«Нетрадиционная техника рисования на внеурочном занятии в малокомплектных начальных классах и её роль в развитии творческих способностей младшего школьника»
Выполнила: учитель начальных классов Смирнова Светлана Владимировна МБОУ «Спасская СОШ» Большеигнатовского района РМ
Тема моего выступления «Нетрадиционная техника рисования на внеурочном занятии в малокомплектных начальных классах и её роль в развитии творческих способностей младшего школьника»
В нашей школе в начальных классах насчитывается 10 учеников с 1 по 3 классы. Как результат, внеурочные занятия проводятся сразу во всех классах. Появляются сложности в составлении программы для занятий с разновозрастной группой, но еще сложнее провести это занятие, объясняя каждому ребенку свою тему. Но такое занятие, как «Нетрадиционная техника рисования», интересно как для первоклассника, так и для ученика 4-го класса. На уроке можно изучать одну тему для всех детей и никому не покажется «очень сложно» или «очень просто». Нетрадиционная техника рисования интересна как для малыша (дошкольника), так и для совсем взрослого человека; отличается только замыслом художника и сложностью. Свободное рисование – это не только интересно, но и полезно. Оно развивает восприятие и воображение, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, даёт детям новые знания об окружающей среде, развивает мелкую моторику рук.
Нетрадиционные техники рисования – способствует развитию творческих способностей, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё. Огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, творить, экспериментировать и самовыражаться.
Рисуя, ребенок учится видеть и представлять образы, а потом и воссоздавать их. Такое уникальное свойство, как креативность, развивается в раннем возрасте, причём именно в творческой деятельности.
Чем больше новых образов создаёт младший школьник, тем лучше в дальнейшем развиваются его интеллектуальные способности и мыслительные операции.
С помощью рисования у ребенка также развивается речь. Ещё до того, как он начнёт изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих рисунках и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и детский рисунок становится живой картинкой.
Но зачастую появляется проблема, когда дети отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-10-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе. К тому же, когда учитель говорит детям: «Сегодня рисуем на тему «Летние забавы», дети сразу начинают отговариваться: «Я не могу», «Я не знаю, что рисовать», «Я летом не играл» и т. д. В таком случае, когда рисуется композиционный рисунок, следует подробно проговорить, чем занимаются дети летом, вспомнить интересные истории, которые происходили с детьми во время летних каникул, рассмотреть репродукции картин художников, показать детские работы, спеть летние песни. Вот только после этого у детей начинают появляться идеи, что же можно нарисовать. Учитель во время работы проходит и советует детям что-то добавить в рисунок, что-то изменить. В итоге работы получаются разные, интересные, а юные художники довольны своей работой.
Когда же в школе были введены внеурочные занятия, одно из направлений которой - общекультурная деятельность, я с удовольствием вспомнила о нетрадиционной технике рисования, и проблема «Я не могу рисовать» самоликвидировалась. Мои детки полюбили внеурочные занятия и уроки рисования. Необычный способ рисования приводит детей просто в восторг. Появляются положительные эмоции, желание довести начатую работу до конца, добавить в работу свою «изюминку». Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет учащимся истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
На внеурочном занятии я использую самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога в процессе рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
В своей практике я проводила занятия по нетрадиционной технике рисования и в среднем звене учащихся, могу сказать, что дети с таким же интересом выполняют рисунки и радуются результату.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например,
«Отпечатки» овощами и фруктами, листьями, спичечным коробком, ластиком и многое другое;
«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»;
«Рисование пальчиками»;
«Я рисую маму»;
«Восковые мелки + акварель»;
«Свеча + акварель»;
«Точечный рисунок»;
«Разрисовка маленьких камешков»
«Рисование пластилином»
«Рисование на мокрой бумаге»
«Тканевые изображения»
«Рисование песком»
«Учимся делать фон»
Замечательна техника «Рисование мелками». Огромные возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь,
Мне очень нравится «Метод волшебного рисунка». Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
Но самое интересное для всех возрастов - это рисование собственной ладошкой. Вот об этом мы поговорим подробнее.
Рисунок ладонью – это всегда очень удивительное и интересное зрелище. И детям, и взрослым очень нравится наблюдать за тем, в какие немыслимые образы порой превращаются привычные для нас очертания детских рук.
Рисование ладонью способствует развитию у младшего школьника:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости, навыков контроля и самоконтроля.
Кроме того, в процессе этой деятельности у ребенка:
исчезают детские страхи;
развивается уверенность в своих силах и пространственное мышление, умение свободно выражать свой замысел;
возникает побуждение к творческим поискам и решениям.
Рисование ладонью учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувства фактурности и объёмности; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
При рисовании ладонью или пальцами работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. Рисовать ладошкой сможет каждый ребенок, если даже способности рисования очень слабые.
Существует два способа рисования ладошкой: «отпечаток» и «обвод» руки.
«Отпечаток». Дети наносят краску на руку либо широкой кистью, либо краска наливается в блюдечко, ребенок погружает руку в краску, а затем делает печать на лист бумаги. Дальше рисунок можно дорисовать пальчиками или кистью.
«Обвод». Руку обводят карандашам, затем дорисовывают разные детали рисунка и раскрашивают красками, гуашью, цветными или восковыми карандашами.
Рисование ладошками, пальчиками очень похоже на весёлую игру, детям очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Не следует забывать, что отличительной особенностью детского восприятия является стремление к самостоятельности. Будет лучше, если педагог покажет у доски, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, а учащиеся будут смотреть и повторять, рисуя свою картину. В каждой работе надо дать место творчеству, чтобы дети не только сделали так, как показал учитель, но и добавили что-то свое. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для детей творчество - это процесс, а не результат.
У нас в летнем школьном оздоровительном лагере в 2014 году был нарисован плакат, на котором ученики и воспитатели были изображены с помощью собственной ладони. Каждому человечку были дорисованы одежда, обувь, в руках - ведра, сачки, фотоаппарат, удочки и другие предметы. В создании плаката принимали участие дети с 1 по 7 классы и воспитатели. Во время работы все получили положительные эмоции, всем понравилось это занятие, многие повторили технику рисования, но на отдельных листах. Взрослым полезно вернуться в детство и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам. Альтернативное рисование – отличное средство от стресса и усталости.
В 2017 году сцену для школьного лагеря оформляли также с детьми. Рыбки, плывущие по волнам, выполнены в технике обводки ладони, а камыши - обводка ноги, летающие насекомые, пчелы и бабочки, - это обведенная нога с крылышками.
На внеурочном занятии я повторила тему «Человечки из ладони», которую объединила с темой «На ромашковой поляне». Учащиеся рисовали себя с помощью ладони в летней одежде и с предметами в руках. Когда дети поняли, как из ладони создать человечка, они приступили творческому процессу. Нарисовали одежду: кто в штанишки облачил своего героя, кто в шорты и майку, кто в сарафан, топики и юбочки. Они обули своих героев в шлепки, тапочки и кого-то оставили босиком. В руки дали и корзины, и цветы, и мяч, и зонт и много другое - кому что нравится. После того, как человечки были нарисованы и раскрашены, дети их вырезали и всех разместили на ромашковой поляне, которая была заранее подготовлена. Дети, гуляющие на поляне, получились забавными.
Рыбки, деревья, кустарники, цветы, человечки, различные животные, бабочки, птички и многое другое – можно изобразить, обведя собственную руку. Все это – творчество ребенка, а творчество – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Рисуя, они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника и младшего школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, просьба о помощи, эмоциональная речь учителя.
На таких занятиях можно провести физкультминутку используя игру в ладошки (хлопалки)… Это такие своеобразные ладушки в две руки с перекрёстным хлопком и другими наворотами. Главное в хлопалках произносить присказки-считалки, на каждое слово - хлопок.
***
"Дети бегали по школе
И считали этажи -
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим пополам,
Минус, плюс, равно мадам."
Царица
Ночь, ночь, ночь, ночь (держатся за руки и перекрещивают их)
Комарики кусаются.
Царь с царицей
На лавочке прощаются.
Царь уехал за границу,
А царица в Ленинград
Царь посеял там пшеницу,
А царица виноград.
Винограда вышло много,
А пшеницы - ничего.
Вот царица пьет компот
И показывает "ВО!"(показать большие пальцы вверх)
Такая игра очень нравится детям, слова быстро запоминаются, к тому же она развивает мелкие мышцы рук, способствуют развитию чувства ритма, памяти, внимания, координации движений, правильного темпа и ритма речи.
Не помешает на уроке вспомнить название пальцев забавными стишками. Например:
Этот пальчик — самый большой,
Самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик — указательный,
Он серьезный и внимательный.
Этот пальчик — средний,
Он не первый и не последний.
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик.
Каждая из техник, о которых я сегодня говорила, - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, вернее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь, действительно, многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Нужно запомнить простое правило: бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.