СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нетрадиционная техника рисования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем творчестве”.                                                                                             Роден.

Рисование - это важный информационный и коммуникативный канал. Неслучайно Л.С. Выготский называл рисование "графической речью".

К подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается .Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью.

Снисходительное отношение к детским "каракулям" и полное отсутствие руководства им может привести к задержке в развитии детского рисунка и в более раннем возрасте. Многие дети пассивно повторяют те или иные движения, формы; рука и глаз слабо развиваются; переход к образу и тематическому рисованию намечается лишь к концу года. Причин этому много. Так рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приёмов работы с различными красками. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования.     Есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой - недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе "игры в художника" зона активности сужается. Уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой - изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх . Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Единой классификации нетрадиционных техник рисования не существует. Техник рисования множество и они продолжают появляться. Рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся в работах Г.Н. Давыдовой, Р.Г. Казаковой, А.В. Никитиной.

Тычок жесткой полусухой кистью. Этот вид рисования можно использовать с детьми любого возраста. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками используется в возрасте от двух лет. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

К подготовительной группе дети уже свободно владеют "пальчиковой техникой" и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.

Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Рисовать ладошкой можно начинать уже с двух лет. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск (от трех лет). Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной "штемпельной подушке" - плоскому кусочку поролона - или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать их ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа.

Восковые мелки + акварель или свеча + акварель (от четырех лет).

Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным, а рисунок свечой остается белым

Печать по трафарету используется в работе с детьми от пяти лет. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Трехлетние дети, взяв в руки кисточку и краски, очень часто рисуют "каляки" в виде пятен. В этом нет ничего страшного, ведь такую "каляку" можно запросто "оживить". Ребенок рисует на листе бумаги произвольное пятно. Взрослый вместе с ребенком придумывает, на что похожа данная "каляка". Дорисовываем детали, чтобы довести работу до задуманного образа.

Кляксография обычная используется в возрасте от пяти лет. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Используя кляксографию с трубочкой, ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали также дорисовываются. Наиболее привлекает кляксография с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Затем дорисовываются недостающие детали/

Перед педагогами нашего коррекционного детского сада “Центр Коррекции и развития детей ” стоит важная задача формирования речи у неслышащих детей и её дальнейшее развитие.

Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.

Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт глухого и слабослышащего ребенка существенно отличается от опыта слышащего однолетки. Поэтому мы стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из своих детей, корректируем его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.

Увлеченность общим делом способствует речевому развитию неслышащих детей. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить (в том числе и словесно) свое отношение к ним. Для детей с нарушением слуха, имеющих ограниченный запас слов, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.

В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слуха.

В свою работу с глухими детьми я часто включаю нетрадиционные технологии изодеятельности. Именно они создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает неслышащего ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие речи у глухих дошкольников.

Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинаем работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные технологии изодеятельности.

Рисование.

·  Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).

·  Рисование клеевой полусухой кистью.

·  Рисование по сырой бумаге.

·  Рисование печатками.

·  Рисование с помощью свечи (клея, мыла).

·  Монотипия.

·  Кляксография.

·  Рисование точками (ватной палочкой по контуру).

·  Рисование простым карандашом и ластиком.

·  Разрисовывание камешков.

·  Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.

·  Из крученой бумаги.

·  Из мятой бумаги.

 

 

·  Из салфеток.

 

·  Из плетеных ковриков.

·  Из ткани.

·  Из природного и бросового материала.

·  Из круп и макарон.

·  Способом обрывания.

·  Способом “мозаика”.

 

В работе использовался следующий материал: 1.“Развитие речи у детей с нарушенным слухом в д. саду” — Методические рекомендации под редакцией Э.И.Леонгард 2. “Волшебные лоскутки” — методическое пособие под редакцией А.В.Белошистой и О.Г.Жуковой.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей