СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект по теме "Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц"

Просмотр содержимого документа
«Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц"»

Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц

1) Нервная система: крупнее и более развиты большие по­лушария переднего мозга (полностью покрыты корой, обеспечивают сложное поведение птиц) и мозжечок (координирует все виды движений и полёт)


2) Поведение птиц:

  • выбор удобных мест для гнёзд, активный поиск материала для их строи­тельства,

  • насиживание яиц, вскармливание птенцов, защита их от врагов,

  • высокое развитие голосового внутривидового общения — пения-,

  • отличная ориентация в пространстве (в том числе во время сезонных перелётов);

  • приобретение разнообразных условных рефлексов

3) Органы чувств:

Глаза крупные, расположены по бокам головы, для почти кругового обзора, имеют двойную аккомодацию-, зрение острое, цветовое, позволяет различать оттенки и сочетания цвета.

Орган слуха состоит из наружного слухового прохода (у некоторых ноч­ных видов — ушастая сова и др. — он окружён кожистой складкой), внутреннего и среднего ух(со стремечком)

Обоняние- развито слабо

Осязание- нервные окончания кожи

Вкусовые рецепторы на языке и стенках ротовой полости


4) Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее, прямое развитие, половой диморфизм

самец: парные семенники----семяпроводы----клоака

самка: левый яичник---яйцевод---клоака


5) Строение яйца (заполнить самостоятельно)


Структура яйца

Функции

Зародышевый диск


Желток


Желточная оболочка


Белок


Белковые канатики


Две кожистые оболочки


Воздушная камера


Скорлупа


Надскорлуповая оболочка




Вопросы творческого характера:

  1. Известно, что почки у птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

  2. В связи с чем у птиц произошло разделение желудка на железистый и мускуль­ный отделы?

  3. Как дышит птица в полете и сидя на ветке? Почему птица в полете не задыха­ется?

  4. Как известно, куры с наступлением сумерек перестают видеть, а совы, наобо­рот, видят вечером и почти не видят днем. Объясните такие особенности зрения птиц.

  5. Крылья у птиц опускаются благодаря большим грудным мышцам, достига­ющим 25 % общей массы тела, а поднимаются благодаря мышцам меньших размеров. Почему так, а не наоборот?

  6. Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?

  7. Какое значение имеет наличие у птиц четырехкамерного сердца? Какая кровь поступает к органам тела? В легкие?

  8. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, зем­новодными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной си­стемы?

  9. Среди приведенных ниже примеров выберите условный рефлекс:

а) постройка гнезд;

б) высиживание птенцов;

в) цыплята бегут на голос хозяйки;

г) цыплята клюют все подряд

  1. Чем объяснить разнообразие клювов у птиц?

  2. В жаркий летний день перьевой покров птиц ста­новится взъерошенным. Объясните почему.

  3. В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем это можно объяснить?

  4. Если понаблюдать за находящимися в воде во­доплавающим птицами, то можно заметить, что их тело совсем немного погружаются в воду. Объясните почему.

  5. Ученик, наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, научился по их внешнему виду определять, какая на улице погода. Как он это дела­ет?

  6. Температура ног птиц сверху вниз постепенно снижается и на стопах достигает температуры окружаю­щей среды. Почему?

  7. Почему молнии никогда не ударяют в птиц?

  8. Кондоры устраивают свои гнезда на скалах. По­чему они не вылетают из гнезда до тех пор, пока солнце не нагреет все вокруг?

  9. Почему орлы не летают над морем, а буревес­тники гибнут над сушей?

  10. Отличаются ли кости пингвинов от костей других птиц?

  11. Почему гуси, журавли, бакланы и другие крупные птицы во время миграций летят, расположившись углом (клином)?

  12. Почему перед дождем ласточки летают низко?

  13. Чем можно объяснить тот факт, что ласточки, стрижи, мухоловки улетают на юг на зиму, а дятлы, си­ницы, поползни, рябчики, тетерева, глухари остаются зимовать?

  14. Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сро­ках выведения птенцов у разных видов.

  15. Охотники рассказывают, что со стороны спины к сове можно подкрасться вплотную и даже схватить ее руками. Почему иногда это удается сделать?

  16. Широко известны всем птичьи базары — колонии гнездящихся на прибрежных скалах в приполярных об­ластях чаек, кайр, бакланов. Местные жители, рыбаки, ведущие промысел, говорят: «Хочешь быть с рыбой, бе­реги птиц». Поясните это утверждение.

  17. Существует ли птичье «молоко»?

  18. Колебания численности мышей и неблагоприят­ная погода часто заставляют сов голодать. Каково, на ваш взгляд, может быть поведение сов в этом случае, дабы обеспечить выживание вида?

  19. У каждой птицы свой «потолок» полетов. Мелкие певчие птицы редко поднимаются на большую высоту. Ласточки и стрижи высоко летают в поисках пищи. Ка­кое значение имеют подобные отличия?

  20. Два века назад английские горняки, опускаясь в за­бой, стали брать с собой канареек. Как вы думаете, зачем?

  21. В некоторых фармацевтических фабриках в штат сотрудников зачислены попугаи. Как вы думаете, зачем?

  22. При постройке гнезда скворцы используют по­лынь и другие пахучие растения. Зачем?

  23. Весной лес наполнен пением птиц, а летом песен не слышно. Почему?







Проверка домашнего задания по теме: "Строение систем внутренних органов птиц"

4

3

2

1

Вариант №1

  1. На рисунке цифрой 1 обозначен сосуд ...

  2. На рисунке цифрой 2 обозначена кость....

  3. На рисунке цифрой 3 обозначена ...

  4. На рисунке цифрой 4 обозначена ....

  5. У голубей, попугаев, куриных птиц, пищевод в нижней части расширен и образует ....

  6. Первый отдел желудка птиц называется ....

  7. Голосовой аппарат птиц находится ....

  8. Легкие птиц имеют .... строение

  9. Органы выделения птиц представлены....

  10. Сердце птиц состоит из .... камер


Проверка домашнего задания по теме: "Строение систем внутренних органов птиц"

2

3

4

1

Вариант №2

  1. На рисунке цифрой 1 обозначен сосуд ...

  2. На рисунке цифрой 2 обозначена кость....

  3. На рисунке цифрой 3 обозначен ...

  4. На рисунке цифрой 4 обозначена ....

  5. Тип таза птицы ...

  6. Второй отдел желудка птиц называется ....

  7. Обмен газов на вдохе и на выдохе у птиц получил название ....

  8. Легкие птиц имеют тонкостенные эластичные выросты ....

  9. В выделительной системе птиц отсутствует ...

  10. Левая половина сердца заполнена ... кровью



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!