Отдел образования, спорта и туризма Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №9 г.Светлогорска»
Тема:
«Закрепление устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100».
Нестандартный урок математики
во 2-ом классе
(с мультимедийным сопровождением).
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Закружная Анна Петровна
Тип урока: урок закрепления учебного материала
Задачи:
содействовать закреплению устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100;
создавать условия для формирования умений работать в группах и парах;
содействовать развитию произвольного внимания, познавательной активности, математической речи;
способствовать формированию эмоциональной сферы учеников, чувства сопереживания.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, пазлы «Мостик», шкатулка, карточки с примерами, цифрами; мяч, рисунки цветов, сказочных героев (Змея Горыныча), воздушный шар, иголка, клубок, плакат для проведения рефлексии, рисунок сказочной птицы, CD-диск с записью музыки Э. Грига,
П. Чайковского.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
- Встаньте в круг дружбы и возьмитесь все за руки.
- Всем хорошего дня…
Дети:
- И отличного настроения!
Актуализация полученных ранее знаний.
Учитель:
- Каждый раз вы стараетесь на уроке сами открывать что-то новое. Сегодня мы постараемся сделать немного не так, как обычно. Предложите двух экспертов-математиков. Они попробуют открыть эту шкатулку и выбрать карточки с примерами, приёмы решения которых мы изучали. Найдут в волшебной шкатулке что-то неизвестное - значит в классе будем изучать новый приём вычислений.
Дети предлагают двух учеников, которые проводят данную работу.
Учитель:
- Игра «Счёт цепочкой»
Игра должна проходить в быстром темпе. Учитель, бросая мяч, говорит: «До 32.» («После 40.») Ученик должен считать в обратном (прямом) порядке, пока учитель не даст команду следующему игроку.
Учитель:
- Проверим, как же справились наши эксперты с ответственным заданием. Будем ли мы знакомиться с новым приёмом на уроке? Чем же мы будем заниматься на уроке?
Ученик:
- Примеров с новыми вычислительными приёмами в шкатулке мы не нашли.
Значит, сегодня будем закреплять то, что уже изучили.
Учитель:
- Ребята, покажите знаками, согласны ли вы с ребятами.
Ученики знаками «+», «-» оценивают выполнение задания.
Учитель:
- Каким вы хотите видеть урок? Что вы будете делать для этого?
Ученики:
- Хотим, чтобы урок был интересным. Будем стараться быть внимательными и точными при решении примеров и задач.
Закрепление изученного.
Учитель:
- Вы любите сюрпризы? Что необычного появилось в нашем классе?
Правильно. Необычная установка. А теперь внимание! На экран!
Звучит музыка П.Чайковского. Начинается показ слайдов презентации.
Учитель:
- Иллюстрации к каким сказкам были показаны?
Ученики:
- К волшебным.
Учитель:
- Правильно. Сегодня у нас в гостях волшебная сказка.
Учитель начинает рассказывать сказку под мультимедийное сопровождение.
- В некотором царстве, в некотором государстве жили - были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Жили они, не тужили. Но вот однажды случилась беда: пропала Василиса. Отправился Иван-царевич на поиски. Да вот беда! Не знает он, не ведает, кто украл его возлюбленную. У нас, ребята, урок математики. Значит, сегодня, выполняя математические задания, мы ответим на многие вопросы. Выслушайте внимательно задание. Расставьте карточки с числами в порядке убывания и вы узнаете, кто украл Василису Прекрасную.
Игра «Угадай слово»
3,11,85, 30, 27
Ученики поочерёдно у доски выполняют задание.
Учитель:
- Переверните карточки. Прочитайте, кто же похитил Василису?
Ученики:
- КОЩЕЙ!
Учитель:
- Как вы думаете, кто помогал Кощею в этом злом деле?
Ответы детей.
Правильно, Змей Горыныч. (Появляется изображение на слайде презентации.) И если мы не одолеем этого злого помощника, то с Кощеем будет справиться нам очень трудно. Поможем Ивану–царевичу одолеть Змея Горыныча? А как в сказках поступал Иван – царевич со Змеем Горынычем?
Ученик:
- Отрубал головы.
Учитель:
- Мы тоже будем сражаться с Кощеем. Мы отрубим головы, если решим примеры.
Игра «Математическая эстафета»
- Кто желает проверить, справились ли мы с Кощеем?
Ученики выполняют проверку выполнения задания.
Учитель:
- Одолели мы с Иваном-царевичем Горыныча. Да вот беда, не знает царевич,
в какую сторону дальше идти. Но встретил он по дороге подсказку «Иди по той дороге, где написан пример с ответом больше 40, но меньше 45.
Ученики решают примеры, подробно объясняя вычислительный приём.
Выбирают нужную дорожку.
38+3
40+7
39-4
Учитель:
- Вышел на нужную дорожку Иван-царевич, видит – путь загородили цветы необычные, сказочные. Они капризные. Цветы пропустят вперёд только тогда, когда царевич сыграет с ними в игру «Верю –не верю».
Ученики отвечают на вопросы, написанные на цветах, при правильных ответах забирают цветы себе. На экране с каждым правильным ответом цветок исчезает.
Верно ли, что 89-6 больше 89?
Верно ли, что 37+5 больше 37?
Верно ли, что 72-3 меньше 72?
Верно ли, что 50+13 больше, чем 50+10?
Верно ли, что 40-5 больше 40-10?
Учитель:
- Перешли мы необычный луг, видим речку глубокую. И лодки нет. Мостик бы! Будем строить мостик? Выходите к доске, берите часть мостика, решайте пример и совмещаете с ответом на доске.
Игра «Построй мостик»
При верном ответе часть мостика совпадает с частью, изображённой на доске мелом.
Учитель:
- Построили мы мостик и помогли Ивану-царевичу перебраться через реку. Хотите побывать в лесу?
Тяжело раздвигаем еловые ветви. Переступаем пни и маленькие пенёчки. Мы замечаем, что среди мухоморов есть в лесу и съедобные. Присядем, срежем боровичок и - в корзинку. Ещё один. Высоко с ёлки на ёлку перескакивает белка. Мы так хотим её хорошо разглядеть. Но она почему-то ускакала. А вот под ногами – муравьи, их очень много. А вот – филин ухает над головой
Учитель:
-Понравилось ли вам в сказочном лесу? Как было интересно! А Ивана- царевича ели этого дремучего леса не пропускают. (Показ слайда)
«Если не узнаешь, сколько шишек на нашей чудо-ели, не покажем тропинку.»
Дети читают условие задачи самостоятельно, затем – ученик.
Ученик:
- На чудо-ели росло 25 серебряных шишек, а золотых – на 10 больше. Сколько всего шишек росло на чудо-ели?
Учитель:
- Почему ель называют чудом?
Ученики:
- Потому что на ели растут серебряные и золотые шишки.
Учитель:
- Назовите условие задачи. Вопрос задачи.
На доске - краткая запись условия задачи. Согласны ли вы с ней?
Ученики:
- Нет. Золотых шишек больше на 10, а в краткой записи – на 10 меньше.
Учитель:
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Ученики:
- Нет.
Учитель:
- Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Ученики:
- Надо знать, сколько золотых и серебряных шишек.
Учитель:
- Что неизвестно?
Ученик:
- Неизвестно, сколько золотых шишек.
Учитель:
- Каким действием можем найти?
Ученик:
- Можно найти действием сложения, потому что в задаче сказано, «на 10 больше».
Учитель:
- Сможем ли тогда ответить на вопрос задачи?
Ученик:
- Сможем.
Учитель:
- Каким действием найдём, сколько всего шишек на чудо-ели?
Ученик:
- Действием сложения.
Учитель:
- Проговорите план решения.
(Дети проговаривают последовательность выполнения действий. Самостоятельное оформление решения задачи в тетрадях. Один ученик записывает решение с комментированием на доске.)
Учитель:
-Только показалась тропинка, а тут …
Дальше камень вдруг огромный
Развалился вдоль и вширь.
Ну, совсем как богатырь.
Как помочь сейчас Ивану?
Мы заданье увидали.
Какие же задания нам приготовил камень?
Игра «Что не умел Незнайка?»
Ученики проверяют решение примеров на доске, объясняя, каких знаний и умений не было у Незнайки.
Ученик:
- Допущена ошибка в примере 53+24=78. Незнайка не знает состава числа 7.
Остальные ученики работают с сигнальными карточками, проверяя ответы игроков.
Учитель:
- Добрались до замка Кощея Бессмертного. Но он хитрый и коварный. Говорит: «Скажу, в какой башне находится Василиса Прекрасная, если узнаете возраст птицы, которая у меня живёт. А то уж больно она хвастает!
Меня бессмертным не считает.» Помогите, ребята, вычислить возраст птицы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/03/s_595ab01edaa14/656688_1.jpeg)
Учитель:
- Как мы это сделаем?
Ученик:
- Будем находить сумму чисел, которые обозначены цифрами в изображении птицы.
Работа в группах. Одна группа выполняет задание у доски.
Учитель:
- Какой ответ получился у первой группы? У второй? У третьей? Сделайте вывод, почему допущена ошибка.
Учитель:
- Но обманул Ивана-царевича Кощей, не показал ему, где Василиса Прекрасная. Обратился селезнем. Поднялся выше елей, выше своего замка. Выстрелил Иван-царевич в селезня. Обронил селезень яйцо.
(В руках у учителя – воздушный шар.) Говорят, что в яйце Кощеева смерть. Кто из вас, дети, смелый и готов погубить Кощея?
Выходит к доске ученик и прокалывает яйцо иглой. Высыпаются мелкие карточки.
Учитель:
- Смотрите, а ведь Кощей не просто так исчез. Он решил испортить наше сказочное настроение. Математика нам помогала, а он хочет навредить математике. Разве позволим это Кощею?
Ученики:
- Нет.
Учитель:
- Как одолеем его? Решим правильно примеры, в которых допущены ошибки.
Игра «Исправь ошибки»
Исправляют ошибки в примерах на карточках. Взаимопроверка.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Учитель:
Продолжите высказывание
- Сегодня на уроке я учился…
- Мне было трудно, когда …
- Очень интересными были …
Учитель:
- Подходит к концу наш урок-сказка. Вот наш клубочек, пусть он покатится по классу и расскажет о вашем настроении в конце урока и пожеланиях на будущее.
Дети передают клубочек друг другу, рассказывая о своих впечатлениях, достижениях.
Учитель даёт развёрнутую оценку работы учащихся.
Список использованной литературы
С.Акимова. Занимательная математика. – Санкт-Петербург: «Тригон», 1997. - 608 с., илл.
Емельянова О.И. Математика: система дидактических игр для шестилеток / О.И.Емельянова.– Минск: Пачатковая школа, 2007.- 64 с.: ил.- (Б-ка «Пачатковай школы»)
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1987.- 63 с.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. –Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 1: математика, природоведение). Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2002. – 152 с.