СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети отрабатывают умение работать со словарными словами, закрепляют навыки написания слов с непроверяемыми гласными в корне слов.

Просмотр содержимого документа
«Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Тема урока "Непроверяемые безударные гласные в корне слова".

урок провела Шклярова Надежда Валентиновна -учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 11 С.Су-Псех,

г-к Анапа Краснодарского края

Цель урока:

Формирование навыков правильного письма слов с непроверяемыми гласными в корне.

Задачи:

  • Организовать исследовательскую работу учащихся.

  • Воспитать наблюдательность, внимание и любовь к русскому языку.

  • Научиться использовать на уроке способ сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания непроверяемой безударной гласной в корне.

  • Пополнить словарный запас, научиться работать со словарями, соблюдать изученные правила при письме.

  • Научить детей оберегать и сохранять свое здоровье (делать паузу в работе, своевременно делать зарядку для глаз, рук, следить за осанкой).

Формирование УУД.

  • Личностные УУД.

а) самоопределение: система заданий, ориентирующая детей на учёт точки зрения партнера;

б) нравственно-этическая ориентация: развитие познавательных и творческих способностей детей, стремление совершенствовать свою речь.

  • Познавательные УУД.

а) подведение под правило, направленное на формирование умения осознанно находить орфограмму и определять ее тип;

б) установление причинно-следственных связей;

в) формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

г) формирование умения поиска информации;

  • Регулятивные УУД.

а) целеполагание: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще не известно учащемуся;

б) контроль и самоконтроль;

в) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще надо усвоить; оценка результатов своей работы.

  • Коммуникативные УУД.

а) инициативное сотрудничество – задания, требующие распределения работы с соседом по парте;

  • б) взаимодействие, учет позиции партнера; коррекция и оценка действий соседа по парте.

Ход урока

I . Формулирование темы, цели и задач урока.

Учитель: Чтобы начать урок, необходимо знать над чем сегодня нам предстоит работать, определить тему урока, выяснить, какие задачи нам необходимо решить.

Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на доске:

Зелень, воробей, молочный, соловей, лесник, деревенский, городской, солома, горох, полосатый, морозный, цветок.

Учитель: Какое задание вы предлагаете выполнить с данными словами?

Дети: Можно распределить слова на две группы: существительные и прилагательные,

- можно выписать словарные слова в первый столбик и остальные в другой,

- слова с буквой о и слова с буквой е,

- списать, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные, рядом написать проверочные слова,

- составить с этими словами предложения.

Учитель: Хорошо, запишите в тетради свой вариант.

Проверяем, какие группы у вас получились?





Воробей

соловей

город

молоко

деревня

солома

полоса


колосок- колосья, колос,

деревенский- деревня,

полосатый- полоска, полосы

город-городской

солома-соломенный

лесник - лесной,

цветок-цвет-цветной

зелень- зелёный


При проверке обратить внимание детей на слова с неполногласными сочетаниями, подобранными для проверки безударной гласной в корне.

Работа в парах. Дети обосновывают деление на группы, проверяют вставленные гласные буквы, называют слова

Учащиеся:

  • 1 группа - слова с непроверяемой гласной в корне,

  • 2 группа - слова с проверяемой гласной в корне слова.

или

  • в первом столбике словарные слова-существительные

  • во втором столбике - прилагательные

Воробей

соловей

огород

солома

горох

зелёный

деревенский

полосатый

соломенный

гороховый

Учитель: Еще раз посмотрите на эти слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.

Дети: На доске записаны слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне. Значит это и есть тема урока.

Учитель: Так как на предыдущих уроках мы научились проверять гласную в корне слова при помощи ударения и подбора слов с неполногласными сочетаниями, то сегодня будем говорить о непроверяемых гласных в словах.

Тема урока : "Непроверяемые безударные гласные в корне слова".

Учитель: Когда вы вставляли пропущенные гласные буквы в словах каким правилом вы пользовались?

Дети: Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой гласной нужно подобрать слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например: сосна- сосны).

Учитель: А что делать если это правило невозможно применить и слово нельзя проверить?

Дети: Проверить по словарю.

Учитель: Наша задача на сегодняшнем уроке закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и найти обоснования для написания непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Работа со словарными словами и с орфографическим словарём.

Учитель: найдите в словаре слова с полногласными сочетания оро ,оло и ере. Что вы заметили?

Дети: Корова, молоко, сорока, ворона, соловей, деревня. Они всегда пишутся с буквами о и е. Есть еще неполногласные сочетания, которые им соответствуют ра, ла, ре. Например, сторона-страна.

Учитель: Как вы думаете сможем ли мы проверить гласные в корнях этих слов? Попробуем применить правило проверки безударных гласных в корне слов и подберем однокоренные слова.

коровушка

молочный

коровёнка

молочник

Дети называют однокоренные слова, называют орфограммы в корне слов и делают вывод, что данные орфограммы проверить нельзя, нужно их запоминать и проверять по словарю.

Физкульминутка.

Предлагается сделать "зарядку" для глаз. (Закрыть глаза посчитать до 10 и обратно, на счет 1-открыть)

Любопытные ребята смотрят влево,
Смотрят вправо,
Смотрят вверх и смотрят вниз,

От работы отвлеклись,

А потом все дружно, тихо
За работу принялись.

Учитель: Со словами мы поработали хорошо, а кто из вас выполнял другие задания. Прочитайте свои предложения.

Дети читают свои предложения, рассказывают о правилах, которые встретились при написании предложений.

Учитель: Занимательная минутка: Почему так говорят?

  • У коровы молоко на языке.

  • Корова черна, да молоко у ней бело . Как корова языком слизала.

Учитель обращает внимание детей на латинское происхождение слова корова (от латинского кор-рог) и на старославянское слово млеко-молоко.

- Предлагается составить и записать предложение с фразеологическим оборотом как корова языком слизала, предварительно узнав его значение во фразеологическом словаре.

Индивидуальное задание для детей - работа по карточке:



Чтоб не обиделась к__р__ва
И не прокисло м__л__ко,
Мы оба этих трудных слова
Напишем в корне с буквой О
Даёт
к__р__ва м__л__ко!


Оро-оло пишем с о!




Списать скороговорку, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

Учитель показывает презентацию, обращает внимание детей на стихотворение:

Торты, шоколад и фрукты -
Очень вкусные продукты,
Но всего полезнее всего
Йогурт, творог, молоко.

Учитель Почему поэт, сочинивший это стихотворение так считает?

Дети рассказывают о пользе молока. Один из учащихся зачитывает своё сообщение.

Работа с текстами разных типов.

Учитель: Вы сейчас прослушали сообщение. Как вы думаете, к какому типу текста оно относится ?

Дети: Может быть повествование, описание или рассуждение. Потом доказывают, что данный тип текста- рассуждение, так как есть научные термины, идет последовательное доказательство главной мысли.

Учитель: А сейчас я хочу предложить вам текст:

Грибная пора.

Наступила грибная пора. Галя и Оля идут в лес. Дятел громко долбит д__р__во. Звонко чирикают в__р__бьи. Вокруг много ягод. Земл__ника глядит из травы красными глазками. См__р__дина чёрная висит на пышных кустах. Много и грибов. Вот боровик. Он красив и велик. А вот белые и крепкие грузди. Осторожно – бледная поганка! Она ядовита. У Оли и Гали полные корзины грибов и ягод. Спасибо тебе, лес, за подарки.

Дети доказывают, что данный тип текста- повествование , так в тексте как есть сравнения, эпитеты, метафоры .Они рассуждают, приводят свои доказательства.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

Дети: Закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и научиться писать непроверяемую гласную в корне слова.

Учитель: Вы справились с поставленными задачами? Что вы повторили и чему новому научились?

Дети: Повторили правила написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, разбирали слова по составу, подбирали однокоренные слова, работали со словарными словами, составляли предложения.

Учитель: Да, надеюсь, что узнав способ выбора непроверяемой гласной в корне вы его надолго запомните.

Домашнее задание:

  1. Стр.________ тетрадь 2

  2. Индивидуальное задание: Найти в словаре слова с непроверяемыми гласными, списать и поработать с ними.

Учитель: Я благодарю вас за работу. Отметки получают:___________________________

____________________________________________________________________________

Приложение:

Если учитель видит, что дети устали, то проводит еще одну физминутку под песенку "Кто пасется на лугу?" (сл. Ю.Черных, муз. А. Пахмутовой).