- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный | - Здравствуйте, дети. Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшняя беседа принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи Удобно сядьте. А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. | |
Определение учебной задачи. |
2 . Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. | Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» |
- Что вы увидели? | |
- Почему Гена решил написать объявление? | - Ему было скучно, одиноко, грустно |
- Зачем? | - Решил найти друзей. |
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? | - О дружбе. |
- Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы. | |
3. Актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи. | 1. Подбор однокоренных слов |
-Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова | Ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя |
- А как выдумаете, что такое дружба? | Выслушиваем варианты детей. |
- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько. - А как вы думаете, дружить это хорошо? Почему? - Сколько может длиться дружба? - Можно ли обойтись без друзей? - А как вы думаете, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»? - Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много – много лет назад. Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках | |
Игра «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте пословица в виде «PUZZLE» самодельная. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл. |
- О чем все эти пословицы? | О дружбе |
- А с кем можно дружить? | С мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем |
4. Первичное закрепление знаний . | - Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах Викторина (по 3 вопроса каждой команде по очереди): 1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … Назовите этих друзей – музыкантов 2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? 3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? 4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? 5.Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про Дениску Кораблёва и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили помочь персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? 6.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? 7.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? 8.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? 9.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей | (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел) (Слонёнок) (Герда) (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье) (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору) (Пудель Артемон) (Волк Акела) (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя) Винни – Пух и Пятачок) |
- А есть ли друзья у вас? | |
- Почему вы считаете их друзьями? | |
-Какими качествами должен обладать ваш друг? | |
5. Первичная проверка понимания | 1.Учитель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные учителем листке А. Все полученные работы вывешиваем на доску. |
- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? | (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили) |
- На что мы обратили внимание? - Почему? | (качества каждой команды повторяются). |
- Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? | |
- Давайте попробуем их найти вместе! | |
2. Игра с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того, кому передают мяч. |
-Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? - А какие общие интересы есть у настоящих друзей? - А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? - А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали? | (песни, танцы и пр.). (станцевать) |
3.Работа в группе: Учитель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу (Легче потерять друга, чем найти) |
- Как вы думаете, что означает эта пословица? | |
- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? | |
- Как его можно потерять, это же не вещь!? | (ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним) |
- А к чему это все может привести? | (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.) |
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? | (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.) |
- Что это могут быть за правила? | |
- А что делать, если я захочу выполнять только одно какое – нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания? - К чему это приведет? - Что делать, если эти правила будут соблюдать только один из ребят, или два? - Что же делать? - Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …) | Цветик -семицветик |
- Кто герой этого произведения? - Что за необычный подарок получила девочка? - Что за желания она загадывала? - Какое было последним? Зачем ей это было нужно? | Женя (дружить с Витей, который был болен) |
- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? | (доброта) |
- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? - Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила. | (быть добрым) |
![]() | |
- Какое название мы дадим ему? | (Цветок «Дружбы») |
- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия? - Что такое дружба? - Кого можно назвать другом? Каким ты хочешь видеть своего соседа напиши на приготовленные ладошки. | |
6. Рефлексия | - Правило, которое вам понравилось напишите на ваших сердечках. ( У каждой группы 2 сердечка.) - Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце. Дети наклеивают свои сердечки. - Посмотрите, оно как будто забилось. Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом» | |