СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные методы и приемы решения уравнений и неравенств, содержащих модули

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные методы и приемы решения уравнений и неравенств, содержащих модули»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34

имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова






Программа кружка

по математике по теме

«Нестандартные методы и приемы решения уравнений,

неравенств и систем, содержащих модули»

9 класс




Составитель: Шкляева О.А.

Рассмотрена

на заседании ШМО ______________________

Протокол № ____ от ____________ 2014 г.

Принята

Решением педсовета МБОУСОШ №34

Протокол № ____ от ____________ 2014 г.

Утверждена

Приказом № ____ от ____________ 2014 г.


Директор МБОУСОШ №34 ______________________________ Лазарева Л.В.





2014 г.




Пояснительная записка


Данная программа направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.

Данный кружок по математике по теме «Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули» расширяет и углубляет отдельные темы базовых общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться  к сдаче экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.  Программа кружка применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс  предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. 

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

 

Цели курса:

  • изучение   методов   решения   задач   избранного класса и формирование умений, направленных на ре­ализацию этих методов;

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса;

  • продолжить формирование качеств мышления, необходимых человеку для жизни в современном обществе;

  • сформировать у учащихся представление о зада­чах с модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;

  • научить применять аналитический метод в реше­нии задач с модулем;

  • научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с модулем;

  • научить осуществлять выбор рационального ме­тода решения задач и обосновывать сделанный вы­бор;

  • способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА по математике;

  • перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.


Задачи курса:


Образовательные:

  • формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;

  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями;

  • обеспечить подготовку к продолжению образования;

  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.


 Развивающие:

  • выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;

  • как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;

  • повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;

  • развитие навыков исследовательской деятельности.


 Воспитательные:

  • воспитание таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

 


Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Продолжительность курса – 34 часа.

Программа включает 4 основные темы математики, в которых наиболее часто встречаются задания с переменной под знаком модуля.


В результате изучения курса учащиеся смогут освоить и закрепить следующие умения:

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • выполнять преобразования рациональных выражений, раскладывать многочлен на множители;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования выражений;

  • решать линейные и квадратные уравнения и системы уравнений;

  • решать квадратные и линейные неравенства и их системы;

  • исследовать функцию, определять свойства функций по её графику, описывать свойства функции и строить их графики.


Программа позволяет организовать повторение и закрепление понятия модуля, решение задач, содержащих модуль «блоками» и готовит к восприятию учебного материала в старших классах.

Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.



Содержание обучения


I. Модуль в выражениях (4 часа).

Определение модуля числа. Геометрический смысл модуля. Раскрытие знака модуля. Свойства модуля.

Тождественные преобразования выражений, содержащих знак модуля.

II. Модуль в уравнениях (11 часов).

Линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения, содержащие модуль, их аналитическое и геометрическое решение. Уравнения, содержащие несколько модулей. Уравнения с двойным модулем. Решение уравнений с использованием свойств модулей.

III. Модуль в неравенствах (11 часов)

Линейные, квадратные, дробно-рациональные неравенства с модулем разного вида: |(х)|а, |(х)|а, |(х)|(х), |(х)|(х), |(х)||(х)|, |(х)||(х)|. Решение систем неравенств. Решение неравенств с использованием свойств модулей.

IV. Модуль в функциях (8 часов)

Графики линейных функций с модулем: у=|х|, у= |кх + в|, у=к|х| + в и их комбинаций. Графики квадратичных функций с модулем: у=| ах2 + вх + с|, у= ах2 + в|х| + с, у= |ах2 + в|х| + с|. Графики дробно-рациональных функций с модулем. Построение графиков |у|= (х), и |у|= |(х)|



Литература для учителя:

    1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 252 с.

    2. Математика. Уравнения и неравенства. Приемы, методы, решения/ сост. Е.В. Мирошина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.

    3. Письменный Д.Т. Готовимся к экзамену по математике. – 8-е изд., доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 352 с.

    4. Л.Э. Гендейштейн, А.П. Ершова, А.С. Ершова. Наглядный справочник по алгебре и началам анализа с примерами для 7 – 11 классов. Издание 2-е, переработанное. Илекса. Гимназия, 1997


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА



Содержание учебного материала

Примерная дата проведения урока

Модуль в выражениях (4 часа)

1

Модуль числа. Свойства модуля. Геометрический смысл абсолютной величины.


2

Выражения, содержащие переменную под знаком модуля.


3

Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.


4

Решение упражнений с использованием свойств модуля.


Модуль в уравнениях (11 часов)

5

Раскрытие модуля, исходя из определения. Решение типичных задач.


6

Возведение обеих частей уравнения в квадрат. Решение типичных задач.


7

Метод разбиения на промежутки. Решение типичных задач.


8

Решение линейных и квадратных уравнений вида|f(х)|=а.


9

Решение дробно-рациональных уравнений вида|f(х)|=а.


10

Решение линейных и квадратных уравнений вида |f(х)|=|g(х)|.


11

Решение дробно-рациональных уравнений вида |f(х)|=|g(х)|.


12

Решение уравнений, содержащих несколько модулей.


13

Решение уравнений с «двойным» модулем.


14

Решение уравнений с использованием свойств модуля.


15

Обобщающее занятие по решению уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.


Методы и приемы решения неравенств (7 часов)

16

Решение линейных и квадратных неравенств вида |f(х)|а, |f(х)|


17

Решение дробно-рациональных неравенств вида |f(х)|а, |f(х)|


18

Решение линейных и квадратных неравенств вида |f(х)|g(х)|, |f(х)||g(х)|.


19

Решение дробно-рациональных неравенств вида |f(х)|g(х)|, |f(х)||g(х)|.


20

Решение систем неравенств с модулем.


21

Решение неравенств с использованием свойств модуля.


22

Обобщающее занятие по решению неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.


Модуль в функциях (10 часов)

23

Графики линейных функций с модулями и их комбинации.


24

Графики квадратичных функций с модулем.


25

Графики дробно-рациональных функций с модулем.


26

Построение графиков вида |у|=f(х), |у|=|f(х)|.


27

Графическая интерпретация решения линейных уравнений и неравенств.


28

Графическая интерпретация решения квадратных уравнений и неравенств.


29

Графическая интерпретация решения дробно-рациональных неравенств.


30

Графическая интерпретация решения линейных уравнений и неравенств с параметром.


31

Графическая интерпретация решения квадратных уравнений и неравенств с параметром.


32

Графическая интерпретация решения дробно-рациональных неравенств с параметром.


33

Обобщающее занятие по построению графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.


34

Итоговое занятие по решению уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.