Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Организационный момент. | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Добрый день! Сегодня у нас с вами необычный урок, к нам пришли гости. - Ребята, поднимите руку, у кого сегодня хорошее настроение, как у первого смайлика, а теперь, поднимите руку те дети, чье настроение на урок соответствует смайлику 2.(слайд 1). . | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы | Фронтальная | Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Организует работу по актуализации опорных знаний. Перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их. (слайд 2). Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным. − Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти в 3 предложении предлог). Проблемная ситуация. (слайд 3). − Что вам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога.) − На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.) − Что обозначает? (Ничего не обозначает.) − Каким членом предложения является? (Не является членом предложения.) − Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог/благодаря/) − Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог.) − Как он образован? (Из деепричастия, т.е. из самостоятельной части речи.) − Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный.) − А предлоги из 1 и 2 предложения тоже производные? (Нет.) − Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги.) (слайд 4). -Итак, получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке. - Ребята, какова же роль предлогов в нашей речи?(слайд 5). | Работают устно, отвечают на вопросы, отдельные учащиеся слушают Проблемная ситуация. -Обучающиеся отвечают на вопросы Вывод: -Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами в словосочетании. | | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы |
3. Актуализация и проблемное учебное действие Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | - Какие цели урока будут стоять перед нами?(слайд 6). -Что вы наблюдаете?(слайд 7). -Чему вы должны научиться в процессе урока? (слайд 8). Записываем число и тему урока Давайте заполним «Корзинку знаний» (слайд 9). - Что вы знаете о предлоге? - Что такое предложно-падежная форма? (Слово самостоятельной части речи с предлогом. У воды, над водой, под водой и т.д.) - Назовите 4 предлога, которые могут стоять как перед словом, так и после него. (Навстречу, ради, вопреки, наперекор. Ради забавы – забавы ради). | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы Записываю число и тему урока. Предлог -служебная часть речи, кот-я выражает зависимость сущ-го, местоимения, числит-го от других слов в словосочетании и предложении. Предлог не изменяется и не является самостоятельными членами предложения, но входит в состав членов предложения вместе со словами самостоятельных частей речи. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формируют собственные мысли, вызывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем |
4. Первичное усвоение новых знаний | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | 1. Исследовательская работа. (Слайд 10) -Посмотрите на экран и прочитайте предложения: а) В течение часа нужно выполнить контрольную работу. б) В течении реки после паводка произошли изменения. в) В течение мирной жизни ворвалось известие о наводнении. г) В продолжение двух лет он писал книгу. д) В продолжении книги появляются новые герои. -Посмотрите, от каких членов предложения зависят первые слова, выделите (выпишите) словосочетания. -К какому словосочетанию можно поставить вопрос падежа? (Слайд 9) -К каким словосочетаниям можно поставить вопрос: «Когда? Как долго? За какое время?» (Слайд 10) -Поменяйтесь тетрадками и осуществите взаимопроверку по эталону. -Сделайте вывод 0 ош.- 5 б 1 ош.- 4 б. 3-4 ош.- 3б. 5 ош. -2 б. -Какие слова имеют одинаковое звучание и различное лексическое значение? 2.Работа с учебником и опорами (у каждого ученика на столе). Чтение рубрики «Это интересно» стр. 142 Изучите теоретическую часть учебника стр. 142-143. - Что нового вы узнали из правила? | Отвечают на вопросы. Формируют тему и цели учебной деятельности. Выписывают словосочетания с вопросом падежа. (В чём? – в течении реки, в продолжении книги, во что? - в течение жизни). Вывод: перед нами имена существительные с предлогами. Выписывают словосочетания с вопросом «Когда? Как долго? За какое время?» (В течение часа, в продолжение двух лет. Выражение можно заменить синонимичным словосочетанием с предлогом –« за час», «за два года».) Вывод: Перед нами производный предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. Предлог имеет временное значение. В конце производного предлога пишется е. Омонимы Читают рубрику «Это интересно» | Групповая |
5. Физминутка | | Учитель читает шуточное стихотворение: Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. | Учащиеся выполняют соответствующее движение. | | |
6. Первичная проверка понимания Творческая практическая деятельность | Усвоение новых способов учебной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ материалов, предложенных учителем или подбор своих примеров. | Игровая разминка "Проверь себя" (слайд 12-13) Замена непроизводного предлога синонимичным производным, определение их значимости в тесте. Запись в тетрадь с последующей взаимопроверкой. На равнине поднимаются две сопки. (гора, холм, курган) Идет к утренним лучам. Из-за частых дождей появилось много грибов. Слова для справки: вследствие, посреди, навстречу Работа в группах (6 групп по 3-4 человека) Учащимся предлагаются карточки с одинаковым заданием, но разными предложениями. Задание. В предложениях из произведений русских писателей вставьте пропущенные буквы написав слово слитно или раздельно. Карточки в приложении 1 Карточка №1 (3 предложения) Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4 Карточка №5 Карточка №6 Правильность выполнения проверяют по эталону другие группы. | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания. Производят самопроверку по эталону. 0 ош.-3б. 1 ош.-2б. 2 ош.-1б. 3 ош. -0б. Взаимопроверка По эталону на экране. Оценивают 0 ош.- 4б. 1 ош.- 3б. 2 ош.-2б. 3 ош-1 б. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную учебную деятельность в парах. |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Письменная работа, выполнение обучающих упражнений. | Работа по учебнику в парах Упр. 338 (1 ряд: 1-2 предложения, 2 ряд: 3-5 предложения; 3 ряд: 3-5 предложения) Если успеем – разборы сделать (Дать папки). Проверка с указанием вида орфограммы. | Выполняют задание из учебника и на слайдах | Индивидуальная, фронтальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
8. Включение в систему знаний и повторение 9. Домашнее задание 10. Рефлексия | Обобщение полученных знаний на уроке, сведений, оценивание | Игра "Корректоры" (слайд 24 ). -Предлагаю исправить ошибки, выявить проблему, сделать выводы об особенностях употребления предлога (производные предлоги употребляются с определенными падежами). Согласно расписания Благодаря течения Ввиду непогоды Вследствие дождям -С какой проблемой столкнулись? Что надо помнить? слайд 25 Правильный вариант: Согласно (чему?) расписанию ( Д.п) Благодаря (чему?) течению (Д.п) Ввиду (чего?) непогоды (Р.п) Вследствие (чего?) дождей (Р.п) 1. Параграф 42, правило – всем По выбору 2. Упр.259. 3. Индивидуально: найти 5 предложений с производными предлогами в художественных текстах. 4. Пронаблюдать за речью друзей, знакомых, выступающих по телевидению и выписать 5-6 предложений с неверным употреблением предлогов. Вернемся к целям урока. Смогли ли мы их выполнить? Учитель предлагает ученикам оценить свою работу. Тест «Верю-не верю» - Возьмите листочки с номерами вопросов, отмечаем + и – ответы. 1. Служебные части речи - это предлоги, частицы, союзы. (+) 2. Служебные части речи изменяются. (-) 3. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении). (+) 4. Предлог - в переводе с греческого, обозначает «после слова». (-) 5. В русском языке всего около 10 предлогов. (-) 6. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. (+) 7. К непроизводным предлогам можно отнести предлоги: насчет, в течение, в продолжение. (-) 8. К производным предлогам можно отнести предлоги: около, вокруг, мимо. (+) 9. Предлог благодаря образован от деепричастия благодаря. (+) 10 Предлог вместо пишется раздельно. (-) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |