СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизводные и производные предлоги.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Учить разграничивать   непроизводные и производные  предлоги, формировать         навык раздельного, слитного, дефисного написания производных предлогов. Развивать речевые навыки учащихся, умение связно говорить, отвечать на вопросы. Обогащать речь учащихся, учить составлять монологические высказывания на заданную тему (по иллюстрации). Воспитывать культуру речи, эстетический вкус.

Урок усвоения новых знаний.

Оборудование. Мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник.

Эпиграф. Больше узнаешь – сильнее станешь

                                                                                     Пословица.

План урока.

І. (Слайд 1). Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и постановка задач урока.

- Работа с эпиграфом.

- Прочитайте народную мудрость. Как понимаете смысл пословицы?

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Поэтическая 5 – минутка.

Индивидуальное задание. Выразительное чтение стихотворенияА.Шибаевой «Нет предлога»

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я твёрдо должен знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?  Что значит - «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы - ЗА порог,

И - мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?  

2. Беседа (Слайд 2)

- Что не хотел учить герой стихотворения?

(Предлоги).

- Что такое предлог?

- Какой бы выдумать предлог… - читаем в предпоследней строке. Что значит слово  предлог в этом словосочетании? Каким словом можно заменить? (Вымышленная причина, повод). 

- Название стихотворения – незаконченная фраза. Кто попробует её закончить. Нет предлога…(чтобы не учить предлоги).

- Итак, предлог – это часть речи; предлог – это причина, повод. Как называются слова, которые одинаково звучат, но имеют разные значения? (Омонимы).

- Теперь поговорим о предлоге как части речи. О каких предлогах говорится в стихотворении?

 (Под, по, за)

- С какими словами связаны?

(Под стулом, по дороге, за порог).

- Стул, дорога, порог – какие это части речи?

- Существительные.

- Из какими ещё частями речи могут связываться предлоги?

(Местоимениями, числительными).

- Составьте лингвистический рассказ о предлоге. Используйте опорную схему (Слайд 3)v

Просмотр содержимого документа
«Непроизводные и производные предлоги.»

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема. Непроизводные и производные предлоги. Написание производных предлогов слитно, раздельно, через дефис.

Цель. Учить разграничивать   непроизводные и производные  предлоги, формировать         навык раздельного, слитного, дефисного написания производных предлогов. Развивать речевые навыки учащихся, умение связно говорить, отвечать на вопросы. Обогащать речь учащихся, учить составлять монологические высказывания на заданную тему (по иллюстрации). Воспитывать культуру речи, эстетический вкус.

Урок усвоения новых знаний.

Оборудование. Мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник.

Эпиграф. Больше узнаешь – сильнее станешь

                                                                                     Пословица.

План урока.

І. (Слайд 1). Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и постановка задач урока.

- Работа с эпиграфом.

- Прочитайте народную мудрость. Как понимаете смысл пословицы?

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Поэтическая 5 – минутка.

Индивидуальное задание. Выразительное чтение стихотворенияА.Шибаевой «Нет предлога»

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я твёрдо должен знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?  Что значит - «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы - ЗА порог,

И - мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?  

2. Беседа (Слайд 2)

- Что не хотел учить герой стихотворения?

(Предлоги).

- Что такое предлог?

- Какой бы выдумать предлог… - читаем в предпоследней строке. Что значит слово  предлог в этом словосочетании? Каким словом можно заменить? (Вымышленная причина, повод). 

- Название стихотворения – незаконченная фраза. Кто попробует её закончить. Нет предлога…(чтобы не учить предлоги).

- Итак, предлог – это часть речи; предлог – это причина, повод. Как называются слова, которые одинаково звучат, но имеют разные значения? (Омонимы).

- Теперь поговорим о предлоге как части речи. О каких предлогах говорится в стихотворении?

 (Под, по, за)

- С какими словами связаны?

(Под стулом, по дороге, за порог).

- Стул, дорога, порог – какие это части речи?

- Существительные.

- Из какими ещё частями речи могут связываться предлоги?

(Местоимениями, числительными).

- Составьте лингвистический рассказ о предлоге. Используйте опорную схему (Слайд 3)

Карточка № 1

         

Для чего служит

Выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении;

Морфологические признаки предлогов

Неизменяемая часть речи;

Синтаксическая функция

Не является членом предложения, но входят в состав вместе со знаменательным словом;

Разряды по значению

Причины, места,  цели, образа действия, направления движения (изнутри наружу, с поверхности предмета, внутрь, по направлению к чему – то). Некоторые предлоги многозначны.

Дополнительные вопросы.

- Предлог – служебная часть речи. Что  это значит? (Не отвечает на вопросы, не является членом предложения).

- Для чего служат предлоги?

(Для связи слов в словосочетании и предложении).

ІІІ. Изучение и усвоение учебного материала.

1. К нам на урок пришла сказка -  Сказка о предлогах.. Из неё мы узнаем о предлогах нечто неизвестное об этой части речи.  Итак, будьте внимательны.

- Инсценированная сценка.

В одном небольшом, но очень красивом городе жили предлоги. За долгие годы между ними установились добрые и дружеские отношения. Каждый предлог гордился тем, что относится к этой части речи. Он, конечно, уважал своих соседей, но всё — таки, несмотря на это, старался употреблять, использовать себя самого в предложениях и текстах почаще.

 Предлог В говорил:

- Я пошел в лес. В нём было тихо. Лишь только птицы, летающие в небе, нарушали своим пением его тишину.

Предлог На гордился, что он пространственный

Предлог С — тем, что временный.

Предлог От - тем, что причинный и т. д.

Предлог Согласно важничал, потому что он требует от существительного Д. п. Каждому было чем гордиться. Но все они продолжали дружно жить. Так бы всё шло и шло, если бы однажды не заговорили между собой два предлога «в течение» и «в».

-Какой — то ты маленький, совсем коротышка, состоишь всего из одной буквы, - пошутил предлог «в течение», - то ли дело я.

-Ну и что ж, - обиделся «В» - зато я старше тебя.

-Как это? — удивился предлог «в течение».

-А очень просто. Я раньше тебя в речи появился.

-Не может быть.

-Да ты родился позже меня и пришел из разряда существительных.

Спорили бы они ещё долго, если бы не вмешался предлог «согласно».

- Пожмите друг другу руки, друзья. Не спорьте! Какая разница, в ком из нас букв больше, а в ком меньше. Главное, что мы все важны и все нужны.

- Беседа.

- С какими предлогами мы только что встретились?  (В, на, с, от, согласно, в течение).

- Каждый из этих предлогов служит для выражения различных значений. Сказочные предлоги назвали нам свои значения. Но я хочу поговорить не об этом.  Центральным эпизодом сказки есть спор двух предлогов. Как раз этот спор – то и поможет нам разобраться в теме урока.

- Что рассказал предлог в течение о предлоге  в?

  (Он появился в речи раньше)

- Что узнали о предлоге в течение?

(Появился позже и пришёл из разряда существительных).

Учитель. (Слайд 4) Действительно, ребята, некоторые предлоги перешли в эту часть речи из самостоятельных частей, которые мы с вами уже изучили.Они – то и называются производными (укр. похідними).  Остальные предлоги -  непроизводные. Прочитайте самостоятельно о разрядах предлогов по происхождению в справочном пособии ( с.56- 57).

1.     Работа учеников со справочной литературой

2.     Беседа по выявлению восприятия теоретического материала..

- Как называются предлоги по происхождению?

- Как образовались производные предлоги? (путём перехода самостоятельных частей речи в предлоги).

- Определите, к какому разряду  относятся предлоги из сказки.

- Приведите примеры предлогов, которые пишутся слитно (вроде, ввиду, насчёт, вместо, наподобие, вследствие).

- Приведите примеры предлогов, которые пишутся раздельно (в течение, в продолжение, по причине, по мере, в заключение, в связи с).

- Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис (из – за, из – под, по – над).

 3. Объяснение учителя (используется мультимедиа).

(Слайд 5). Наречные предлоги

- Почему они так называются?

- Прочитайте их.

4. Лингвистическая задача. (Слайд 6).

Прочитать предложения. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова.

1.     Я знаю  этот лес вдоль и поперек.

2.     Тропинка шла  вдоль обрыва.

3.     Вблизи виднелся лес.  

4.     Вблизи села протекала речка.

5.     Его как будто что-то дергало идти наперекор.

6.     Наперекор августовскому зною ветер уже шумел по-осеннему.

- К какому разряду принадлежат предлоги? (Производные).

- Из какой части речи они перешли в предлоги?

(Из наречий, значит они наречные).

- Как они пишутся? (Слитно).

- Гимнастика для глаз.

1)Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа- налево, а затем – слева- направо.

2) 15 колебательных движений глазами по вертикали сверху- вниз, а затем – снизу- вверх.

3)15 круговых вращательных движений глазами слева- направо.

4) То же самое, но справа- налево.

5)Сделайте по 15 движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

5. (Слайд 7). Выборочный диктант (в парах). Выписать предложения с предлогами.

1.     Иду по тропинке в поле вдоль серых   сложенных брёвен.

2.      Лист бумаги необходимо разрезать вдоль.

3.     Уцелел ли колодец вблизи нашего дома?

4.     Вблизи виднелись горы.

5.     Он вихрем пролетел мимо.

6.      Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся.

- Проверьте себя (Слайд 8).

6. (Слайд 9). Отыменные предлоги.

- Прочитайте отыменные предлоги.

- Почему они так называются?

- Как пишутся отыменные предлоги? (Некоторые слитно, некоторые раздельно).

7. Комментированное письмо.

Докладчик говорил в продолжение часа В продолжении романа мы узнали о судьбе главных героев. В течение трех лет автор работал над своим романом. В течении болезни наступил перелом. В следствии по делу о преступлении появились новые документы. Вследствие задержки в пути мы опоздали на поезд.

8. (Слайд 10). Отглагольные предлоги.

Прочитайте предлоги.

- Почему они так называются?

- Как пишутся отглагольные предлоги?

ІV. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа (раздаточный материал).

Благодаря обильным дождям земля глубоко пропиталась влагой.Наперекор стихии урожай был собран успешно. Солнце всплывает из–подузкой и длинной тучки. Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада.В течение дня Калиныч не раз разговаривал  со мной. Вследствие дождей река вышла из берегов.

2.Взаимопроверка. (Слайд 11).

V. Итог.

Беседа.

- Какие бывают предлоги по происхождению?

- Как пишутся предлоги?

- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис (из – за, из – под, по – над).

- Назовите предлоги, которые пишутся раздельно (в течение, в продолжение, по причине, по мере, в заключение, в связи с).

     - Назовите предлоги, которые пишутся слитно (вроде, ввиду, насчёт, вместо, наподобие, вследствие).

VІ. Домашнее задание (Слайд 12)

По тетради-  пособию выучить  теорию с. 69, выполнить упр. 84

По учебнику - упр. 309 (у)

* Составить продолжение рассказа.

VІІ. Работа по развитию связной речи.

- Проверка домашнего задания (упр. 300).

1. Беседа по содержанию текста «Смотреть на всё новыми глазами»

- Кто автор прочитанного рассказа? Как называется?

- О ком это рассказ?

- Сформулируйте тему текста.

(Как учитель мальчику «глаза вставил»).

- Как понимаете выражение «новые глаза вставить».

(Научить  наблюдательности, всматриваться в природу, видеть красоту окружающего мира).

- Какова основная мысль рассказа?

(Чтобы увидеть красоту, нужно быть внимательным, не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться).

-  Прочитайте диалог мальчика с учителем (Захарка, учитель).

«Ну как, нравится?... Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю» -

- Каким учеником оказался Захарка? Научился красоту видеть? Докажите словами текста

2. Устный пересказ отрывка текста (индивидуальное задание).

3. Слово учителя.

    За окном - зима. То снег,  то слякоть, то мороз. А откроешь учебник русского язика -  и твоему взору открывается яркий и запоминающийся пейзаж: «Яблоня в цвету». Обратили внимание на фотографию сразу после текста? При виде  нежных бело-розовых цветов необычайно оживляется душа. Еще мгновение — и услышишь дуновение ветерка, жужжание пчел, пение птиц. И вспоминается картина И. Левитана «Цветущие яблони» (Слайд 13).

- Рассматривание репродукции картины.

4. Слушание текста (образец учительского выразительного чтения).

Цветут сады

 Настоящая весна начинается тогда, когда  белым светом вспыхнут по всей земле сады. В эту пору все преображается вокруг.

    Своеобразно цветет яблоня. Листья еще только в завязи, еще почти голые сучья, еще кажется мертвым дерево, и вдруг однажды теплым утром ты с удивлением увидишь, что оно начинает белеть, наливаться едва уловимой розовостью бутонов. Еще прохладны ночи, и к вечеру яблони застывают в ожидании тепла. Но вот настает новое утро. Нежный цвет яблоневых бутонов стал ярче, заметнее, деревья как бы изнутри осветились розоватым светом зари.

   Пройдет еще один теплый день и теплая ночь, и, выйдя в сад, ты его не     узнаешь – все вокруг белым-бело. Белая кипень яблоневого цвета заполняет сад, и кажется: нет на деревьях ни сучка, и нежно-розовые цветы сами по себе повисли в воздухе.

  Земля надела свой лучший наряд - цветут сады.

                                                                                     (По В. Хлиманову)

5. Работа с текстом.

        Определите тему (цветущие яблони знаменуют приход весны) и основную мысль текста (Когда цветут яблоневые сады, земля удивительно красива, она находится в лучшем своїм наряде).

        К какому стилю  речи он относится? (Художественный).

6. Словесное рисование.  Составьте  миниатюру по репродукции картины И. Левитана «Цветут сады».  Используйте средства художественной выразительности.

 VІІІ.Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Над чем надо поработать дома?

- Какие моменты урока особенно понравились? 

(Слайд 15). Спасибо за работу!

Раздаточный материал к уроку русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги. Написание производных предлогов слитно, раздельно, через дефис»

Карточка № 1

Составьте лингвистический рассказ о предлоге. Используйте опорную схему

         

Для чего служит

Выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении;

Морфологические признаки предлогов

Неизменяемая часть речи;

Синтаксическая функция

Не является членом предложения, но входят в состав вместе со знаменательным словом;

Разряды по значению

Причины, места,  цели, образа действия, направления движения (изнутри наружу, с поверхности предмета, внутрь, по направлению к чему – то). Некоторые предлоги многозначны.

Карточка № 2

Лингвистическая задача

  Прочитать предложения. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова.

1.     Я знаю  этот лес вдоль и поперек.

2.     Тропинка шла  вдоль обрыва.

3.     Вблизи виднелся лес.   

4.     Вблизи села протекала речка.

5.     Его как будто что-то дергало идти наперекор.

6.     Наперекор августовскому зною ветер уже шумел по-осеннему.

Карточка № 3

Выписать предложения с предлогами.

1. Иду по тропинке в поле вдоль серых   сложенных брёвен.

2. Лист бумаги необходимо разрезать вдоль.

3. Уцелел ли колодец вблизи нашего дома?

4. Вблизи виднелись горы.

5. Он вихрем пролетел мимо.

6. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся.

Карточка № 4

Самостоятельная работа

Списать предложения. Раскрыть скобки. Предлоги подчеркнуть. Обозначить их разряд (производные – п., непроизводные – н.)

Благодаря обильным дождям земля глубоко пропиталась влагой. (На)перекор стихии урожай был собран успешно. Солнце всплывает (из)(под) узкой и длинной тучки. (На)встречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. (В)течение дня Калиныч не раз разговаривал  (со)мной. (В)следствие дождей река вышла (из)берегов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!