СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непрерывность и преемственность в реализации Концепции развития математического образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к  обучению в средней школе является всегда актуальной. Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем развитии.  Развитие и преемственность –два взаимосвязанных процесса, они не существуют друг без друга.

Просмотр содержимого документа
«Непрерывность и преемственность в реализации Концепции развития математического образования»

Непрерывность и преемственность в реализации Концепции развития математического образования Бордакова Татьяна Николаевна учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г.Вязьмы,  руководитель РМО учителей начальных классов

Непрерывность и преемственность в реализации Концепции развития математического образования

Бордакова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г.Вязьмы,

руководитель РМО учителей начальных классов

Роль математической подготовки в становлении современного человека   грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, практике ( обучающая цель ); часть учеников должна быть подготовлена для обучения в высшей школе ( социальная цель ); каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление, навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознания ложных ( развивающая цель ).

Роль математической подготовки в становлении современного человека

  • грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, практике ( обучающая цель );
  • часть учеников должна быть подготовлена для обучения в высшей школе ( социальная цель );
  • каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление, навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознания ложных ( развивающая цель ).
 Принципы математического образования:   непрерывность преемственность вариативность методических систем дифференциация  Эти принципы создают предпосылки для гармонического сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации в практике преподавания важнейшей идеи современной педагогики - идеи личностной ориентации математического образования.  

Принципы математического образования:

  • непрерывность
  • преемственность
  • вариативность методических систем
  • дифференциация

Эти принципы создают предпосылки для гармонического сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации в практике преподавания важнейшей идеи современной педагогики - идеи личностной ориентации математического образования.

 

 Преемственность -  необходимая связь между новым и старым в процессе развития.   Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем развитии.  Развитие и преемственность –два взаимосвязанных процесса, они не существуют друг без друга.

Преемственность - необходимая связь между новым и старым в процессе развития.

Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем развитии.

Развитие и преемственность –два взаимосвязанных процесса, они не существуют друг без друга.

 Характерной чертой преемственности является то, что она проявляется в момент разрешения противоречий.  Переход из начальной школы в основную школу совпадает с критическим периодом развития 11-12лет.  Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от учёта психологических особенностей учащихся в переходный период.

Характерной чертой преемственности является то, что она проявляется в момент разрешения противоречий.

Переход из начальной школы в основную школу совпадает с критическим периодом развития 11-12лет.

Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от учёта психологических особенностей учащихся в переходный период.

 Признак перехода от одной стадии развития к другой- изменение ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте –игровая,  начальной школе- учебная,  в средней- общение со сверстниками.

Признак перехода от одной стадии развития к другой- изменение ведущего вида деятельности

  • в дошкольном возрасте –игровая,
  • начальной школе- учебная,
  • в средней- общение со сверстниками.
 В подростковом возрасте учение отодвигается на второй план, перестаёт восприниматься как главное дело. Основной мотив теперь- стремление завоевать определённое положение внутри коллектива. Происходит кризис самооценки.  Изменение отношения к учебной деятельности рассматривается как переход в подростковый период.

В подростковом возрасте учение отодвигается на второй план, перестаёт восприниматься как главное дело. Основной мотив теперь- стремление завоевать определённое положение внутри коллектива. Происходит кризис самооценки.

Изменение отношения к учебной деятельности рассматривается как переход в подростковый период.

 Начиная с начальной школы важно обучать способам самостоятельного приобретения знаний, способам коллективной совместной с товарищами учебной работы и способам включения результатов учебной деятельности во все этапы учебной работы.  В основу ФГОС лежит деятельностный подход в обучении. Изменился подход к обучению в начальной школе. Дети сами открывают новые знания, понимая важность изучаемого материала, видят связь знаний с жизнью.  При этом активно внедряются групповая форма работы и работа в паре.

Начиная с начальной школы важно обучать

способам самостоятельного приобретения знаний,

способам коллективной совместной с товарищами учебной работы и

способам включения результатов учебной деятельности во все этапы учебной работы.

В основу ФГОС лежит деятельностный подход в обучении. Изменился подход к обучению в начальной школе. Дети сами открывают новые знания, понимая важность изучаемого материала, видят связь знаний с жизнью.

При этом активно внедряются групповая форма работы и работа в паре.

Трудности    Нестыковка программ , форм обучения, дисциплинарных требований и стилей общения. Это вызвано множеством программ начальной школы(УМК), не всегда согласованных с программами средней школы.  Усложняется содержание ранее изучаемых предметов, увеличивается нагрузка и интенсивность учебного процесса.  Учащиеся не успевают быстро адаптироваться к новым условиям, не всегда понимают, что от них хотят, появляется тревожность.

Трудности

Нестыковка программ , форм обучения,

дисциплинарных требований и стилей общения. Это вызвано множеством программ начальной школы(УМК), не всегда согласованных с программами средней школы.

Усложняется содержание ранее изучаемых предметов, увеличивается нагрузка и интенсивность учебного процесса.

Учащиеся не успевают быстро адаптироваться к новым условиям, не всегда понимают, что от них хотят, появляется тревожность.

 Отсутствие у младших школьников знаний , умений и навыков , соответствующих начальной школе, значительно затрудняют обучение в 5 классе. Это значит, что необходимый уровень подготовленности должен быть. Важно создать систему непрерывного обучения.

Отсутствие у младших школьников знаний , умений и навыков , соответствующих начальной школе, значительно затрудняют обучение в 5 классе.

  • Это значит, что необходимый уровень подготовленности должен быть.
  • Важно создать систему непрерывного обучения.
Нарушение преемственности Недостаточной подготовленности учеников 4-х классов к сознательному усвоению учебного курса( «уметь учиться») Несогласованность программ и учебников для 4-5 классов Перегрузка программы 5 классов Разобщённости учителей начальной и средней школы, разных их требований. Загруженности учителей 4 классов Отсутствие единой терминологии и системы оценивания.

Нарушение преемственности

  • Недостаточной подготовленности учеников 4-х классов к сознательному усвоению учебного курса( «уметь учиться»)
  • Несогласованность программ и учебников для 4-5 классов
  • Перегрузка программы 5 классов
  • Разобщённости учителей начальной и средней школы, разных их требований.
  • Загруженности учителей 4 классов
  • Отсутствие единой терминологии и системы оценивания.
Рекомендации Все учителя начальных классов должны знать программу 5-6классов, а учителя-предметники –программу начальной школы В системе проводить взаимное посещение уроков учителей 4-х классов и среднего звена для ознакомления со стилем преподавания, темпом и методами работы В апреле-мае проводить срезы знаний в присутствие учителей среднего звена и совместный анализ контрольных работ

Рекомендации

  • Все учителя начальных классов должны знать программу 5-6классов, а учителя-предметники –программу начальной школы
  • В системе проводить взаимное посещение уроков учителей 4-х классов и среднего звена для ознакомления со стилем преподавания, темпом и методами работы
  • В апреле-мае проводить срезы знаний в присутствие учителей среднего звена и совместный анализ контрольных работ
Работа школьных методических объединений Анализ совместной методической работы учителей начальных классов и учителей математики основного звена позволяет выделить знания, умения и навыки, которые недостаточно сформированы у младших школьников.

Работа школьных методических объединений

  • Анализ совместной методической работы учителей начальных классов и учителей математики основного звена позволяет выделить знания, умения и навыки, которые недостаточно сформированы у младших школьников.
 Анализ контрольных работ и наблюдений   Чаще всего недостаточно сформированы -вычислительные навыки четырёх действий (особенно вычитание и деление) многозначных чисел -порядок действий в выражениях в нескольких операциях над числами -перевод и действия с именованными числами -решение текстовых задач(особенно задачи на движения)

Анализ контрольных работ и наблюдений

Чаще всего недостаточно сформированы

-вычислительные навыки четырёх действий

(особенно вычитание и деление) многозначных

чисел

-порядок действий в выражениях в нескольких операциях над числами

-перевод и действия с именованными числами

-решение текстовых задач(особенно задачи на движения)

Изучение любой темы по математике должно быть построено таким образом, чтобы оно опиралось на ранее изученный уже усвоенный материал, а все связи между изученным и данным материалом должны активно реализовываться. Преемственность тесно связано с повторением и пропедевтикой.
  • Изучение любой темы по математике должно быть построено таким образом, чтобы оно опиралось на ранее изученный уже усвоенный материал, а все связи между изученным и данным материалом должны активно реализовываться.
  • Преемственность тесно связано с повторением и пропедевтикой.
Задачи предметной области математики и информатики в начальной школе (по ФГОС) Развитие математической речи, логического и информатика алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Обязательный минимум по математике Отдельные темы не входят в обязательный минимум (н-р, решение уравнений) и выступают как пропедевтика для дальнейшего обучения предмета

Задачи предметной области математики и информатики в начальной школе (по ФГОС)

  • Развитие математической речи, логического и информатика алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
  • Обязательный минимум по математике

Отдельные темы не входят в обязательный минимум (н-р, решение уравнений) и выступают как пропедевтика для дальнейшего обучения предмета

Содержательные линии  предмет «Математика и информатика» 1.Числа и величины 2. Арифметические действия 3.Работа с текстовыми задачами 4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры. 5. Геометрические величины 6. Работа с информацией(работа с данными) 2 уровня: базовый(ученик научится) и выше базы (ученик получит возможность научиться)

Содержательные линии предмет «Математика и информатика»

1.Числа и величины

2. Арифметические действия

3.Работа с текстовыми задачами

4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

5. Геометрические величины

6. Работа с информацией(работа с данными)

2 уровня: базовый(ученик научится) и выше базы (ученик получит возможность научиться)

Учитель в современных условиях при необходимости может производить корректировку методической системы в зависимости от уровня математического развития учащихся конкретного класса и закономерностями процесса усвоения знаний. Отход от традиционных установок Разработка новых приёмов и форм Личностно-ориентированный подход
  • Учитель в современных условиях при необходимости может производить корректировку методической системы в зависимости от уровня математического развития учащихся конкретного класса и закономерностями процесса усвоения знаний.
  • Отход от традиционных установок
  • Разработка новых приёмов и форм
  • Личностно-ориентированный подход
Математическое образование -Подготовка шестилетних детей к школе -Кружковая работа(внеурочная деятельность) -Математические конкурсы разных уровней(«Кенгуру»,«Инфознайка») -Тестирование «Кенгуру для всех» -Районные и школьные олимпиады по математике -Исследовательская и проектная деятельность в области математических наук (районный конкурс «Первые шаги») -Использование современных технологий -Дистанционные формы работы( Математический он-лайн тренажёр 1-4 МАТ-РЕШКА) -ВПР(всероссийские проверочные работы)

Математическое образование

-Подготовка шестилетних детей к школе

-Кружковая работа(внеурочная деятельность)

-Математические конкурсы разных уровней(«Кенгуру»,«Инфознайка»)

-Тестирование «Кенгуру для всех»

-Районные и школьные олимпиады по математике

-Исследовательская и проектная деятельность в области математических наук (районный конкурс «Первые шаги»)

-Использование современных технологий

-Дистанционные формы работы( Математический он-лайн тренажёр 1-4 МАТ-РЕШКА)

-ВПР(всероссийские проверочные работы)

Начальная математическая подготовка ребенка не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (и любого другого) содержания.

Начальная математическая подготовка ребенка

  • не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (и любого другого) содержания.
Думать, считать, писать и рассказывать- важнейшие действия, развивающие интеллектуальные и творческие способности учащихся
  • Думать, считать, писать и рассказывать- важнейшие действия, развивающие интеллектуальные и творческие способности учащихся

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание