Производные и непроизводные предлоги
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания о производных предлогах; повторить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; научиться различать производные предлоги и омонимичные им части речи
Воспитательная: продолжить воспитание вдумчивого отношения к языку, умению работать в команде, сотрудничать ради общей цели
Развивающая: продолжить формирование навыков исследовательской работы над различными видами языковых заданий; создать условия для применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: смотр знаний с элементами соревнования
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка общей задачи на уроке: соревнование по теме «Производные и непроизводные предлоги»
2. Задание №1: «Что я знаю о предлоге?» (нужно дать как можно больше сведений о предлоге, не повторяясь в ответах)
3.Задание №2: «Кто вперед?» нужно сгруппировать предлоги: обо, за, путем, к, в силу, перед, при, через, наперекор, за исключением –следующим образом:
1 ряд: выписать простые непроизводные предлоги
2 ряд: выписать простые производные предлоги
3 ряд: выписать составные производные предлоги
4. Задание №3: «Продолжить фразу»:
1) По своему строению предлоги бывают (простые и составные)
2)составные предлоги состоят из (двух и более слов)
3)предлоги могут выражать различные соотношения, например, ( временные, пространственные, причинные, целевые)
4) по происхождению предлоги могут быть (производными и непроизводными)
5) предлоги из-за, из-под, по-над пишутся (через дефис)
5. Задание №4 Индивидуальные сообщения об истории предлогов
(выступления учащихся, вопросы по темам их сообщений)
6. Задание №5 «Словарная физкультминутка» (внимательно послушать словосочетания. Если производный предлог произведен от наречия, встают ученики 1парты 1 ряда, если от деепричастия – 1 парты 2 ряда, если от существительного – 1 парты 3 ряда и т. д.)
Словосочетания: остановиться вблизи памятника, выиграть благодаря помощи друзей, поступить в зависимости от обстоятельств, растут вокруг озера, выступать, несмотря на травму, говорить насчет фильма, стоят вдоль дороги, работать в продолжении долгого времени.
После пятого задания подводятся итоги соревнования и ученики получают дифференцированные задания:
1) ученики, набравшие большее количество баллов - задание «исправь ошибки»
2) ученики, набравшие меньшее количество баллов – карточки с индивидуальным заданием
3) остальные ученики –групповая работа с упр.№260 (работа над различением производных предлогов и омонимичных им частей речи)
Рефлексия. Продолжим фразу: «Сегодня на уроке я вспомнил…
Я узнал…
Я научился…»
Домашняя работа: упр. №261