний с жизнью.
При этом активно внедряются групповая форма работы и работа в паре.
Трудности
Нестыковка программ , форм обучения,
дисциплинарных требований и стилей общения. Это вызвано множеством программ начальной школы(УМК), не всегда согласованных с программами средней школы.
Усложняется содержание ранее изучаемых предметов, увеличивается нагрузка и интенсивность учебного процесса.
Учащиеся не успевают быстро адаптироваться к новым условиям, не всегда понимают, что от них хотят, появляется тревожность.
Отсутствие у младших школьников знаний , умений и навыков , соответствующих начальной школе, значительно затрудняют обучение в 5 классе.
- Это значит, что необходимый уровень подготовленности должен быть.
- Важно создать систему непрерывного обучения.
Нарушение преемственности
- Недостаточной подготовленности учеников 4-х классов к сознательному усвоению учебного курса( «уметь учиться»)
- Несогласованность программ и учебников для 4-5 классов
- Перегрузка программы 5 классов
- Разобщённости учителей начальной и средней школы, разных их требований.
- Загруженности учителей 4 классов
- Отсутствие единой терминологии и системы оценивания.
Рекомендации
- Все учителя начальных классов должны знать программу 5-6классов, а учителя-предметники –программу начальной школы
- В системе проводить взаимное посещение уроков учителей 4-х классов и среднего звена для ознакомления со стилем преподавания, темпом и методами работы
- В апреле-мае проводить срезы знаний в присутствие учителей среднего звена и совместный анализ контрольных работ
Работа школьных методических объединений
- Анализ совместной методической работы учителей начальных классов и учителей математики основного звена позволяет выделить знания, умения и навыки, которые недостаточно сформированы у младших школьников.
Анализ контрольных работ и наблюдений
Чаще всего недостаточно сформированы
-вычислительные навыки четырёх действий
(особенно вычитание и деление) многозначных
чисел
-порядок действий в выражениях в нескольких операциях над числами
-перевод и действия с именованными числами
-решение текстовых задач(особенно задачи на движения)
- Изучение любой темы по математике должно быть построено таким образом, чтобы оно опиралось на ранее изученный уже усвоенный материал, а все связи между изученным и данным материалом должны активно реализовываться.
- Преемственность тесно связано с повторением и пропедевтикой.
Задачи предметной области математики и информатики в начальной школе (по ФГОС)
- Развитие математической речи, логического и информатика алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
- Обязательный минимум по математике
Отдельные темы не входят в обязательный минимум (н-р, решение уравнений) и выступают как пропедевтика для дальнейшего обучения предмета
Содержательные линии предмет «Математика и информатика»
1.Числа и величины
2. Арифметические действия
3.Работа с текстовыми задачами
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
5. Геометрические величины
6. Работа с информацией(работа с данными)
2 уровня: базовый(ученик научится) и выше базы (ученик получит возможность научиться)
- Учитель в современных условиях при необходимости может производить корректировку методической системы в зависимости от уровня математического развития учащихся конкретного класса и закономерностями процесса усвоения знаний.
- Отход от традиционных установок
- Разработка новых приёмов и форм
- Личностно-ориентированный подход
Математическое образование
-Подготовка шестилетних детей к школе
-Кружковая работа(внеурочная деятельность)
-Математические конкурсы разных уровней(«Кенгуру»,«Инфознайка»)
-Тестирование «Кенгуру для всех»
-Районные и школьные олимпиады по математике
-Исследовательская и проектная деятельность в области математических наук (районный конкурс «Первые шаги»)
-Использование современных технологий
-Дистанционные формы работы( Математический он-лайн тренажёр 1-4 МАТ-РЕШКА)
-ВПР(всероссийские проверочные работы)
Начальная математическая подготовка ребенка
- не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (и любого другого) содержания.
- Думать, считать, писать и рассказывать- важнейшие действия, развивающие интеллектуальные и творческие способности учащихся
Спасибо за внимание